Слайд 1Акимушкина Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ»Школа
№34» г.Рязани
Презентация к урокам обобщения знаний по пунктуации в 10-11 классах в ходе подготовке к ЕГЭ
Слайд 2Основные принципы
русской пунктуации
Без умения ставить
знаки препинания
невозможно овладеть
письменной речью
в целом
Слайд 3 Известно, что до XV века в книгах не было знаков
препинания. А сколько знаков препинания в системе русской пунктуации в настоящее время?
Умеем ли мы пользоваться возможностями, которые предоставляет стройная система знаков препинания?
Слайд 4Задание 1.
Расставьте знаки препинания в следующей фразе (заголовок одной из статей
газеты «Аргументы и факты»), чтобы получилось несколько вариантов смыслового содержания.
Хватит жевать давайте читать
Слайд 5Хватит! Жевать давайте, читать…
Хватит. Жевать? Давайте! Читать?
Хватит жевать – давайте читать.
Слайд 6Для овладения умением ставить знаки препинания следует всегда сознательно читать знаки,
т.е. «приводить в связь ту или иную произносительную фигуру… с тем или иным знаком», в результате чего «образуется прочная ассоциация каждого знака с соответствующей произносительной фигурой (или фигурами, если знак их имеет несколько) - ассоциация, протекающая, конечно, в обоих направлениях».
Слайд 7Функции знаков препинания
Отделительные
Выделительные
Разделительные
Слайд 8Отделительные знаки препинания
.
!
?
…
Слайд 9Отделительные знаки препинания
Слайд 10разделительные знаки препинания
;
-
,
:
Слайд 14Выделительные знаки препинания
, и ,…,
,
И
-… -
!
(…)
:
: и -
«,,,»
Слайд 17Выделительным знаком являются и кавычки.
Общая функциональная однозначность кавычек (выделительная) не
мешает им иметь разнообразные частные значения.
Слайд 22Авторские знаки препинания
Главный принцип индивидуального осмысления знаков препинания заключается не в
забвении их функциональной значимости, а в применении знаков в новых, необычных для них (с точки зрения нормативных правил) контекстуальных условиях. То есть знаки "авторские" - это знаки излюбленные, отражающие своеобразие ритмики и интонации текста, применение таких знаков препинания включается в авторскую систему литературно-художественных приемов. Возможность авторского применения знаков - свидетельство гибкости русской пунктуации, высокой степени ее развитости.
Слайд 23Например, тире у М. Горького в позициях, где правилами предусмотрена запятая
или отсутствие знака (тире после обращения; тире между подлежащим и сказуемым - личным глаголом, при выделении сравнительных оборотов и т.д.);
- тире у А. Блока (после частиц, наречных слов с обобщенным обстоятельственным значением) также расширяет сферу своего применения;
- особой изощренности при употреблении тире достигает М. Цветаева: оно помогает ей "развести" слова при чрезмерной смысловой сжатости, спрессованности ее строки - как поэтической, так и прозаической.
- Известно также пристрастие И. Бабеля к точке, А. Толстого - к тире.
Слайд 24Задание 2
В данном стихотворении расставлены знаки препинания, но иные, чем в
авторском варианте. Восстановите авторскую пунктуацию.
Слайд 25Семейство Слонов
Перепугано насмерть –
Слоненок простужен:
И кашель, и насморк.
Лекарства достали,
Компрессы готовы,
Но где продается
Платок
хоботовый?
Рената Муха.
Слоненок
Слайд 26Задание 3
Отметьте номер предложения с пунктуационной ошибкой.
1) Кругом стало совершенно темно
– луна зашла за облака.
2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды.
3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны.
4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии.
Слайд 27Комментарий:
1) Кругом стало совершенно темно – луна зашла за облака. (Должно
быть двоеточие, так как в первой предикативной части следствие того, о чем говорится во второй; между частями можно вставить союз потому что, так как…)
2) Я взглянул в окно: на безоблачном небе разгорались звезды. (Посредством глагола взглянул дается предупреждение о том, что далее последует изложение какого-либо факта, допускается вставка и увидел, что.)
3) Стояла невыносимая жара – улицы были пустынны. (Передача значений следствия в БСП.)
4) Наша задача – не отразить атаку, а уничтожить ядро армии. (Означает пропуск связки в сказуемом.)
Слайд 28Задание 4
Укажите полное и правильное объяснение пунктуации в предложении:
Земля (1) кругла
(2) на ней не скроешь тайны.
1) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится запятая (2). В первой части ставится тире между подлежащим и сказуемым (1).
2) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится двоеточие (2). В первой части запятая отделяет уточняющий член предложения (1).
3) Предложение сложное, бессоюзное. Между частями предложения ставится тире (2), так как вторая часть заключает в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. В первой части запятая не нужна (1).
4) Предложение простое. Тире (2) разделяет подлежащее и сказуемое. Запятая (1) не нужна.