Слайд 1Особенности деятельности учителя-предметника по сопровождению детей с высоким потенциалом развития
Слайд 2Цели олимпиады
Олимпиада – соревнование учащихся на лучшее выполнение определённых заданий в
какой-либо области знаний
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников «основными целями и задачами олимпиады являются
выявление и развитие у обучающихся общеобразовательных учреждений творческих способностей и интереса к научной деятельности,
создание необходимых условий для поддержки одаренных детей,
пропаганда научных знаний».
Слайд 3Олимпиада школьников
является эффективным средством формирования знаний, умений и навыков учащихся,
необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиада стимулирует и мотивирует личностное и интеллектуальное развитие подрастающего поколения, поддерживает одаренных детей, содействует их самоопределению и продолжению образования, раскрывает связь областей знаний, составляющих содержание олимпийских дисциплин, с другими областями знаний, развивает и поддерживает интерес учащихся к познавательной деятельности.
Цель олимпиады школьников — не формирование узкой касты вундеркиндов, а выявление молодых дарований и приобщение к интеллектуальной деятельности как можно большего количества школьников и как можно раньше, оказание помощи в развитии их талантов и становлении как будущих высококвалифицированных специалистов, без которых в современную эпоху нашей стране не обойтись.
Слайд 4Алексей Алексеевич Леонтьев
(доктор филологических наук,
доктор психологических наук,
профессор, академик
РАО)
Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Слайд 6Муниципальный, областной этап проводится в один день, в один тур.
Продолжительность
олимпиады
для учащихся 5-6 классов – 3 часа, старших школьников – 4 часа.
Количество заданий – 5.
Слайд 7Тематика заданий (5-6 класс)
выбирается исходя из списка вопросов, рекомендуемых центральной
предметно-методической комиссией всероссийской олимпиады школьников по математике:
задачи по арифметике,
логические задачи,
задачи по наглядной геометрии,
задачи, использующие понятие четности.
Слайд 87 класс
Задачи на проценты (банковские проценты). Числовой ребус (задачи - шутки).
Конструктивные задачи на переливания, взвешивания. Делимость натуральных чисел (признаки делимости). Задачи на разрезание и раскрашивание, геометрические головоломки. Задачи на перебор вариантов.
Слайд 98 класс
Делимость натуральных чисел (признаки делимости, основная теорема арифметики). Треугольник (замечательные
линии и точки треугольника). Преобразование алгебраических выражений. Построение графиков функций. Логические задачи.
Слайд 109 класс
Делимость натуральных чисел, признаки делимости. Квадратный трехчлен и его свойства,
решение неравенств. Текстовые задачи на составление уравнений или систем уравнений. Подобие фигур, вычисление площадей. Вероятность и статистика (перебор вариантов).
Слайд 1110 класс
Свойства квадратичной функции, решение неравенств. Окружность, описанные многоугольники. Делимость и
остатки. Прогрессии. Вероятность и статистика.
11 класс
Делимость, остатки, четность. Задачи на многочлены (теорема Виета, теорема Безу). Тригонометрические уравнения, неравенства. Стереометрия. Вероятность и статистика.
Слайд 13Подготовка к олимпиаде на школьном уровне
Слайд 15Оценивание работ
Максимальный балл
- 7 баллов
Слайд 17Работа учителя
математики на уроке
Слайд 22Развитие качеств ума
и приемов умственной деятельности
Слайд 34Работа со школьниками
5-6 классов
Время
Руководитель
Количество участников кружка
Домашние задания
Домашние олимпиады
Устные олимпиады
Слайд 39При подготовке ко всем этапам всероссийской олимпиады школьников по математике необходимо
пользоваться следующими источниками:
Журналы:
«Квант», «Квантик», «Математика в школе», «Математика для школьников»
Книги и методические пособия:
Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Районные олимпиады. 6-11 класс. – М.:Просвещение, 2010.
Агаханов Н.Х., Богданов И.И., Кожевников П.А., Подлипский О.К., Терешин Д.А. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 1. – М.: Просвещение, 2008.
Слайд 40Агаханов Н.Х., Подлипский О.К. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. – М.:
Просвещение, 2009.
Агаханов Н.Х., Подлипский О.К., Рубанов И.С. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 3. – М.: Просвещение, 2011
Агаханов Н.Х., Подлипский О.К., Рубанов И.С. Математика. Всероссийские олимпиады. Выпуск 4. – М.: Просвещение, 2013.
Адельшин А.В.,Кукина Е.Г.,Латыпов И.А. и др. Математическая олимпиада им. Г. П. Кукина. Омск, 2007-2009. – М.: МЦНМО, 2011.
Слайд 41Андреева А.Н. ,Барабанов А.И., Чернявский И.Я. Саратовские математические олимпиады.1950/51–1994/95. (2-e. исправленное
и дополненное). – М.: МЦНМО, 2013.
Бабинская И.Л. Задачи математических олимпиад. М.: Наука, 1975.
Блинков А.Д., Горская Е.С., Гуровиц В.М. (сост.). Московские математические регаты. Часть 1. 1998– 2006 – М.: МЦНМО, 2014.
Блинков А.Д. (сост.). Московские математические регаты. Часть 2. 2006– 2013 – М.: МЦНМО, 2014.
Генкин С.А., Итенберг И.В., Фомин Д.В. Ленинградские математические кружки. – Киров: Аса, 1994.
Горбачев Н.В. Сборник олимпиадных задач по математике (3-е изд., стереотип.). – М.: МЦНМО, 2013.
Слайд 42Гордин Р.К. Это должен знать каждый матшкольник (6-е издание, стереотипное). —
М., МЦНМО, 2011.
Гордин Р.К. Это должен знать каждый матшкольник (6-е издание, стереотипное). — М., МЦНМО, 2011
Гордин Р.К. Геометрия. Планиметрия. 7–9 классы (5-е издание, стереотипное). — М., МЦНМО, 2012.
Канель-Белов А.Я., Ковальджи А.К. Как решают нестандартные задачи (8-е, стереотипное). — М., МЦНМО, 2014.
Кноп К.А. Взвешивания и алгоритмы: от головоломок к задачам (3-е, стереотипное). — М., МЦНМО, 2014
Козлова Е. Г.. Сказки и подсказки (задачи для математического кружка) (7-е издание, стереотипное).— М., МЦНМО, 2013.
Слайд 43Кордемский Б.А. Математическая смекалка. – М., ГИФМЛ, 1958 — 576 с.
Раскина И.
В, Шноль Д. Э. Логические задачи. – М.: МЦНМО, 2014.
Интернет-ресурс: http://www.problems.ru/
Слайд 465 класс
Задача 1. Ответ: 38 рублей.
Решение:
Разница между предполагаемыми покупками в тетрадях
15-11=4 (тетради), разница между предполагаемыми покупками в рублях. 5+7=12 (рублей). Значит, 4 тетради стоят 12 рублей, а одна тетрадь стоит 12:4=3 (рубля). 11×3+5=38 (рублей) или 15×3-7=38 (рублей) было у Маши.
Критерии:
Получен обоснованный ответ – 7 баллов
При верном обосновании допущена арифметическая ошибка – 3 балла
Верный ответ без обоснования – 1 балл
Неверное решение – 0 баллов
Слайд 47Задача 2. Ответ. 8 внуков.
Решение: Замечаем, что яблоко «стоит» 2 конфеты,
апельсин – 4 конфеты, шоколадка – 7 конфет, книга – 14 конфет. Значит, «цена» подарка равна 1+2+4+7+14=28 (конфет). Следовательно, внуков у дедушки 224:28=8.
Критерии:
Получен обоснованный ответ – 7 баллов
При верном обосновании допущена арифметическая ошибка – 3 балла
Верный ответ без обоснования – 1 балл
Неверное решение – 0 баллов
Слайд 48Задача 3. Ответ: 3 школьника
Решение: Так как каждый школьник посещает ровно
две секции, то сложив всех участников секций, получим, что каждого школьника мы посчитали по два раза. Значит, спортсменов в классе: (19+13+12)/2=22. Из них 19 лыжников, остальные: 22-19=3 не посещают лыжную секцию, значит, посещают две остальные, т.е. велосипедную и плавания.
Критерии:
Получен обоснованный ответ – 7 баллов
При верном обосновании допущена арифметическая ошибка – 3 балла
Верный ответ без обоснования – 1 балл
Неверное решение – 0 баллов
Слайд 49Задача 4. Решение. Заметим, что числа, стоящие через две клетки, равны,
так как они дают сумму равную 13 с числами в этих двух клетках (abcd, a+b+c=13=b+c+d). Получаем, что автоматически расставляются числа:
Остальные числа выставляются, дополняя известные до 13:
Критерии:
Приведен верный пример – 7 баллов
Присутствует рассуждение о том, что числа, стоящие через две клетки равны, но пример не построен – 3 балла
Неверное решение – 0 баллов
Слайд 50Задача 5. Ответ. Найдется.
Решение: например, 8, 16, 32, 4000, 20000.
Критерии:
Приведен
верный пример – 7 баллов
Неверное решение – 0 баллов
Только ответ без примера – 0 баллов
Слайд 51Индивидуальная образовательная траектория
персональный путь реализации личностного потенциала. При этом речь идет
не столько о традиционном выделении типологических характерологических особенностей учащегося, сколько о его оргдеятельностных способностях – познавательных, творческих, коммуникативных и т. д. Их выявление, реализация и развитие осуществляются в ходе образовательного движения ученика. Индивидуальная образовательная траектория реализуется через составление индивидуальной образовательной программы (ИОП), которая является ее технологическим обеспечением.
Слайд 52Особенности проектирования индивидуальной образовательной программы
Проектирование индивидуальной образовательной программы предусматривает:
наличие субъекта деятельности
– учитель – ученик. Причем учитель – собирательный образ, т. к. ученик выступает в парах:
– ученик – учитель-предметник;
– ученик – классный руководитель;
– ученик – психолог и т. д.;
критерии оценки эффективности (они связаны с развитием субъекта деятельности, в данном случае ученика);
владение специальными умениями (в первую очередь в проектировании), обеспечивающими перевод педагогических целей в конкретные задачи и содержание деятельности.
Слайд 53ПРИМЕР
Для реализации индивидуальной образовательной программы привлекаются возможности учреждений дополнительного образования, например:
детский экологический
центр (экономика, обществознание, химия, биология);
Институт / университет (математика, физика);
техникум (подготовительные курсы);
городской центр занятости населения (информация о рынке труда в городе, области, регионе, изучение личностных особенностей и способностей учащихся, их склонностей к определенному виду деятельности);
дистанционные проекты, заочные школы.
Слайд 54Расписание занятий составляется на основе предложений учащихся по организации их учебной
и внеучебной познавательной деятельности с учетом условий школы и кадрового обеспечения. Для проведения индивидуально-групповых занятий, элективных и профильных курсов, курсов по выбору, внеклассных учебно-познавательных мероприятий формируются группы из классов одной параллели или группы по интересам из разных классов.
Участие обучающихся во внеклассных учебно-познавательных мероприятиях фиксируется организаторами данных занятий, итоги подводятся и оцениваются по мере достижения учащимися определенных успехов, которые составляют их портфолио.
Решающие составляющие учебного процесса – самостоятельная деятельность и самоконтроль, выстроенные и реализуемые учеником.
Слайд 55ОБРАЗЕЦ
индивидуальной образовательной программы
учащегося 10 класса __________________ (Ф. И.)
I полугодие
1. Цели образования
(Цель – это субъективный образ желаемого. Укажи свою цель на этот учебный год – в целом, по отдельным предметам.) __________________________________________________
2. Задачи образования (Задача – это часть цели. Определи, как ты будешь добиваться своей цели.)
__________________________________________________
3. Формы и методы обучения (в целом, по отдельным предметам).
Усваивать учебный материал тебе помогает: составление плана, просмотр видеофильма, составление конспекта, самостоятельная работа с учебником, объяснение учителя, технологическая карта, составление словаря понятий, таблицы, схемы, работа с электронными учебными пособиями, использование интернет-технологий, работа в парах, группах (подчеркни), другое (допиши)
Слайд 564. Формы и методы контроля (в целом, по отдельным предметам). Для
тебя предпочтительнее: письменная работа по вопросам, тест, устный ответ по вопросам, работа с карточкой, пересказ по учебнику, компьютерный контроль, поиск ответа в учебнике, зачет (по теме), проект, реферат, эссе (подчеркни), другое (допиши)
__________________________________________________________
Как часто тебя надо проверять, чтобы ты хорошо учился: поурочный контроль, тематический контроль, четвертной контроль (подчеркни), другое (допиши) _______________________________________________________
Слайд 575. Предложения по внесению изменений в процесс обучения на II полугодие:
в
содержание образования _______________________________________________________
в формы и методы обучения (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________
в формы и методы контроля (в целом и по отдельным предметам) _________________________________________________
в организацию учебного процесса _______________________________________________________
Примечание:
ИОП на II полугодие заполняется аналогично I полугодию, в п. 5 прописываются предложения по внесению изменений в процесс обучения на следующий учебный год.
Слайд 58Примечания:
По всем предметам аудиторной нагрузки предусматривается промежуточная и итоговая аттестация, согласно
Положению об аттестации выпускников основной школы.
Учебный план изменяется при переходе из одного профильного класса в другой, всю ответственность в этом случае несут учащиеся и их родители.
ИОП заполняется до 10 сентября текущего учебного года на основании предложений образовательных услуг.
Дата ____________________________
Подпись учащегося ________________
Подпись родителей _______________
Подпись администрации ОУ ________