Слайд 1
«Личностно-ориентированное обучение
на уроках химии»
Афанасьева Елена Николаевна,
учитель химии
средней
школы №11
г. Губкина
Слайд 2«По-настоящему об уровне цивилизации говорят не переписи населения, не размеры городов,
не собранный урожай - нет, о нем говорят качества человека, которого производит страна».
Р.У. Эмерсон
Слайд 3«Личностно-ориентированное обучение» –
такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения
в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира.
Слайд 4В своей работе я использую следующие технологии ЛОО:
- уровневой дифференциации
- игровые
- проблемного обучения
- развивающего обучения
Слайд 5Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоединение
общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.
Слайд 6Функции игры:
развлекательная (доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
коммуникативная;
-функция самореализации
(преодоление игровых трудностей, сопоставимых с возникающими в жизни);
диагностическая (в процессе игры можно познать себя, открыть для других свои скрытые черты);
коррекционная (изменить под влиянием игровой практики, социализироваться, принять правила игры и т.д.)
Слайд 7Игру можно использовать:
как метод обучения;
в качестве самостоятельной технологии;
как
элемент педагогической технологии;
в качестве формы урока (занятия) или его части;
в качестве внеклассной работы.
Слайд 9Дебаты-
это новая педагогическая технология обучения, которая предполагает применение методики дебатов
как на уроках, так и во внеклассной работе.
Слайд 10«Дебаты» позволяют решить следующие задачи:
обучающие, т.к. это способствует закреплению, актуальности полученных
ранее знаний ,овладению новыми знаниями;
развивающие, т.к. это способствует развитию интеллектуальных, лингвистических качеств, творческих способностей;
воспитательные, т. к. это способствует культуре спора, терпимости;
коммуникативные, т.к.учебная деятельность учащихся осуществляется в межличностном общении, обучение происходит в процессе совместной деятельности.
Слайд 11Преимущества технологии «Дебаты»
формирование речевого критического мышления обучаемых;
дифференциация содержания учебного материала;
обеспечение индивидуализации
учебной деятельности;
разнообразие форм и методов обучения;
формирование обобщённых практических навыков учащихся.
Слайд 12Принципы «Дебатов»
1. Необходимо уважение к оппоненту.
2. Обязательна честность.
3. Проигравших нет.
Слайд 13Участники дебатов
1 Две команды:
команда утверждения
команда отрицания
2. В каждой команде
по три спикера
3.Таймкипер-человек, следящий за временем.
4. Председатель/ учитель/
5. Судейская коллегия, которая помогает выявить сильные и слабые стороны игроков.
6. Зрители
Слайд 14Технология «Дебаты»
У каждой команды должен быть кейс игры, куда входит:
Тема.
Обоснование актуальности
темы.
Определение понятий.
Аспекты обсуждения.
Аргументы и их доказательство и поддержка.
Слайд 15Организация дебатов
Подготовка
Проведение
Обсуждение.
Слайд 16Предварительная работа
Знакомство участников с сущностью, особенностями, правилами организации и проведения дебатов.
Определение исходного тезиса дебатов.
Подбор, изучение и анализ основной литературы.
Распределение ролей.
Разработка кейса понятий, аргументов, контраргументов.
Разработка экспертами критериев оценки.
Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Слайд 17Схема проведения дебатов
У 1 – 5 минут
Вопросы О 3 к У
1 – 2 минуты
О 1 – 5 минут
Вопросы У 3 к О 1 – 2 минуты
У 2 – 4 минуты
Вопросы О 1 к У 2 – 3 минуты
О 2 – 4 минуты
Вопросы У 1 к О 2 – 3 минуты
У 3 – не более 3 минут
О 3 – не более 3 минут
Слайд 18Правила проведения дебатов
каждый участник команды имеет право выступить только один
раз;
в случае затруднений при ответах на вопросы каждый спикер, кроме подводящего итоги, имеет право взять один тайм-аут длительностью до 2 мин;
спикер имеет право не отвечать на вопрос без объяснения причин;
Слайд 19эксперты оценивают аргументы, но не участников.
После того как эксперты выслушают
аргументы обеих сторон по поводу темы, они заполняют протоколы, в которых фиксируют решения о том, какой команде отдано предпочтение по результатам
Слайд 20Основные элементы дебатов
1. Формулировка темы. Тема должна:
- затрагивать значимые проблемы.
-
представлять интерес (быть актуальной)
быть пригодной для вынесения на дебаты.
2. Определение терминов и понятий. Определения необходимы как отправная точка.
3. Система аргументации. Каждая команда для доказательства своей позиции создает систему аргументации.
Слайд 214. Поддержка и доказательства. Вместе с аргументами участники дебатов должны представить
судье свидетельства – поддержки (цитаты, факты, статистические данные), доказывающие их позицию.
5. Перекрестные вопросы, которые могут быть использованы как для разъяснения позиции, так и для выявления потенциальных ошибок противника.
Слайд 22Примеры тем:
«Химия как наука нуждалась в создании Периодической системы»
«Коррозия – необходимый
процесс»
«Органический мир разнообразен»
«Органические вещества в жизни человека незаменимы»
«Химия в жизни общества играет большую роль»
«Химия в школе должна быть предметом по выбору».
«Все заводы должны быть перенесены за черту города».
«Алюминиевая посуда лучшая на кухне».
«Алкогольные напитки приносят вред здоровью человека» (Обобщение по теме «Кислородсодержащие вещества».
Слайд 23В процессе анализа задействованы
различные умения:
Умение критически мыслить.
Умение отделить важную информацию от
неважной.
Умение определить и вычленить проблему.
Умение оценить причины и возможные последствия.
Умение делать выводы и заключения.
Умение определить факты и мнения.
Умение эффективно решать проблемы.
Умение оценивать доказательства.
Умение работать в команде.