Слайд 1Без химии ты глух и нем
И шагу не шагнешь порой.
Не вырастишь
хороший хлеб
И дом хороший не построишь.
Химию любить и не лениться –
Значит, понятно будет все:
Почему коптит порою примус,
На морозе сушиться белье.
Жизнь вокруг себя узнаешь,
Разрешить любой серьезный спор,
Без огня в дороге яйца сваришь
И без спичек разведешь костер.
Слайд 2Люблю грозу в начале мая,
Когда вечерний первый гром,
Как бы резвясь и
играя,
Грохочет в небе голубом.
(Ф.Тютчев «Весенняя гроза»)
Слайд 3Горе тебе, гроза – атаман,
Ты свой произнес приговор,
Средь пожаров ограбленных стран
Ты
забудешь пламенный взор!
(М.Лермонтов «Атаман»)
Слайд 4Мой костер в тумане светит:
Искры гаснут на лету:
(Я. Полянский «Песни цыганки»)
Слайд 5
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
(А.Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
Слайд 6Тогда услышал я (о, диво)
Запах скверный,
Как будто тухлое разбилось яйцо,
Иль карантинный
страж
Курил жаровней серной.
Я, нос, зажав, отворотил лицо:
(А.Пушкин, Стихотворение, 1832)
Слайд 7
Дайте мне дворец высокий,
И крутой зеленый сад.
Чтоб в тени его широкой
Зрел
янтарный виноград.
(М.Лермонтов «Желанье»)
Слайд 8Пламя рдеет, пламя пышет,
Искры брызжут и летят,
А на них прохладой дышат,
Из-за
речки темный сад.
(Ф.Тютчев «Пламя рдеет, пламя пышет»)
Слайд 9Полдневный час.
Жара гнетет дыханье;
Глядишь прищурясь,
- блеск глаза слезит,
И над землею
воздух в колебаньи,
Мигает быстро, будто бы кипит.
(К.Случевский «Полдневный час»)
Слайд 10Вопрос:
Что называют химической реакцией?
Химическая реакция – это превращение реагирующих веществ с образованием новых.
Слайд 11Вопрос:
Какие признаки химических реакций вы знаете?
Признаки химической реакции:
Изменение окраски;
Появление
запаха;
Образование осадка;
Выделение газа;
Выделение или поглощение тепла;
Выделение света.
Слайд 12Вопрос:
А каковы же условия возникновения и течения химических реакций?
Условия возникновения и
течения химических реакций:
1) Измельчение;
2) Перемешивание;
3) Нагревание;
4) Растворение;
5) Давление;
6) Добавление катализатора.
Слайд 13 Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
Слайд 14Цель:
Повторить и обобщить представление о химической
реакции, как о процессе превращения, рассмотреть некоторые из многочисленных классификаций химических реакций по различным признакам.
Слайд 161 признак химической реакции:
Число и состав исходных и полученных веществ.
1) Реакция
соединения – это процесс, в котором образуется одно вещество из нескольких.
2) Реакция разложения – это процесс, в котором из одного вещества образуется несколько.
3) Реакция замещения – это процесс, где простое вещество замещает одну часть в сложном.
4) Реакция обмена – это процесс, где два сложных вещества обмениваются своими составными частями.
Слайд 17Определить какое вещество пропущено, уровнять химическую реакцию, определить тип химической реакции?
1) КОН + … = К2SO4 + H2O 2) C2H2 + H2O = … 3) Na + … = NaCI + H2 4) CH4 = C + …
2
2
Н2SО4
ОБМЕН
СН3СОН
СОЕДИНЕНИЕ
2
2
НСI
ЗАМЕЩЕНИЕ
2 Н2
РАЗЛОЖЕНИЕ
Слайд 182 признак химической реакции:
Изменение степени окисления.
1) Степени окисления – величина, которая
показывает количество электронов переходящих от одной частицы к другой.
2) ОВР – это реакция, идущая с изменением степени окисления.
3) Не ОВР – это реакция, идущая без изменения степени окисления.
4) Окислитель – это частица, принимающая электроны.
5) Восстановитель – это частица, отдающая электроны.
6) Окисление – это процесс отдачи электронов.
7) Восстановление – это процесс принятия электронов.
Слайд 19Уровнять предложенную реакцию с помощью электронного баланса и указать окислитель и
восстановитель
2) H2S + HNO3 = H2SO4 + NO2 + H2O
8
8
4
S - восстановитель
N - окислитель
Слайд 203 признак химической реакции:
Тепловой эффект.
1) Тепловой эффект реакции – энергия реакции,
которая поглощается или выделяется в окружающую среду.
2) Экзотермическая – это реакция, идущая с выделением тепла (энергии).
3) Эндотермическая – это реакция, идущая с поглощением тепла (энергии).
Слайд 21Определить, какая из предложенных реакций является экзотермической ?
1) СН4
+ 2 О2 = СО2 + 2 Н2О … Q 2) 2 HgO = 2 Hg + O2 … Q
+
-
экзотермическая
эндотермическая
Слайд 224 признак химической реакции:
Агрегатное состояние веществ.
1) Гомогенная реакция – это
процесс, в котором все вещества находятся в одном агрегатном состоянии.
2) Гетерогенная реакция – это процесс, в котором все вещества находятся в разных агрегатных состояниях.
Слайд 23Определить тип химической реакции по агрегатному состоянию веществ.
1) 3
C2H2 = C6H6 2) Zn + S = ZnS
ГОМОГЕННАЯ
ГЕТЕРОГЕННАЯ
Слайд 245 признак химической реакции:
Введение других веществ.
1) Катализатор – вещество, ускоряющее химическую
реакцию, но само при этом не расходуется.
2) Ингибитор – вещество, замедляющее химическую реакцию, но само при этом не расходуется.
3) Каталитическая реакция – процесс, идущий с помощью катализатора.
4) Некаталитическая реакция – процесс, идущий без катализатора.
Слайд 25Определить среди предложенных реакций каталитическую?
1) N2 + 3
H2 = 2 NH3 2) СН4 + 2 О2 = СО2 + 2 Н2О
КАТАЛИТИЧЕСКАЯ
НЕКАТАЛИТИЧЕСКАЯ
Слайд 266 признак химической реакции:
Обратимость.
1) Необратимая реакция – это процесс, идущий
в одном направлении (до конца).
2) Обратимая реакция – это процесс, идущий в двух направлениях.
3) Химическое равновесие – это состояние системы, где скорость прямой реакции равна скорости обратной.
Слайд 27Определить среди предложенных реакций обратимые и необратимые?
1) С2Н2 +
Н2 = С2Н4 2) 2 Na + 2 H2O = 2 NaOH + H2
обратимая
необратимая
Слайд 28Применение химических реакций в строительстве.
Слайд 30
Получение синтетического бензина и бензина
с высоким октановым числом
Получение антифризов и растворителей
Слайд 31
Получение взрывчатых веществ
Получение горючего топлива
Слайд 32
Получение красителей и типографической краски
Получение
пластмасс
Слайд 33Закрепление:
Выполнение индивидуальных дифференцированных заданий по карточкам.
Слайд 34Итоги урока:
1) О каком явлении мы сегодня вели речь?
2) С какими понятиями мы сегодня работали?
3) Какие умения на уроке применяли?
4)Достигли ли мы поставленных задач в начале урока?
Слайд 35«Если на небе зажигаются звезды то это кому- то нужно».
В.Маяковский.
Слайд 36Домашнее задание:
Реферат:
«Значение всех типов реакций в реальной жизни, в ее богатстве
и разнообразии»