Слайд 1Процентные вычисления в жизненных ситуациях
Авторы: Алибаева Р.К., учитель математики,
Бондарева Л.А.
учитель информатики,
МКОУ Амурская СОШ
Слайд 2 Задачи часто могут быть решены разными способами.
При решении задач предполагается использование калькулятора – всюду, где это целесообразно. Применение калькулятора снимает непринципиальные технические трудности, позволяет разобрать больше задач. Однако отметим, что в ряде случаев необходимо считать устно.
Слайд 3Распродажа
Задача 1. Зонт стоит 360 р. В ноябре цена
зонта была снижена на 15%, а в декабре – еще на 10%. Какой стала стоимость зонта в декабре?
Решение. Стоимость зонта в ноябре составляла 85% от 360 р., т.е. 360 · 0,85 = 306 (р.). Второе снижение цены происходило по отношению к новой цене зонта; теперь следует искать 90% от 306 р., т.е. 306 · 0,9 = 275,4 (р.). Ответ: 275 р. 40 к.
Дополнительный вопрос. На сколько процентов по отношению к первоначальной цене подешевел зонт?
Решение. Найдем отношение последней цены к исходной и выразим его в процентах. Получим 76,5%. Значит, зонт подешевел на 23,5%.
Слайд 4Задача 2. На осенней ярмарке фермер планирует продать не менее одной
тонны лука. Ему известно, что при хранении урожая теряется до 15% его массы, а при транспортировке – до 10%. Сколько лука должен собрать фермер, чтобы осуществить свой план?
Решение. Просчитаем худший вариант. Пусть нужно собрать х т лука. Тогда после хранения может остаться 0,85х т и на ярмарку будет доставлено – 0,9 · 0,85х т. Составим уравнение 0,9 · 0,85х = 1, откуда х = 1,3.Ответ: не менее 1,3 т.
Слайд 5Задача 3. На сезонной распродаже магазин снизил цены на обувь сначала
на 24%, а потом еще на 10%. Сколько рублей можно сэкономить при покупке кроссовок, если до снижения цен они стоили 593 р.?
Решение. В реальной жизни часто вместо точных подсчетов удобно выполнять прикидку. В нашем случае 593 р. – это примерно 600 р.; а 24% – это примерно 1/4. Четверть от 600 р. составляет 150 р. Таким образом, после второй уценки цена кроссовок снизилась на 150 р. и составила примерно 450 р. После второй уценки новая цена кроссовок снизилась еще примерно на 45 р. В итоге кроссовки подешевели примерно на 195 р.
Слайд 6Задачи для самостоятельного решения
Задача 4. Антикварный магазин приобрел старинный
предмет за 30 тыс.р. и выставил его на продажу, повысив цену на 60%. Но этот предмет был продан лишь через неделю, когда магазин снизил цену на 20%. Какую прибыль получил магазин при продаже антикварного предмета?
Ответ: 8,4 тыс.р.
Слайд 7Задача 5. На весенней распродаже в одном магазине шарф стоимостью 350
р. уценили на 40%, а через неделю еще на 5%. В другом магазине шарф той же стоимости уценили сразу на 45%. В каком магазине выгоднее купить этот шарф?
Ответ: выгоднее купить во втором магазине.
Задача 6. Во время распродажи масляные краски для рисования стоимостью 213 р. за коробку продавали на 19% дешевле. Сколько примерно денег сэкономит художественная школа, если она купит партию в 150 коробок?
Ответ: примерно 6 тыс.р.
Слайд 8Тарифы
Задача 7. В газете сообщается, что с 10 июня
согласно новым тарифам стоимость отправления почтовой открытки составит 3 р. 15 к. вместо 2 р. 75 к. Соответствует ли рост цен на услуги почтовой связи росту цен на товары в этом году, который составляет 14,5%?
Решение. Разность тарифов составляет 0,4 р., а ее отношение к старому тарифу равно 0,14545…. Выразив это отношение в процентах, получим примерно 14,5%. Ответ: да, соответствует.
Дополнительный вопрос. Сколько будет стоить отправка заказного письма, если сейчас эта услуга оценивается в 5 р. 50 к.? Ответ: 6 р. 30 к.
Слайд 9Задача 8. Тарифы для мобильных телефонов зависят от системы оплаты. В
2010 г. тарифы оплаты по системам К и М были одинаковыми, а в следующие три года последовательно либо увеличивались, либо уменьшались (см. табл.).
Решение. В 2013 г. тариф по системе К увеличился по сравнению с исходным примерно на 3,5%, а по системе М – на 1,8%. Таким образом, тариф по системе К стал примерно выше на 1,7%.
Пояснение. Следует обозначить буквой х тарифы М и К в 2010 г., затем последовательно выразить через х все последующие тарифы.
Слайд 10Задачи для самостоятельного решения
Задача 9. В начале года тариф за
электроэнергию составлял 40 к. за 1 кВт ч. В середине года он увеличился на 50%, а в конце – еще на 50%. как вы считаете, увеличился тариф на 100%, менее чем на 100%, более чем на 100%?
Ответ: тариф на электроэнергию увеличился более чем на 100%.
Слайд 11 Задача 10. Стоимость проезда в городском автобусе составляла 5
р. В связи с инфляцией она возросла на 200%. Во сколько раз повысилась стоимость проезда в автобусе? Можно ли ответить на поставленный вопрос, не зная стоимости проезда?
Ответ: в 3 раза (пусть учащиеся сделают рисунок).
Задача 11. В этом году тарифы на услуги лодочной станции оказались на 20% ниже, чем в прошлом году. Можно ли утверждать, что в прошлом году тарифы были на 20% выше, чем в нынешнем году? Ответ: нет.
Пояснение. Рисунок поможет убедиться, что в прошлом году тарифы по сравнению с нынешним годом были выше на 25%.
Слайд 12Штрафы
Задача 12. Занятия ребенка в музыкальной школе родители оплачивают
в сбербанке, внося ежемесячно 250 р. Оплата должна производиться до 15-го числа каждого месяца, после чего за каждый просроченный день начисляется пеня в размере 4% от суммы оплаты занятий за один месяц. Сколько придется заплатить родителям, если они просрочат оплату на неделю?
Решение. Так как 4% от 250 р. составляет 10 р., то за каждый просроченный день сумма оплаты будет увеличиваться на 10 р. Если родители просрочат оплату на один день, то им придется заплатить 250 + 10 = 260 (р.), на неделю – 250 + 10 · 7 = 320 (р.).
Слайд 13Задача для самостоятельного решения
Задача 13. За несвоевременное выполнение договорных
обязательств сотрудник фирмы лишается 25% месячного оклада, и, кроме того, за каждый просроченный месяц к штрафу прибавляется 5% месячного оклада. Оклад сотрудника 10 тыс. р. В каком размере он должен заплатить штраф при нарушении сроков на 5 месяцев?
Ответ: 5 тыс. р.
Слайд 14Голосование
Задача 14. Из 550 учащихся школы в референдуме по
вопросу о введении Ученического совета участвовали 88% учащихся. На вопрос референдума 75% принявших участие в голосовании ответили «да». Какой процент от числа всех учащихся школы составили те, кто ответил положительно?
Решение. Выразим проценты дробями и вычислим число учащихся, утвердительно ответивших на вопрос референдума: 550 · 0,88 · 0,75 = 363 (чел.). Теперь найдем ответ на вопрос задачи: 363 : 550 = 0,66 – это 66%.
Дополнительный вопрос. Можно ли ответить на вопрос задачи, не зная числа учащихся школы?
Ответ: да.
Слайд 15Задача для самостоятельного решения
Задача 15. Собрание гаражного кооператива считается
правомочным, если в нем приняли участие 2/3 всех членов, и вопрос считается решенным, если за него проголосовали не менее 50% присутствующих. В гаражном кооперативе 240 человек. На собрании присутствовало 168, а за положительное решение обсуждаемого вопроса проголосовали 86 человек. Какое принято решение?
Ответ: положительное.
Слайд 16Литература
Курс по выбору для 9 класса «Избранные вопросы математики».
//Математика в школе. № 10. 2003. стр. 6-8.