Слайд 1
Работа с текстом
как основной способ развития функциональной грамотности чтения
Выполнила: Морозова С.А.
Слайд 2
Цель проекта: Доказать, что учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием
и использованием информации в контексте с повседневной жизнью ученика способствуют развитию функциональной грамотности.
Задачи: Показать:
подходы к составлению заданий, формирующих навыки функциональной грамотности;
особенности работы с разными типами текстов;
применение навыков функционального чтения в житейских ситуациях.
Слайд 3
Актуальность
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими
целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. Ученик, у которого сформированы навыки функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста – для его понимания, сжатия, преобразования и т.д.». (А.А. Леонтьев). Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности, умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.
Слайд 4
Ожидаемый результат
Показать, что при выполнении различных заданий по развитию функциональной
грамотности ученик будет мотивирован на:
осмысленное чтение и восприятие на слух, а также продуцирование тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
умение извлекать информацию из разных источников;
поиск и критическую оценку информации из СМИ и Интернета;
умение пользоваться источниками и ссылаться на них;
умение читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов.
Слайд 5Квалификация текстов по PISA
описание;
повествование;
рассуждение.
Сплошные тексты
Несплошные тексты
графики;
диаграммы;
схемы (кластеры);
таблицы;
географические карты и карты местности;
план помещения, местности, сооружения;
входные билеты;
расписание движения транспорта;
карты сайтов.
Слайд 6
Основные отличия текстов PISA и текстов в учебной литературе
Слайд 7
Задача «Чистый родник»
Общая характеристика задачи
Класс:9.
Задача построена на основе художественного текста. В
его основе–ситуация, «житейский» смысл которой актуален для подростков. Результатом чтения такого текста становятся выводы, значимые для читателя при решении подобных проблем. Поэтому эту задачу можно считать и задачей на формирование социальной грамотности.
Дефициты:
• поиск информации;
• выявление авторской позиции;
• сравнение разных авторских позиций;
• реконструкция авторского замысла;
• умение дать развернутый ответ на вопрос с обоснованием собственной
позиции и привлечением для этого личного опыта.
Общий комментарий к задаче
Тип задачи: позиционная
Тип текста: художественный; сплошной, несоставной.
Содержание и структура задачи: задача в целом формирует грамотность чтения художественного текста. Сложность ее решения заключается в реконструкции авторского замысла.
Слайд 8
Методы развития КМ при работе
над текстом
«Чистый родник»
Корзина идей
Ролевая игра
«Толстые
и тонкие вопросы»
Перепутанные логические цепи
Таксономия Блума
Двухчастный дневник
Синквейн
Слайд 9
Метод «Толстых и тонких вопросов»
Этот метод используется при организации взаимоопроса,
опроса на уроке, парной и групповой работы.
Для достижения цели на уроках необходимо использовать таблицу:
Данная работа способствует развитию мышления и вниманию учащихся, а также развивается умение задавать ''умные'' вопросы. Классификация вопросов помогает в поиске ответов, заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить содержание текста.
Слайд 10
В качестве одного из приема для лучшего понимания текста можно
подготовить «Перепутанные логические цепи»: отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку:
Этот родник готов служить всем: кто изнывает от жары, тому он даёт прохладу; кто хочет пить, тому утоляет жажду, и за всё это он ни от кого не ждёт награду. А если так, то смысл этой надписи таков: если делаешь кому-то добро, то не возлагай на него обязанность ответить тебе тем же.
Душу и тело храни в чистоте, как этот родник. Видишь, как в нём отражаются зелень и блеск солнца? И ты душу, как этот родник, держи открытой для всех, пусть в ней видно будет всё. Вот о чём, по-моему, говорит эта надпись.
Ты, человек, тоже, не переставая, работай, никогда не останавливайся и не предавайся лени; если будешь поступать так, то, в конце концов, станешь великим и достигнешь цели.
Слайд 11
В качестве наиболее оптимального метода на стадии осмысления можно использовать
«Таксономию Блума» - прогнозирование с помощью открытых вопросов.
Таксономия нужна, чтобы:
1. правильно ставить цели в обучении;
2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;
3 правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;
4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.
ЗНАНИЕ:
Опишите место, где располагался родник.
Какая надпись была высечена около родника?
На чем была высечена эта надпись?
Сколько путников оказалось около родника?
Что думал купец (бедный мулла, красивый юноша) о надписи у родника?
ПОНИМАНИЕ:
Почему рассказ назван «Чистый родник»?
Как ты бы объяснил значение надписи «Путник, будь чистым, как этот родник»?
ПРИМЕНЕНИЕ
Какое отношение имеет тема рассказа именно к тебе?
Найдите в тексте слова юноши о роднике. С чем сравнивает юноша родник?
Если бы ты находился рядом с путниками, смог бы им объяснить, в чем значение надписи?
Составь и запиши аргументы в защиту мнения юноши.
Слайд 12
АНАЛИЗ
Сравни мнение купца, муллы и юноши о роднике.
Соотнеси социальное положение
героев с их словами.
СИНТЕЗ:
Составь диаграмму Венна.
Придумай другую надпись у родника.
ОЦЕНКА:
Почему автор назвал рассказ «Чистый родник», а не просто «Родник»?
Реализация уровневого подхода помимо профессиональных знаний требует от педагога творческого подхода, больших затрат физических сил, но в то же время позволяет достоверно диагностировать промежуточные и окончательные результаты обучения
Слайд 13
Двухчастный дневник
Этот прием дает возможность читателю увязать содержание текста со
своим личным опытом. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, цитаты. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату.
Слайд 14
СИНКВЕЙН
один из методов на стадии рефлексии
Синквейн - это стихотворение,
которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.
Родник
Неиссякаемый, чистый
Вытекал, утолял, очищал
Родник – душа, в которой отражается все
Источник
Слайд 15
Таким образом, процесс работы с заданиями, связанными с поиском, пониманием, преобразованием
и использованием информации, сопровождается чтением, осмыслением и анализом текста, обсуждением полученной информации в парах, группах и т. п. процедурами, что обеспечивает очень широкий диапазон «побочной информации», усваиваемой на подсознательном уровне. Данные задания универсальны, алгоритмичны, т.е.технологичны, они удобны для организации самостоятельной работы, осуществления самообразования и саморазвития; они индивидуализируют процесс обучения и активизируют познавательную активность учащихся.