Презентация, доклад по химии 11 класс Химическая связь

Содержание

ЭПИГРАФЧтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому, кто желает обрести истинное знание, тот должен исследовать причины или законы вещей, которым подчиняются все существа. (Конфуций)

Слайд 1ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 11 КЛАСС

ТИПЫ ХИМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ 11 КЛАСС

Слайд 2ЭПИГРАФ
Чтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому, кто желает обрести

истинное знание, тот должен исследовать причины или законы вещей, которым подчиняются все существа. (Конфуций)
ЭПИГРАФЧтобы достигнуть знания, нужно исследовать сущность вещей; поэтому, кто желает обрести истинное знание, тот должен исследовать причины

Слайд 3
дать определение химической связи;

познакомиться с различными типами химической связи;

научиться определять тип

связи в различных соединениях.

Задачи урока:

дать определение химической связи;познакомиться с различными типами химической связи;научиться определять тип связи в различных соединениях.Задачи урока:

Слайд 4 Причиной образования химической связи является стремление системы к минимуму энергии:

при её образовании, как правило, энергия выделяется, образующаяся система обладает меньшей энергией, чем изолированные атомы.
Происходит уменьшение энергии на величину энергии связи(Есв.).

Энергия связи (Есв.)- энергия, необходимая для разрушения этой связи.




Причиной образования химической связи является стремление системы к минимуму энергии: при её образовании, как правило, энергия

Слайд 5ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ – ЭТО СВЯЗЬ МЕЖДУ ХИМИЧЕСКИМИ ЧАСТИЦАМИ (АТОМНЫМИ ЧАСТИЦАМИ, МОЛЕКУЛАМИ,

ИОНАМИ), ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИХ В БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ СТРУКТУРЫ (МОЛЕКУЛЫ, ИОНЫ, АССОЦИАТЫ).

Химическая связь – это взаимодействие атомных частиц, сопровождающееся перестройкой электронных оболочек (орбиталей), как правило, ВЭУ.

ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ – ЭТО СВЯЗЬ МЕЖДУ ХИМИЧЕСКИМИ ЧАСТИЦАМИ (АТОМНЫМИ ЧАСТИЦАМИ, МОЛЕКУЛАМИ, ИОНАМИ), ОБЪЕДИНЯЮЩАЯ ИХ В БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ

Слайд 6Энергия химической связи – количество теплоты, поглощаемое при разрыве ковалентной связи

или выделяемое при ее образовании (единица – кДж/моль).

Длина химической связи – расстояние между ядрами связываемых атомных частиц одного химического элемента или разных элементов (единицы – нанометр (нм), пикометр (пм)).



Энергия химической связи – количество теплоты, поглощаемое при разрыве ковалентной связи или выделяемое при ее образовании (единица

Слайд 7Различают четыре типа химических связей:
Ионная связь.
Ковалентная связь.
Металлическая связь.
Водородная связь.



Рис.1

Различают четыре типа химических связей:Ионная связь.Ковалентная связь.Металлическая связь.Водородная связь.

Слайд 8Выполните упражнение №1
Из предложенного списка распределите формулы веществ
в таблице по соответствующим

столбикам:
PCl 5, CH 4 , Fe, O2, P2O5, HF, CsF, Cu2O, KCl, N2, P4, FeO
Выполните упражнение №1Из предложенного списка распределите формулы веществв таблице по соответствующим столбикам:PCl 5, CH 4 , Fe,

Слайд 9Ионная связь
это связь, образовавшаяся за счёт электростатического притяжения катионов к анионам.


+
Na


-
Cl

+
Na

-
Cl

+
Na

-
Cl

Ионная связьэто связь, образовавшаяся за счёт электростатического притяжения катионов к анионам.     +Na

Слайд 10
-
ОН ,
-2
SO,
-
Cl

-ОН ,  -2SO,   - Cl

Слайд 11 Механизм образования ионной связи



0 0 + –

2 Na + Cl2 → 2Na + 2 Cl → 2Na Cl
атом атом ион ион ионное
натрия хлора натрия хлора соединение




+
Na


-
Cl


-
Cl


-
Cl


-
Cl


+
Na


+
Na


+
Na

Механизм  образования ионной связи

Слайд 12Ковалентная связь
это связь, возникает между атомами за счёт образования общих электронных

пар.




ē


ē


ē


ē


ē


ē

Ковалентная связьэто связь, возникает между атомами за счёт образования общих электронных пар.ēēēēēē

Слайд 13Схема 2

обменный
донорно-
акцепторный
полярная
неполярная
σσ (сигма) –
связь
ππ (π (пиπ (пи)π (пи) – связь
простая
двойная
тройная
Схема

2
Схема 2обменныйдонорно-акцепторныйполярнаянеполярнаяσσ (сигма) – связьππ (π (пиπ (пи)π (пи) – связьпростаядвойнаятройнаяСхема 2

Слайд 14Обменный механизм образования ковалентной связи
☼ Действует, когда атомы образуют общие

электронные пары за счёт объединения неспаренных электронов.

Например:
Н2 – водород Н• + •Н → Н ׃ Н или Н - Н ;
НCl – хлороводород или соляная кислота

Н• + • Cl → Н Cl или H – Cl ;



3. N2 – азот N • + • N → N N или N N.


••

••

••

••

••

••

••

••

••

•••





•••

••

••



Обменный механизм образования ковалентной связи☼  Действует, когда атомы образуют общие электронные пары за счёт объединения неспаренных

Слайд 16Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи
☼ Действует между

веществами донором и акцептором.
Донор – вещество, у которого имеется свободная электронная
пара.
Акцептор – вещество, у которого имеется свободная орбиталь.





Аммиак Соляная Ион аммония
кислота
(донор) (акцептор)

Н

Н

N

H

..

-

-

І

+

H Cl



+


[ ]

-

-

-

H

H

H

H

N

••

+

Cl


Донорно-акцепторный механизм образования ковалентной связи    ☼ Действует между веществами донором и акцептором.Донор – вещество,

Слайд 17Степень смещения электронных пар
☼Зависит от ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТИ элементов.

Ряд электроотрицательности: F, O,

N, C l, Br, S, C, P, Si

НЕПОЛЯРНАЯ ковалентная связь – это связь, образованная
между атомами с одинаковой электроотрицательностью.
Например : H – H; Cl – Cl; N N.

ПОЛЯРНАЯ ковалентная связь – это связь, образованная между
атомами с разной электроотрицательностью.
Например: H – Cl; H – S – H.

ІІІ

Степень смещения электронных пар☼Зависит от ЭЛЕКТРООТРИЦАТЕЛЬНОСТИ элементов.Ряд электроотрицательности:  F, O, N, C l, Br, S, C,

Слайд 18Кратность ковалентной связи
☼Зависит от числа общих электронных пар, связывающих атомы.

Бывает:
ПРОСТАЯ

« - » - это одна σ-связь;
ДВОЙНАЯ « » - это одна σ-связь и одна
π-связь;
3. ТРОЙНАЯ « » - это одна σ-связь и две
π- связи.

ІІ


ІІІ

Кратность ковалентной связи☼Зависит от числа общих электронных пар, связывающих атомы.Бывает:ПРОСТАЯ  « - » - это одна

Слайд 19Перекрывание электронных орбиталей. σ – связь.
это ковалентная связь, при которой область перекрывания

атомных орбиталей находится на линии соединяющей центры взаимодействующих атомов;
между парой атомов может быть только одна;
это всегда простая связь.
Перекрывание электронных орбиталей. σ – связь.это ковалентная связь, при которой область перекрывания атомных орбиталей находится на линии

Слайд 20Перекрывание электронных орбиталей. π – связь.
это ковалентная связь, при которой область перекрывания

атомных орбиталей располагается в двух местах на линии, перпендикулярной линии, соединяющей центры взаимодействующих атомов;
между парой атомов может только дополнять σ – связь.
Перекрывание электронных орбиталей. π – связь.это ковалентная связь, при которой область перекрывания атомных орбиталей располагается в двух

Слайд 21Свойства веществ:
Твердые;
Имеют высокие температуры плавления.


Свойства веществ:
При обычных условиях вещества газообразные (H2,

O2), жидкие (Br2), твердые (I2);
Большинство веществ сильно летучие, т.е. имеют низкие to кипения и плавления;
Растворы и расплавы не проводят электрический ток.
Свойства веществ:Твердые;Имеют высокие температуры плавления.Свойства веществ:При обычных условиях вещества газообразные (H2, O2), жидкие (Br2), твердые (I2);Большинство веществ

Слайд 22Металлическая связь
это связь, которую осуществляют относительно свободные электроны между ионами металлов

в металлической решётке.

n+
M

n+
M

n+
M

n+
M

n+
M

n+
M

n+
M

n+
M

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Металлическая связьэто связь, которую осуществляют относительно свободные электроны между ионами металлов в металлической решётке.   n+M

Слайд 23Механизм образования металлической связи:

0 n+
М - nē = М

Например:

для элементов (металлов) Ι группы главной
0 1+
подгруппы М - 1ē = М ;

для элементов (металлов) Ι Ι группы главной
0 2+
подгруппы М - 2ē = М .





Механизм   образования металлической связи:

Слайд 25Водородная связь
Межмолекулярная водородная связь – это
связь между атомами водорода одной
молекулы и

сильноотрицательными
элементами(O, N, F) другой молекулы.

Н О - - - - Н О Н Н

Н Н - - - - О Н - - - - О Н



|

|

|

|

|

|

|

|

Водородная связьМежмолекулярная водородная связь – этосвязь между атомами водорода одноймолекулы и сильноотрицательнымиэлементами(O, N, F) другой молекулы.Н

Слайд 26Водородная связь
Внутримолекулярная водородная связь –
эта связь возможна при наличии в

одной
молекуле и электроноакцепторной
группы и электронодонорного атома.


Например в молекуле
ДНК: І І
А-Т
Г-Ц
Г-Ц
Т-А
І І

Водородная связьВнутримолекулярная водородная связь – эта связь возможна при наличии в одноймолекуле и электроноакцепторнойгруппы и электронодонорного атома.Например

Слайд 27Задание «Крестики-нолики»
Соедините прямой линией три клетки, которые содержат формулы веществ с

типом химической связи:

а) ковалентная неполярная












Задание «Крестики-нолики»Соедините прямой линией три клетки, которые содержат формулы веществ с типом химической связи:а) ковалентная неполярная

Слайд 28б) ионная
в) металлическая

б) ионнаяв) металлическая

Слайд 29г) ковалентная полярная
д) смешанный тип связи

г) ковалентная полярнаяд) смешанный тип связи

Слайд 30Ответы
Ответ:Cl2 – I2 – O3
Ответ: MgF2 – Cs2O – NaF.
Ответ

Zn - Au – Rb
Ответ: Cl2O – N2O3 – CS2
Ответ:Ca(ClO)Cl – KClO – Sr(OH)2

ОтветыОтвет:Cl2 – I2 – O3 Ответ: MgF2 – Cs2O – NaF.Ответ Zn - Au – RbОтвет: Cl2O

Слайд 31Задание «Кто точнее»
Определите по формуле вещества тип химической связи, используя обозначения,

приведенные ниже.


Задание «Кто точнее»Определите по формуле вещества тип химической связи, используя обозначения, приведенные ниже.

Слайд 32


Проверка самостоятельной работы

Проверка самостоятельной работы

Слайд 33Подведение итогов урока
На уроке я узнал
Выполнил ____________заданий
Не понял___________
Было интересно:

Подведение итогов урокаНа уроке я узналВыполнил ____________заданийНе понял___________Было интересно:

Слайд 34Домашнее задание параграф6 №3,4 параграф 7№2,3
Тест I уровня (совсем легкий)
01. Соединением с ионным

типом связи является:
 а) хлорид кальция; б) оксид серы (IV); в) азот; г) вода.
02. В сероводороде (H2S) химическая связь:
 а) ковалентная неполярная; б) ковалентная полярная; в) ионная; г) металлическая.
03. Примером вещества с металлическим типом связи является:
 а) хлорид меди (II); б) оксид меди (II); в) сульфат меди (II); г) медь.

Домашнее задание параграф6 №3,4 параграф 7№2,3Тест I уровня (совсем легкий) 01. Соединением с ионным типом связи является: а)

Слайд 35Тесты
04. К соединениям с ионным типом связи относятся:
 а) все простые вещества

- неметаллы; б) все простые вещества - металлы; в) подавляющее большинство оксидов неметаллов; г) соли. 05. Ковалентная неполярная характерная для:
 а) HCl; б) Cl2O; в) Cl2; г) KCl.
Тест II уровня для отличников
06. Рассматривается группа веществ: BaO, NH3, MgF2, Li. Количество веществ с ионным типом связи в данной группе равно:
 а) 0; б) 1; в) 2; г) 3.
07. Водородная связь может возникнуть между молекулами следующего соединения:
 а) C2H5OH; б) C2H6; в) CH3OCH3; г) C2H5Cl.
Тесты04. К соединениям с ионным типом связи относятся: а) все простые вещества - неметаллы; б) все простые вещества -

Слайд 36тесты
08. Отметьте группу, в которой перечислены ТОЛЬКО вещества с ковалентным типом

связи:
 а) ацетон, оксид магния, сульфат хрома (III); б) озон, 2-метилпропановая кислота, оксид хлора (VII); в) вода, иодоводород, ртуть; г) хлорид цезия, водород, бензол. 09. По донорно-акцепторному механизму возникает одна из связей в:
 а) азоте; б) железе; в) ионе аммония; г) ионе кальция. 10. Химическая связь в оксиде рубидия и оксиде углерода (IV) соответственно:
 а) ионная и ковалентная неполярная; б) ионная и ковалентная полярная; в) ковалентная полярная и ионная; г) металлическая и ковалентная полярная.
тесты08. Отметьте группу, в которой перечислены ТОЛЬКО вещества с ковалентным типом связи: а) ацетон, оксид магния, сульфат хрома

Слайд 37 Тест III уровня подготовка к одимпиаде 
11. Отметьте истинное утверждение:
 а) между молекулами

простых веществ-неметаллов не могут проявляться вандерваальсовы взаимодействия; б) не существует ни одного вещества с металлическим типом связи, температура плавления которого была бы ниже 100оС; в) чем выше электроотрицательность элемента Э, тем выше полярность связи Э-F в его фториде; г) можно привести множество примеров солей, в которых, в частности, присутствует ковалентный тип связи. 12. Среди перечисленных ниже соединений отметьте то, в котором НЕ может образоваться внутримолекулярная водородная связь:
 а) 2-нитрофенол; б) ДНК носорога; в) пара-крезол; г) гемоглобин.
Тест III уровня подготовка к одимпиаде  11. Отметьте истинное утверждение: а) между молекулами простых веществ-неметаллов не могут

Слайд 38тесты
13. Ни одна из связей в молекуле этого вещества НЕ образована

по донорно-акцепторному механизму. Данное вещество:
 а) оксид углерода (II); б) азотная кислота; в) хлорид диметиламмония; г) диметиловый эфир. 14. Из приведенных ниже утверждений выберите ложное:
 а) для металлов характерно отсутствие промежутка между валентной зоной и зоной проводимости, для полупроводников - наличие небольшого промежутка; б) парамагнитные свойства молекулярного кислорода невозможно объяснить, используя метод валентных связей, но данные свойства легко объясняются с привлечением теории молекулярных орбиталей; в) кислота Льюиса - это донор электронной пары, основание Льюиса - акцептор электронной пары; г) для гексафторида серы характерна sp3d2-гибридизация центрального атома.
тесты13. Ни одна из связей в молекуле этого вещества НЕ образована по донорно-акцепторному механизму. Данное вещество: а) оксид

Слайд 39тесты
15. Отметьте истинное утверждение:
 а) в молекуле N2 нет электронов, находящихся на разрыхляющих

орбиталях; б) молекула диоксида серы имеет линейную форму, атом серы находится в состоянии sp-гибридизации; в) координационное число центрального атома в комплексном соединении всегда равно количеству лигандов, связанных с данным атомом; г) дипольный момент молекулы NH3 равен нулю.
тесты15. Отметьте истинное утверждение: а) в молекуле N2 нет электронов, находящихся на разрыхляющих орбиталях; б) молекула диоксида серы имеет линейную

Слайд 40ответы
1-А 6В

11Г
2-Б 7-А 12В
3-г 8-Б 13Г
4- Г 9-В 14В
5В 10-б 15А

ответы1-А        6В       11Г2-Б

Слайд 41Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !

Слайд 42Молодцы !
Спасибо за урок!

Молодцы !Спасибо за урок!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть