Слайд 1ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
11 КЛАСС
Слайд 2ЭПИГРАФ
Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому, кто желает обрести
истинное знание, тот должен исследовать причины или законы вещей, которым подчиняются все существа. (Конфуций)
Слайд 3
дать определение химической связи;
познакомиться с различными типами химической связи;
научиться определять тип
связи в различных соединениях.
Задачи урока:
Слайд 4 Причиной образования химической связи является стремление системы к минимуму энергии:
при её образовании, как правило, энергия выделяется, образующаяся система обладает меньшей энергией, чем изолированные атомы.
Происходит уменьшение энергии на величину энергии связи(Есв.).
Энергия связи (Есв.)- энергия, необходимая для разрушения этой связи.
Слайд 5ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ – ЭТО СВЯЗЬ МЕЖДУ ХИМИЧЕСКИМИ ЧАСТИЦАМИ (АТОМНЫМИ ЧАСТИЦАМИ, МОЛЕКУЛАМИ,
ИОНАМИ), ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИХ В БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ СТРУКТУРЫ (МОЛЕКУЛЫ, ИОНЫ, АССОЦИАТЫ).
Химическая связь – это взаимодействие атомных частиц, сопровождающееся перестройкой электронных оболочек (орбиталей), как правило, ВЭУ.
Слайд 6Энергия химической связи – количество теплоты, поглощаемое при разрыве ковалентной связи
или выделяемое при ее образовании (единица – кДж/моль).
Длина химической связи – расстояние между ядрами связываемых атомных частиц одного химического элемента или разных элементов (единицы – нанометр (нм), пикометр (пм)).
Слайд 7Различают четыре типа химических связей:
Ионная связь.
Ковалентная связь.
Металлическая связь.
Водородная связь.
Слайд 8Выполните упражнение №1
Из предложенного списка распределите формулы веществ
в таблице по соответствующим
столбикам:
PCl 5, CH 4 , Fe, O2, P2O5, HF, CsF, Cu2O, KCl, N2, P4, FeO
Слайд 9Ионная связь
это связь, образовавшаяся за счёт электростатического притяжения катионов к анионам.
Слайд 11 Механизм
образования ионной связи
0 0 + –
2 Na + Cl2 → 2Na + 2 Cl → 2Na Cl
атом атом ион ион ионное
натрия хлора натрия хлора соединение
2ē
+
Na
-
Cl
-
Cl
-
Cl
-
Cl
+
Na
+
Na
+
Na
Слайд 12Ковалентная связь
это связь, возникает между атомами за счёт образования общих электронных
Слайд 13Схема 2
обменный
донорно-
акцепторный
полярная
неполярная
σσ (сигма) –
связь
ππ (π (пиπ (пи)π (пи) – связь
простая
двойная
тройная
Схема
2
Слайд 14Обменный механизм образования ковалентной связи
☼ Действует, когда атомы образуют общие
электронные пары за счёт объединения неспаренных электронов.
Например:
Н2 – водород Н• + •Н → Н ׃ Н или Н - Н ;
НCl – хлороводород или соляная кислота
Н• + • Cl → Н Cl или H – Cl ;
3. N2 – азот N • + • N → N N или N N.
••
••
••
••
••
••
••
••
••
•••
•
•
•
•
•••
••
••
Слайд 16Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи
☼ Действует между
веществами донором и акцептором.
Донор – вещество, у которого имеется свободная электронная
пара.
Акцептор – вещество, у которого имеется свободная орбиталь.
Аммиак Соляная Ион аммония
кислота
(донор) (акцептор)
Н
Н
N
H
..
-
-
І
+
H Cl
□
→
+
[ ]
-
-
-
H
H
H
H
N
••
+
Cl
Слайд 17Степень смещения электронных пар
☼Зависит от ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТИ элементов.
Ряд электроотрицательности: F, O,
N, C l, Br, S, C, P, Si
НЕПОЛЯРНАЯ ковалентная связь – это связь, образованная
между атомами с одинаковой электроотрицательностью.
Например : H – H; Cl – Cl; N N.
ПОЛЯРНАЯ ковалентная связь – это связь, образованная между
атомами с разной электроотрицательностью.
Например: H – Cl; H – S – H.
ІІІ
Слайд 18Кратность ковалентной связи
☼Зависит от числа общих электронных пар, связывающих атомы.
Бывает:
ПРОСТАЯ
« - » - это одна σ-связь;
ДВОЙНАЯ « » - это одна σ-связь и одна
π-связь;
3. ТРОЙНАЯ « » - это одна σ-связь и две
π- связи.
ІІ
ІІІ
Слайд 19Перекрывание электронных орбиталей.
σ – связь.
это ковалентная связь, при которой область перекрывания
атомных орбиталей находится на линии соединяющей центры взаимодействующих атомов;
между парой атомов может быть только одна;
это всегда простая связь.
Слайд 20Перекрывание электронных орбиталей.
π – связь.
это ковалентная связь, при которой область перекрывания
атомных орбиталей располагается в двух местах на линии, перпендикулярной линии, соединяющей центры взаимодействующих атомов;
между парой атомов может только дополнять σ – связь.
Слайд 21Свойства веществ:
Твердые;
Имеют высокие температуры плавления.
Свойства веществ:
При обычных условиях вещества газообразные (H2,
O2), жидкие (Br2), твердые (I2);
Большинство веществ сильно летучие, т.е. имеют низкие to кипения и плавления;
Растворы и расплавы не проводят электрический ток.
Слайд 22Металлическая связь
это связь, которую осуществляют относительно свободные электроны между ионами металлов
в металлической решётке.
n+
M
n+
M
n+
M
n+
M
n+
M
n+
M
n+
M
n+
M
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
Слайд 23Механизм
образования металлической связи:
0 n+
М - nē = М
Например:
для элементов (металлов) Ι группы главной
0 1+
подгруппы М - 1ē = М ;
для элементов (металлов) Ι Ι группы главной
0 2+
подгруппы М - 2ē = М .
Слайд 25Водородная связь
Межмолекулярная водородная связь – это
связь между атомами водорода одной
молекулы и
сильноотрицательными
элементами(O, N, F) другой молекулы.
Н О - - - - Н О Н Н
Н Н - - - - О Н - - - - О Н
|
|
|
|
|
|
|
|
Слайд 26Водородная связь
Внутримолекулярная водородная связь –
эта связь возможна при наличии в
одной
молекуле и электроноакцепторной
группы и электронодонорного атома.
Например в молекуле
ДНК: І І
А-Т
Г-Ц
Г-Ц
Т-А
І І
Слайд 27Задание «Крестики-нолики»
Соедините прямой линией три клетки, которые содержат формулы веществ с
типом химической связи:
а) ковалентная неполярная
Слайд 29г) ковалентная полярная
д) смешанный тип связи
Слайд 30Ответы
Ответ:Cl2 – I2 – O3
Ответ: MgF2 – Cs2O – NaF.
Ответ
Zn - Au – Rb
Ответ: Cl2O – N2O3 – CS2
Ответ:Ca(ClO)Cl – KClO – Sr(OH)2
Слайд 31Задание «Кто точнее»
Определите по формуле вещества тип химической связи, используя обозначения,
Слайд 33Подведение итогов урока
На уроке я узнал
Выполнил ____________заданий
Не понял___________
Было интересно:
Слайд 34Домашнее задание
параграф6 №3,4
параграф 7№2,3
Тест I уровня (совсем легкий)
01. Соединением с ионным
типом связи является:
а) хлорид кальция; б) оксид серы (IV); в) азот; г) вода.
02. В сероводороде (H2S) химическая связь:
а) ковалентная неполярная; б) ковалентная полярная; в) ионная; г) металлическая.
03. Примером вещества с металлическим типом связи является:
а) хлорид меди (II); б) оксид меди (II); в) сульфат меди (II); г) медь.
Слайд 35Тесты
04. К соединениям с ионным типом связи относятся:
а) все простые вещества
- неметаллы; б) все простые вещества - металлы; в) подавляющее большинство оксидов неметаллов; г) соли.
05. Ковалентная неполярная характерная для:
а) HCl; б) Cl2O; в) Cl2; г) KCl.
Тест II уровня для отличников
06. Рассматривается группа веществ: BaO, NH3, MgF2, Li. Количество веществ с ионным типом связи в данной группе равно:
а) 0; б) 1; в) 2; г) 3.
07. Водородная связь может возникнуть между молекулами следующего соединения:
а) C2H5OH; б) C2H6; в) CH3OCH3; г) C2H5Cl.
Слайд 36тесты
08. Отметьте группу, в которой перечислены ТОЛЬКО вещества с ковалентным типом
связи:
а) ацетон, оксид магния, сульфат хрома (III); б) озон, 2-метилпропановая кислота, оксид хлора (VII); в) вода, иодоводород, ртуть; г) хлорид цезия, водород, бензол.
09. По донорно-акцепторному механизму возникает одна из связей в:
а) азоте; б) железе; в) ионе аммония; г) ионе кальция.
10. Химическая связь в оксиде рубидия и оксиде углерода (IV) соответственно:
а) ионная и ковалентная неполярная; б) ионная и ковалентная полярная; в) ковалентная полярная и ионная; г) металлическая и ковалентная полярная.
Слайд 37
Тест III уровня подготовка к одимпиаде
11. Отметьте истинное утверждение:
а) между молекулами
простых веществ-неметаллов не могут проявляться вандерваальсовы взаимодействия; б) не существует ни одного вещества с металлическим типом связи, температура плавления которого была бы ниже 100оС; в) чем выше электроотрицательность элемента Э, тем выше полярность связи Э-F в его фториде; г) можно привести множество примеров солей, в которых, в частности, присутствует ковалентный тип связи.
12. Среди перечисленных ниже соединений отметьте то, в котором НЕ может образоваться внутримолекулярная водородная связь:
а) 2-нитрофенол; б) ДНК носорога; в) пара-крезол; г) гемоглобин.
Слайд 38тесты
13. Ни одна из связей в молекуле этого вещества НЕ образована
по донорно-акцепторному механизму. Данное вещество:
а) оксид углерода (II); б) азотная кислота; в) хлорид диметиламмония; г) диметиловый эфир.
14. Из приведенных ниже утверждений выберите ложное:
а) для металлов характерно отсутствие промежутка между валентной зоной и зоной проводимости, для полупроводников - наличие небольшого промежутка; б) парамагнитные свойства молекулярного кислорода невозможно объяснить, используя метод валентных связей, но данные свойства легко объясняются с привлечением теории молекулярных орбиталей; в) кислота Льюиса - это донор электронной пары, основание Льюиса - акцептор электронной пары; г) для гексафторида серы характерна sp3d2-гибридизация центрального атома.
Слайд 39тесты
15. Отметьте истинное утверждение:
а) в молекуле N2 нет электронов, находящихся на разрыхляющих
орбиталях; б) молекула диоксида серы имеет линейную форму, атом серы находится в состоянии sp-гибридизации; в) координационное число центрального атома в комплексном соединении всегда равно количеству лигандов, связанных с данным атомом; г) дипольный момент молекулы NH3 равен нулю.
11Г
2-Б 7-А 12В
3-г 8-Б 13Г
4- Г 9-В 14В
5В 10-б 15А