Слайд 1Тема урока
Длина окружности и площадь круга
Слайд 2Из истории…
Окружность –удивительно
гармоничная фигура.
Древние греки считали ее
самой совершенной.
Слайд 3Из истории…
Окружность обладает интересным свойством. Возьмем веревочку и свяжем ее кольцом.
Положив полученное кольцо на плоскость, сделаем из него разные фигуры: квадрат, треугольник, окружность. Площадь, ограниченная окружностью, наибольшая. С площадью круга связана одна задача о квадратуре круга. Требовалось построить с помощью циркуля и линейки квадрат, площадь которого равна площади данного круга. Поиски продолжались четыре тысячелетия! Только в 1882 году немецкий математик Ф. Мендеман доказал, что с помощью циркуля и линейки эта задача не разрешима.
Слайд 4Тестовое задание
Выполнение на компьютере
1. На рабочем столе в папке «Урок математики»
найти папку «Тест», запусти файл «тест к уроку.htm»
2. Ответь на вопросы теста, отметь вопросы вызвавшие затруднения.
Слайд 5А знаешь ли ты:
Как найти расстояние вокруг озера?
2. Как с помощью
нити охватить наибольшую площадь плоскости?
3. Что это за число «Пи»?
Слайд 6Окружность
Окружностью называется
геометрическая фигура, состоящая из всех точек,
расположенных на заданном
расстоянии от данной точки.
Слайд 8Работа на компьютере
1. Запусти программу КОМПАС
2. Открой новый фрагмент кнопкой
3. Начерти
отрезок, он будет радиусом окружности.
4. Строим окружность.
5. Чертим диаметр окружности.
6. Измерения: длина диаметра, длина окружности.
7. Заполняем таблицу. (Вычисления проводим с
помощью программы Калькулятор).
8. Отправить результат на сервер учителю.
Слайд 9И так, начнем…
Построение окружности:
1.
2. Построить отрезок.
3.
4. Правой кнопкой мыши
5. Выбрать
6. Указать начало и конец отрезка
7. Получим окружность данного диаметра.
Слайд 10Измерения:
1. Нажмите кнопку на панели «Размеры и технологические обозначения», затем выбрать
Линейные размеры
2. Нажмите кнопку на панели
Измерения,
затем Длина кривой
Слайд 121. Открой программу Калькулятор и выполни вычисления:
3,14183179…
2. Округли до
сотых ≈ 3,14
Слайд 13Длина окружности
Если разрезать окружность в какой-нибудь точке и распрямить
её, то получим отрезок, длина которого и есть длина окружности.
С=2πR
Слайд 14Круг
Кругом
называется фигура, ограниченная окружностью.
Слайд 15Площадь круга
Составь алгоритм нахождения
отношения площади круга к квадрату
радиуса самостоятельно.
Слайд 17Площадь круга
Великий древнегреческий математик Архимед установил, что площадь круга
радиуса R вычисляется по формуле:
S= π R2 ,
Слайд 18Ответы на математический диктант
В
О
Слайд 19Из истории…
Ещё древние греки знали одно замечательное свойство круга:
из всех
фигур имеющих одинаковую длину периметра, наибольшую площадь имеет круг.
Слайд 20Архимед
Архимед родился в 287 году до нашей эры в греческом городе
Сиракузы, где и прожил почти всю жизнь. Отцом его был Фидий, придворный астроном правителя города Гиерона. Учился Архимед, как и многие другие древнегреческие ученые, в Александрии, где правитель Египта Птолемей собрал лучших греческих ученых и мыслителей, а также основали знаменитую, самую большую в мире библиотеку.
Труд этого великого ученого был ослепляюще многогранным.
Найди еще материал об Архимеде, если тебя заинтересовал этот ученый.
вперед
Слайд 21Архимед в сочинении “Измерение круга” вычислил отношение длины окружности к диаметру
(число ) и нашел, что оно заключено между 3 10/71 и 3 1/7.
Долгое время в качестве приближенного значения использовали число 22/7, хотя уже в V веке в Китае было найдено приближение 355/113 = 3,1415929..., которое было открыто вновь в Европе лишь в XVI веке.
В Древней Индии считали равным = 3,1622….
Французский математик Ф. Виет вычислил в 1579 г. с 9 знаками.
Голландский математик Лудольф Ван Цейлен в 1596 г. публикует результат своего десятилетнего труда – число , вычисленное с 32 знаками.
Слайд 22Но все эти уточнения значения числа производились методами, указанными еще Архимедом:
окружность заменялась многоугольником со все большим числом сторон. Периметр вписанного многоугольника при этом был меньше длины окружности, а периметр описанного многоугольника – больше. Но при этом оставалась неясным, является ли число рациональным, т. е. отношением двух целых чисел, или иррациональным.
Лишь в 1767 г. немецкий математик И.Г. Ламберт доказал, что число иррационально.
А еще через сто с лишним лет в 1882 г. другой немецкий математик – Ф. Линдеман доказал его трансцендентность, что означало и невозможность построения при помощи циркуля и линейки квадрата, равновеликого данному кругу.
Слайд 23В наши дни с помощью ЭВМ число вычислено с точностью до
миллиона знаков, что представляет скорее технический, чем научный интерес, потому что такая точность никому не нужна. Десяти знаков числа ( ≈ 3,141592653…) вполне достаточно для всех практических целей.
Есть очень простые мнемонические правила для запоминания значения числа :
“Это я знаю и точно использую на уроках”
(3 буквы – 1 – 4 – 1 – 5 – 9 – 2 – 6);
“3-14-15-92 и 6”(Три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть).
Слайд 24Ты знаешь, что:
Отношение длины окружности к ее диаметру одно и то
же для всех окружностей. Это отношение принято обозначать греческой буквой π
(“Пи” - начальная буква греческого слова которое, и означало “окружность”).
Слайд 25Ты знаешь, что:
С=2πR
Формула длины окружности, где
С - …
R - … π - …
S= π R2
Формула площади окружности, где
S - … R - … π - …
Слайд 26А знаешь ли ты:
Как найти расстояние вокруг озера?
2. Как с помощью
нити охватить наибольшую площадь плоскости?
3. Что это за число «Пи»?
Слайд 27Литература:
1. Учебник Н.Я. Виленкин и др. Математика:
Учеб. для 6 кл.
общеобразоват. учреждений/
М.:Мнемозина, 2005.
2. Глейзер Г.И. История математики в
школе. Классы. – М.: Просвещение, 1982.
3. Учебник Н. Угринович
«Информатика. Базовый курс 7»
Москва. БИНОМ. Лаборатория знаний 2004
4. Материалы из газеты «Математика»
2001 (№2) С. Злушко, г. Калиновичи «Я иду
на урок»
5. Кроссворд «Окружность и круг» газета
«Математика» 2005(№24) О. Пономарева,
с.Можга, Республика Удмуртия
6. Рисунок на главной странице из статьи
в Интернет