Слайд 1 Использование
технологии
«Развитие критического мышления через чтение и письмо» на
уроках русского языка и литературы.
Выполнила учитель
русского языка
и литературы
МОУ «Павловская СОШ»
Лизунова Татьяна Владимировна
Слайд 2Актуальность:
Нестабильность и изменчивость мира ведет к тому, что знания быстро устаревают,
востребованными остаются
10-15% из изученного.
В концепции модернизации образования главной задачей российской образовательной политики является обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Слайд 3
Сегодня нужен выпускник, у которого будут сформированы творческие умения, необходимые
для самостоятельной познавательной и практической деятельности, и убеждение, что любая деятельность должна отвечать моральным нормам.
Слайд 4Цель критического мышления:
научить школьников критически преобразовывать, переживать, и, самое главное,
"присваивать" предложенную информацию;
- помочь им освоить методику самообразования, активного поиска информации, а следовательно, повысить уровень и качество образования в целом.
Слайд 5Именно ТРКМ поможет подготовить школьников к выпускным экзаменам, научит работать с
различными текстами, ориентироваться в огромном потоке информации.
Слайд 6Что такое критическое мышление?
Критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Информация является отправным,
а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
Критическое мышление есть мышление социальное.
Слайд 7Структура урока по критическому мышлению
ПОБУЖДЕНИЕ (вызов).
Актуализация имеющих знаний;
пробуждение
интереса к получению информации;
постановка учеником собственных целей обучения.
РЕАЛИЗАЦИЯ (осмысление).
Получение новой информации;
корректировка учеником поставленных целей обучения.
РЕФЛЕКСИЯ.
Размышление, рождение нового знания;
постановка учеником новых целей обучения.
Слайд 8Диагностика результативности учащихся:
Выделяются следующие уровни:
Воспроизведение – узнавание и
вызов информации.
Понимание – интерпретация материала, схем.
Применение понятий, законов, процедур в новых ситуациях.
Анализ – выделение скрытых предположений, нахождение ошибок в логике рассуждений, проведение разграничений между фактами и следствиями
Синтез - написание творческого сочинения, составление плана исследования.
Слайд 9Технологическая цепочка урока по критическому мышлению
вызов
осмысление
рефлексия
Слайд 10Методы и приемы работы с использованием технологии критического мышления
Слайд 11Русский язык 5 класс
Тема: Имя существительное
Метод кластера
Кластер –
графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.
Слайд 12
Имя существительное
Кто? Что?
Подлежащее
Часть речи
Число
Падеж
Род
Предмет
На стадии вызова для стимулирования мыслительной деятельности
Слайд 13
Русский язык 5 класс
тема:
Фонетический анализ слова.
Прием кластера на стадии осмысления материала для его структурирования.
Слайд 14ЗВУКИ
ГЛАСНЫЕ
СОГЛАСНЫЕ
ударные
безударные
звонкие
твердые
глухие
мягкие
парные
непарные
Слайд 15Литература 7 класс
тема: Остап и Андрий: два сына одного отца.
Метод синквейна
Синквейн – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, размышлений.
Слайд 16Правила написания синквейна
1 строка – одно существительное.
2 строка - два
прилагательных или причастия.
3 строка – три глагола.
4 строка – 4 слова, выражающих отношение автора к теме.
5 строка - одно слово, ассоциация, отражающая суть темы.
Слайд 17Сравнительная характеристика героев
Остап
«добрый казак»
(воин)
Вспыльчивый отважный
Сражается бьется мыслит
Товарищ
мужество преданность герой
Сын
Андрий
«мазунчик» (балованный ребенок)
Мечтательный влюбленный
Предает чувствует убивает
Предатель достоен смерти отступник«…я тебя и убью»
враг
Слайд 18Литература 6 класс
тема: Изобразительно – выразительные средства речи.
Метод
синквейна на этапе вызова для формулировки проблемного вопроса к системе уроков по теме в начале изучения.
Слайд 19Тропы
Средства выразительности
Красивые живые
Украшают описывают имитируют
«Богатство языка… богатство речи»
Сокровища речи
Постановка проблемных вопросов: так что же что такое тропы? Для чего они нужны?
Средства выразительности
Непонятные разнообразные
Путают не различаю озадачивают
«Богатства русского языка неизмеримы…»
Проблема
Слайд 20Синквейн в системе уроков
Задание:
-находить аргументы в текстах
стихотворений для доказательств,
-составить рассказ
по готовому синквейну,
- создать на основе синквейна
сочинения – рассуждения о роли
изобразительно – выразительных средств.
Слайд 21Урок русского языка 6 класс
Тема: Причастие
Метод «Верные – неверные утверждения» на
этапе осмысления нового материала
для отслеживания собственного понимания материала.
Слайд 22
Укажите, верны ли данные утверждения.
Причастие – это особая форма
глагола, которая обозначает
признак предмета по действию ______________________
и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? ___________
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного___________________
Например, сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся, деревянный________________
Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам ______, числам________ и родам______ и имеют такие же падежные окончания________
В предложениях причастия обычно согласуются с именами существительными и выступают в роли обстоятельства ___________________
Причастия, как и глаголы, сохраняют:
значение качества _______________________
возвратность / невозвратность _______________
вид (совершенный и несовершенный) _________________________________________
время (настоящее и будущее) _________________
Слайд 23Литература урок в 5 классе
Тема: Мир детства в рассказе
А.П.
Чехова «Гриша».
Метод «Корзина идей» на стадии вызова для создания условий для активной творческой работы, вызова интереса к данной теме на личностном уровне.
Слайд 24О ком этот рассказ?
Он веселый или грустный?
Каким ты представляешь Гришу?
А
каким было детство у А.П. Чехова?
Какие произведения о детях ты помнишь?
Слайд 25
«ИНСЕРТ» – прием маркировки текста – интерактивная система заметок для эффективного
чтения и размышления.
Русский язык 7 класс
Тема: Слитное и раздельное написание НЕ со словами разных частей речи.
Метод инсерт на этапе вызова.
Слайд 26При чтении удобно заполнять таблицу:
Слайд 27Прочитай текст, заполняй таблицу по ходу чтения.
Любой теоретический материал учебника
Правописание нн
и н в причастиях и отглагольных прилагательных .
1. В полных формах страдательных причастий прошедшего времени, образованных от совершенного вида (как приставочных, так и бесприставочных) пишется нн, например: купленный, исправленный, названный, спаренный, срезанный, решённый, высушенный, брошенный, пленённый, данный, заставленный, наказанный, проработанный, встроенный и др.
Исключения: с одним н пишутся полностью утратившие связь с причастиями отглагольные (образованные от совершенного вида) прилагательные, входящие в состав устойчивых сочетаний, например: конченый человек, прощёное воскресенье, названый брат, посажёный отец.
Примечание 1. Вышеприведенные страдательные причастия могут употребляться и в значении прилагательного, но это не влияет на их написание, например: выдержанный человек (с выдержкой), данный случай (именно этот), заинтересованный разговор (представляющий интерес), изможденный старик (очень уставший).
2. В отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, пишется одно н, например: правленый, вяленый, жареный, варёный, мочёный, кипячёный, глаженый, кованый, кошеный, стриженый, стираный, ломаный, мощёный, плетёный, гружёный, плавленый, мороженый, а также раненый (хотя образовано от двувидового глагола ранить). С одним н пишется прилагательное смышленый.
Исключения: С двумя н пишутся отглагольные прилагательные, образованные от бесприставочных глаголов несовершенного вида: виданный, виденный, деланный, желанный, слыханный, считанный, нежданный-негаданный.
Слайд 28 Попробуй выполнить задание, заполняя по ходу чтения таблицу
ЧЕТВЕРНЫЙ ЛИШНИЙ
а)
(Не)законченный портрет, (не)распустившийся цветок, (не)понимающий человек, (не)навидящий взгляд.
б) Зал (не)освещен, письмо (не)распечатано, ответы (не)подготовлены, (не)приятная весть.
в) (Не)начатая тетрадь; (ни)кем (не)исследованный край; (не)тронутый человеческой ногой; (не)спящий, а проснувшийся ребенок.
Слайд 29
Метод «Шесть шляп мышления»
Эдвард де Боно, 80-е гг. XX в.
Шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.
Слайд 31Урок внеклассного чтения 6 класс
А.П. Платонова "Юшка". (с использованием метода "шести
шляп мышления")
Инструкция к групповой работе.
Белая шляпа: Выпишите фразы, характеризующие Юшку (Составьте портретную характеристику). Попробуйте охарактеризовать Юшку одним определением.
Красная шляпа. Проанализируйте эпизод истязания Юшки детьми. Какие чувства вызвал эпизод?
Черная шляпа. Выпишите цитаты, характеризующие отношение взрослых к Юшке, и ответьте на вопрос: «Почему взрослые жестоки к Юшке?»
Желтая шляпа. Отношение Юшки к людям. Почему Юшка не обижался на людей, как это его характеризует?
Синяя шляпа. Почему без Юшки жить людям стало хуже? Напишите свои предположения.
Слайд 32 Таким образом, данная технология направлена на достижение результатов образования,
заложенных в ФГОС ООО.
- Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
- Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлективность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.