Слайд 1МАТЕМАТИЧЕСКАЯ
ВИКТОРИНА
«МЫ ЛУЧШЕ ВСЕХ»
Слайд 2Повышение познавательного интереса к предмету математики.
Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы
среди учащихся.
Способствовать побуждению каждого учащегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.
Способствовать развитию кругозора учащихся, математической речи и грамотности.
Викторина проводится на 1-м курсе . В игре принимают участие три команды (от каждого взвода по 3 участника). Каждая команда выбирает себе название. Игра проходит в два этапа: 2-а отборочных тура и финальная игра.
Цели мероприятия:
Слайд 3Задача каждой команды набрать как можно большее количество баллов. Для этого
необходимо правильно ответить на вопросы 2 – х отборочных туров и в финальной игре не только правильно ответить, но и сделать большую ставку на свой ответ.
В отборочных турах каждый вопрос имеет свою стоимость, на обдумывание дается одна минута, отвечает та команда, которая быстрее поднимет руку. Если команда ответила правильно, то она выбирает следующий вопрос. На вопрос кот в мешке отвечает та команда, которой отдает это право команда, выбравшая вопрос.
Жюри ведет подсчет баллов, если команда отвечает правильно – баллы прибавляются, если неправильно – вычитаются.
Также за правильностью хода игры наблюдают преподаватели техникума и приглашенные.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютерное оснащение.
Правила игры:
Слайд 4Игра начинается с представления команд и сообщаются правила игры.
Сегодня в игре
предлагаются вопросы по следующим темам:
Дети
Окружность
Считаю устно
Числа
Многоугольники
Теоремы
Закономерности
Бизнес
Каркас
Шифровки
Уравнения
Итак, начинаем 1 тур, темы которого: дети, окружность, считаю устно. Путем жеребьевки выбирается команда, начинающая игру. Команда ___ взвода выбирайте тему и стоимость вопроса.
Ход игры:
Слайд 6
100. В доме 12 чашек и 9 блюдечек. Дети разбили половину
чашек и 7 блюдечек.
Сколько чашек осталось без блюдечек?
Ответ: 4 чашки.
Дети
Слайд 7200. У старшего брата две конфеты, а у младшего 12 конфет.
Сколько конфет должен отнять старший у младшего, чтобы справедливость восторжествовала, и между братьями наступило равенство?
Ответ: 5 конфет.
Слайд 8300. Когда младенца Кузю поцарапала кошка, он орал 5 минут, когда
его укусила оса, он орал на 3 минуты больше, но когда собственная мать набросилась на него и начала мыть с мылом, Кузя орал в два раза дольше, чем после укуса осы. Мама мыла Кузю 11 минут. Сколько орал уже вымытый Кузя?
Ответ: 5 минут.
Слайд 9400. Один мальчик охотился в кухне на тараканов и убил пятерых,
а ранил в три раза больше. Трех тараканов мальчик ранил смертельно и они погибли от ран, а остальные тараканы выздоровели, но обиделись на мальчика навсегда и ушли к соседям. Сколько тараканов ушло к соседям навсегда?
Ответ: 12 тараканов.
Слайд 10500. Коле и Толе купили по 5 пирожных. Коля съел свои
за 6 минут и стал сходить с ума от зависти глядя, как Толя ест каждое пирожное по 4 минуты. Долго ли будет сходить с ума от зависти Коля?
Ответ: 14 минут.
Слайд 11
100. В древности такого термина не было. Его ввел в 17
веке французский математик Франсуа Виет, в переводе с латинского он означает «спица колеса». Что это?
Ответ: радиус.
Окружность
Слайд 12200. Эта точка находится на пересечении биссектрис треугольника?
Ответ: центр вписанной окружности.
Слайд 13300. Чтоб окружность верно счесть
Надо только постараться
И запомнить все как есть:
Три – четырнадцать – пятнадцать –
Девяносто два и шесть.
О чем речь?
Ответ: число П
Слайд 14400. Как расположить эти окружности, чтобы они назывались концентрическими?
Ответ: совместить центры.
Слайд 15500. Кот в мешке. Отвечает та команда, которой отдает это право
команда, выбравшая вопрос.
Это слово в переводе с греческого означает «измерение треугольников»
Ответ: тригонометрия.
Слайд 21Жюри, объявите, пожалуйста, результаты 1 – го тура. Есть ли замечания
у наблюдателей?
Слайд 23100. Эти числа появились в связи с необходимостью подсчета предметов.
Ответ: натуральные.
Числа
Слайд 24200. Что можно сказать о числах, которые оканчиваются нулем или четной
цифрой?
Ответ: четные.
Слайд 25300. «Числа не управляют миром, но показывают, как управляется мир.» Кто
автор этих строк?
Ответ: Гёте.
Слайд 26400. Мы в отличии от египтян и римлян пользуемся позиционной системой
счисления, в которой всего 10 цифр – «ступеньки». Что это за «ступеньки», перечислите их?
Ответ: разряды числа – единицы, десятки, сотни.
Слайд 27500. В вавилонских табличках это число изображалось в виде сдвоенного угла
Индийцы называли его словом «сунья» (пустое), арабы перевели его соответствующим словом «ас-сыфр».
Ответ: ноль.
Слайд 28100. Какой многоугольник называют правильным?
Ответ: все стороны и углы равны.
Многоугольники
Слайд 29200. Квадрат и ромб имеют одинаковые стороны. Площадь какой фигуры
больше?
Ответ: квадрата.
Слайд 30
300. Название этого четырехугольника происходит от греческого слова, в переводе на
русский означающее «столик», от него так же произошло слово – «трапеза».
Ответ: трапеция.
Слайд 31400. Термин греческого происхождения, означающий в древности вращающееся тело – веретено,
юлу. О какой фигуре идет речь?
Ответ: ромб.
Слайд 32500. Найдите сумму всех углов в выпуклом семиугольнике.
Ответ: 900°.
Слайд 33100. Так называют квадратное уравнение, если в нем коэффициенты b и
(или) c равны нулю.
Ответ: неполное квадратное уравнение.
Уравнения
Слайд 34200. Бутылка с пробкой стоит 11 рублей. Бутылка на 10 рублей
дороже пробки. Сколько стоит пробка?
Ответ: 50 копеек.
Слайд 35300. Кот в мешке. Это название происходит от двух латинских слов
«дважды» и «секу», буквально «рассекающиеся на две части». О чем идет речь?
Ответ: биссектриса.
Слайд 36400. Этот способ решения уравнения не всегда дает точные значения корней
и требует чертежных навыков от решающего.
Ответ: графический.
Слайд 37500. Найдите корни уравнения:
Ответ: корней нет.
Слайд 38 Жюри, объявите, пожалуйста, результаты 2 – го тура. Есть ли замечания
у наблюдателей?
Команда, набравшая меньшее количество баллов, выбывает из игры, таким образом, в финальный тур выходят команды _____взводов.
Слайд 39Темы финальной игры: шифровки, теоремы, каркас, закономерность, бизнес. Команды по очереди
исключают по две не нравившиеся темы, начинает та команда, у которой большее количество баллов.
Свой ответ команда записывает на листе бумаги и ниже пишет свою ставку.
Финальный тур
Слайд 40Расшифруйте слова и назовите лишнее:
бку
лопсотькс
атчок
ямаяпр
Ответ: куб.
Шифровки
Слайд 41Прокл в своем комментарии к «Началам» Евклида пишет относительно одной теоремы
следующее: «Если слушать тех, кто любит повторять древние легенды, то придется сказать, что эта теорема восходит к Пифагору. Рассказывают, что в честь этого открытия он принес в жертву быка». Сформулируйте теорему, о которой идет речь.
Ответ: теорема Пифагора – квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Теоремы
Слайд 42Дан кусок проволоки, длиной 120 см. Какое наименьшее число раз придется
ломать проволоку, чтобы изготовить каркас куба с ребром 10 см?
Ответ: 4 раза.
Каркас
Слайд 43Вася печет пирожки и продает их на рынке. В первый день
он продал 100 пирожков по цене 1 рубль за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10 % и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше и на сколько?
Ответ: в первый на 1 рубль.
Бизнес
Слайд 44Найдите закономерность и закончите числовой ряд:
0, 3, 8, 15, ?
Ответ: 24,
числа возрастают на 3, 5, 7, 9.
Закономерность
Слайд 45Жюри, соберите листы с ответами команд.
Ответ команды ____ взвода: ___,
ставка ___.
Ответ команды ____взвода: ___, ставка ___.
Правильный ответ: ___.
Подводим итоги игры, для награждения победителей слово предоставляется жюри.
Команды, занявшие 1-е и 2-е места, награждаются почетными грамотами.
Слайд 471 ЗАДАНИЕ
Кто, по преданию, из великих геометров древности сказал вражескому солдату,
пришедшему его убить: «Не тронь моих кругов»?
Слайд 48ОТВЕТ 1
Архимед, погибший при захвате римлянами его родного города Сиракузы в
то время, когда пришел римский солдат. По преданию, Архимед был увлечен решением геометрической задачи, чертеж которой был выполнен на песке. Солдат, убивший Архимеда, или не знал о приказе военачальника сохранить жизнь Архимеду, или не узнал Архимеда. Впоследствии этот солдат был наказан, а семья Архимеда была окружена почестями.
Слайд 492 ЗАДАНИЕ
Какая книга лежит в основе большинства школьных учебников по геометрии?
Кто её автор?
Слайд 50ОТВЕТ 2
«Начала» Евклида, написанные в 6 веке до н.э.
Слайд 513 ЗАДАНИЕ
На каком здании были начертаны слова: « Да не войдет
сюда не искусившийся в геометрии!»
Слайд 52ОТВЕТ
По преданию, эти слова были написаны у входа в Академию Платона
(429-348 гг. до н.э.), чрезвычайно ценившего математику и способствовавшего его развитию. «Академией» называлась философская научная школа, основанная Платоном в 6 веке до н.э. близ Афин, в садах, посвященных памяти героя Академа.
Слайд 534 ЗАДАНИЕ
Что, по преданию, завещал высечь на своем надгробном камне Архимед?
Слайд 54ОТВЕТ
Архимед завещал высечь чертеж к теореме о свойствах шара и цилиндра.
Он установил, что объем шара равен удвоенному объему конуса с радиусом основания, равным радиусу шара, и высотой, равной диаметру шара или 2/3 объема цилиндра с таким же радиусом основания и такою же высотой. Эти три тела с данным соотношением называют «телами Архимеда». Римский военачальник Марцелл исполнил желание ученого, воздвигнув в его честь гробницу, на которой был изображен шар, вписанный в цилиндр.
Слайд 555 ЗАДАНИЕ
Кто автор слов «В геометрии нет особых путей для царей!»?
В связи с чем они были произнесены?
Слайд 56ОТВЕТ
Автор этих слов – Евклид. Он произнес их Птоломею, спросившему у
Евклида однажды, нет ли в геометрии более краткого пути, чем его «Начала».
Слайд 576 ЗАДАНИЕ
Кто является создателем первой неевклидовой геометрии? Когда и где она
впервые была изложена?
Слайд 58ОТВЕТ
Н.И. Лобачевский (1792-1856). На заседании физико-математического факультета Казанского университета 11(23) февраля
1826 г. Лобачевский сделал доклад об основах геометрии.
Слайд 597 ЗАДАНИЕ
Кто является основоположником аналитической геометрии, являющейся соединением алгебры с геометрией?
Слайд 60ОТВЕТ
Рене Декарт (1596-1650), французский философ и математик
Слайд 618 ЗАДАНИЕ
Кто является создателем современной аксиоматики геометрии Евклида?
Слайд 62ОТВЕТ
Д. Гильберт (1862-1943), немецкий математик.
Слайд 639 ЗАДАНИЕ
Кто ввел термины «абсцисса», «ордината», «координата»?
Слайд 64ОТВЕТ
Лейбниц ввел понятия «абсцисса» в 1665 г., «ордината» - в 1684
г., «координата» - 1692 г.
Слайд 6510 ЗАДАНИЕ
Кто является автором самого первого учебника геометрии? Он же является
однофамильцем известного греческого медика.
Слайд 6711 ЗАДАНИЕ
Этот ученый больше известен своими открытиями в алгебре, тем не
менее, на своем надгробном памятнике он завещал выгравировать правильный 17-угольник, вписанный в круг. О каком ученом идет речь?
Слайд 68ОТВЕТ
О Карле Фридрихе Гауссе – немецком математике
Слайд 6912 ЗАДАНИЕ
Назовите фамилию древнегреческого ученого, предложившего формулу для нахождения площади треугольника
по трем сторонам.
Слайд 7113 ЗАДАНИЕ
По учебникам этого российского математика учились, возможно, ваши бабушки и
дедушки, а уж прабабушки и прадедушки точно. В 2002 г. Исполнилось 150 лет со дня его рождения. Как фамилия этого ученого?
Слайд 7314 ЗАДАНИЕ
Кто ввел термины «анализ» и «синтез»?
Слайд 74ОТВЕТ
Платон – древнегреческий философ
Слайд 75Еще раз поздравляем
победителей
и благодарим
всех за внимание!..
Слайд 76ЛИТЕРАТУРА:
1. Альхова З.Н., Макеева А.В. Внеклассная работа по математике. Саратов: Лицей,
2003.
Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков. М.: Просвещение, 1971.
Внеклассная работа: Интеллектуальные марафоны в школе. 5-11 классы / авт.-сост. А.Н. Павлов. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004.
Внеклассная работа по математике в средней школе. Учебно-методическое пособие / под ред. В.В. Сухорукова. Балашово, 1994.
Фрадков А.В. Внеклассная работа по математике. 5-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2008.
Шуба М.Ю. Занимательные задания в обучении математики. М.: Просвещение, 1994.