Презентация, доклад по математике на темуАрифметика Магницкого 7 класс

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) Фото из источников интернетаРодился в Осташковской патриаршей слободе. С юных лет работал с отцом на пашне, самостоятельно обучаясь чтению и письму, и был страстным охотником читать и разбирать мудрёное и трудное. В

Слайд 1 315 -летие книги «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов

на славянский язык переведенная и во едино собрана и на две книги разделена»

Иванова Нина Николаевна,
учитель математики.

Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа" с. Большелуг

Большелуг, 2018 г

Содержание

Биография
Внешний вид «Арифметики»
Содержание учебника
Методика изложения
Новые термины
Задачи и их решения из арифметики Магницкого
Викторина
Источники информации

315 -летие книги «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славянский язык переведенная и во

Слайд 2Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739)
Фото из источников интернета
Родился в Осташковской патриаршей слободе.

С юных лет работал с отцом на пашне, самостоятельно обучаясь чтению и письму, и был страстным охотником читать и разбирать мудрёное и трудное. В 1685—1694 годах — учится в Славяно-греко-латинской академии. 1703 году Магницкий составил первую в России учебную энциклопедию по математике. С 1732 года и до последних дней своей жизни Л. Ф. Магницкий являлся руководителем Навигатской школы. Умер в Москве в октябре 1739 года в возрасте 70 лет. {6}


Назад

Леонтий Филиппович Магницкий (1669-1739) Фото из источников интернетаРодился в Осташковской патриаршей слободе. С юных лет работал с

Слайд 3Фото из источников интернета
В нижней части титульного листа указано имя составителя

“Сочинися сия книга через труды Леонтия Магницкого”. {7}

На обороте титульного листа зашифровано акростихом «Правил Теодор Поликарпов». {7}

Фото из источников интернета

Внешний вид «Арифметики»

Фото из источников интернетаВ нижней части титульного листа указано имя составителя “Сочинися сия книга через труды Леонтия

Слайд 4Фото из источников интернета
На оборотной стороне заглавного листа изображен цветочный

куст, окруженный
виньеткой со словами: “Тако цветет человек, яко цвет сельный”, вокруг геометрический рисунок, наверху двое юношей держат цветы. Под этим рисунком находятся стихи “К читателю юному” о важности учения арифметике как необходимой во многих областях жизни.{7}

Следующие 11 страниц заняты “стихами на предложенный герб”: “На честнии крест на государев герб до лица его царского пресветлаго величества царя и самодержавца Петра Алексиевича всея России“. Стихи эти – посвящение, в котором автор излагает цель издания, содержание книги и называет источники его труда. {7}

Фото из источников интернетаНа оборотной стороне заглавного листа  изображен цветочный куст, окруженный  виньеткой со словами:

Слайд 5Фото из источников интернета
 
Арифметика изображена в виде женщины в короне, сидящей

на троне, под сенью, укрепленной на восьми “столпах”. В правой руке она держит ключ, левой – опирается на треугольник с цифрами. Трон стоит на возвышении, к нему ведут пять ступеней, на которых следующие слова (снизу): счисление, сложение, вычитание, умножение, деление. {7}

Назад

Фото из источников интернета Арифметика изображена в виде женщины в короне, сидящей на троне, под сенью, укрепленной на

Слайд 6Содержание учебника
Л. Ф. Магницкий делит свою «Арифметику» на две книги: первую

называют «арифметика-политика», вторую «арифметика-логистика».
Первая назначается для тех, кто желает только научиться решать практические вопросы.

Вторая часть, названная автором арифметик-логистика, поделена на три части – решает общие вопросы

Назад

Содержание учебникаЛ. Ф. Магницкий делит свою «Арифметику» на две книги: первую называют «арифметика-политика», вторую «арифметика-логистика». Первая назначается

Слайд 7Фото из источников интернета
назад
Методика изложения действий сложения, умножения, вычитания и деления

мало отличается от той, которая применяется сейчас: сначала даются примеры, причем примеры постепенно усложняются, и лишь после этого дается "правило загальне».

Фото из источников интернетаназадМетодика изложения действий сложения, умножения, вычитания и деления мало отличается от той, которая применяется

Слайд 8В книге строго и последовательно проводилась одна форма изложения: каждое новое

правило начиналось с простого примера, затем давалась его общая формулировка и, наконец, оно закреплялось большим количеством задач

Магницкий впервые ввёл термины «множитель», «делитель», «произведение», «извлечение корня», изменил устаревшие слова «тьма, легион» словами «миллион, биллион, триллион, квадриллион».

Назад

Новые термины

В книге строго и последовательно проводилась одна форма изложения: каждое новое правило начиналось с простого примера, затем

Слайд 9В «Арифметике» выделено как особое действие «нумерацио, или счисление». В нем

говорится: «нумерация есть счисление словами всех чисел, которые изображаемы быть могут десятью такими знаками: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0. Из них девять значащих; последняя же 0, если стоит одна, то сама по себе значения не имеет. Когда же она присоединяется к какой-нибудь значащей, то увеличивает в десять раз, как будет показано в дальнейшем».

Задачи и их решения
Правило ложного положения

Спросил некто учителя: сколько у тебя в классе учеников, так как хочу отдать к тебе в учение своего сына? Учитель ответил: если придёт еще учеников столько же, сколько имею, и полстолько и четвёртая часть и твой сын, тогда будет у меня учеников 100. Спрашивается: сколько было у учителя учеников?{1}

Делаем первое предположение: учеников было 24

Тогда по смыслу задачи к этому числу надо прибавить «столько, полстолько, четверть столько и 1», имели бы:
24+24+12+6+1=67

В «Арифметике» выделено как особое действие «нумерацио, или счисление». В нем говорится: «нумерация есть счисление словами всех

Слайд 10На случай, если при обоих предположениях получилось меньше, дается правило: помножить

первое предположение на второе отклонение, а второе предположение на первое отклонение, отнять от большего произведения меньшее и разность разделить на разность отклонений:

То есть на 100 – 67 =33 меньше (чем требовалось по условию задачи), число 33 называем «первым отклонением»

Делаем второе предположение: учеников было 32

Тогда имели бы:
32+32+16+8+1=89
То есть на 100 – 89 =11, меньше, это «второе отклонение»

32×33-24×11 =36
33-11

Из «Арифметики» Магницкого

Некий человек продае коня за 156 рублев; раскаявся же. купец нача отдавати продавцу, глаголя: «Яко несть мне лепо везти сицевого коня, недостойного такие высокие цены». Продавец предложи ину куплю, глаголя: «Аще те мнится велика цена сему коню бытии, убо купи гвоздие, их же сей конь имать в подковах своих ног, коня же возьми за тою куплею в дар себе. А гвозди во всякой подкове по шести, и за един гвоздь даждь ми полушку, за друой же – две полушки, а за третий копейку, и так все гвозди купи». Купец же, видя столь малую цену и коня хотя в дар себе взятии, обещал таку цену платити, чая не больше 10 рублев за гвоздие дати. И ведательно есть, колико купец – он проторговался? {1}

На случай, если при обоих предположениях получилось меньше, дается правило: помножить первое предположение на второе отклонение, а

Слайд 11Фото из источников интернета
Ответ: он проторговался
Особый раздел «О утешных некии действах,

через арифметику употребляемых»

Один из находящихся в компании восьми человек берёт кольцо и надевает на один из пальцев на определенный сустав. Требуется угадать, у кого, на каком пальце и на каком суставе находится кольцо.
Пусть кольцо находится у четвертого человека на втором суставе пятого пальца.{1}

Угадывающий просит кого-нибудь из компании сделать следующие действия, не называя получающихся чисел:

1) номер лица, имеющего кольцо, умножить на 2; спрашиваемый в уме или на бумаге выполняет 4×2=8

2) к полученному произведению прибавить 5: 8+5=13

3) полученную сумму умножить на 5: 13×5=65

Фото из источников интернетаОтвет: он проторговалсяОсобый раздел «О утешных некии действах, через арифметику употребляемых»Один из находящихся в

Слайд 124) к произведению прибавить номер пальца, на котором находится кольцо: 65+5=70
5)

сумму умножить на 10: 70×10=700

6) к произведению прибавить номер сустава, на котором находится кольцо: 700+2=702

От полученного числа последний отнимает 250 и получает: 702-250=452

Первая цифра (идёт слева направо) дает номер человека, вторая цифра – номер пальца, третья цифра – номер сустава. Кольцо находится у четвёртого человека на пятом пальце на втором суставе.

Считаем дни недели, начиная с воскресенья: первый, второй, третий и так далее до седьмого (субботы).

Кто-нибудь задумал день. Нужно угадать, какой день он задумал.
Пусть задана пятница – шестой день.

1) умножить номер задуманного дня на 2: 6×2=12

2) прибавить к произведению 5: 12+5=17

3) умножить сумму на 5: 17×5=85

4) приписать к произведению нуль и назвать результат: 850

От этого числа угадывающий отнимает 250 и получает: 850 – 250 =600

Был задуман шестой день недели – пятница.

назад

4) к произведению прибавить номер пальца, на котором находится кольцо: 65+5=705) сумму умножить на 10: 70×10=7006) к

Слайд 13Викторина
1. В каком году родился Леонтий Филиппович Магницкий?




2. В

каком году Л. Ф.Магницкий был назначен преподавателем школы «математических и навигацких наук учения»?

1. 1669 год
2. 1769 год
3. 1699 год
4. 1969 год

1. 1699 год
2. 1705 год
3. 1701 год
4. 1703 год

3. В каком году Л. Ф.Магницкий составил первый в России учебник математики?

1. 1700 год
2. 1699 год
3. 1809 год
4. 1703 год

4. Полное название книги “Арифметики” Магницкого?

1. «Арифметика»
2. «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славянский язык переведенная и во едино собрана и на две книги разделена»
3. «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славянский язык»

5. Как называется первая книга в «Арифметике»?

1. «арифметика-политика»
2. «арифметика-логистика»
3. «Грамматика»

6. В каком году умер Леонтий Филиппович Магницкий?

1. 1769 год
2. 1739 год
3. 1699 год
4. 1729 год

Викторина 1. В каком году родился Леонтий Филиппович Магницкий? 2. В каком году Л. Ф.Магницкий был назначен

Слайд 14 1
3
4
2
1
2


Ответы
Источники информации
Депман И. Я., Виленкин

Н. Я. Д35 За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5-6 кл. сред. Шк. – М.: Просвещение, 1989. – 287 с.: ил. ISBN 5-09-000412-9
https://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/01/12/magnitskiy-pervyy-vydayushchiysya-uchitel-rossii-prezentatsiya
https://pptcloud.ru/matematika/leontiy-filippovich-magnitskiy-139716
https://sheba.spb.ru/shkola/arifmetika-magn1703-1914.htm
http://dates.gnpbu.ru/3-8/Arifmetika_Magnitskiy/arifmetika_magnitskiy.html
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%B3%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B8%D0%B9_%D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%BF%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
https://infourok.ru/prezentaciya-po-matematike-na-temuarafmetika-flmagnickogo-467433.html

назад

1 3 4 2 1 2ОтветыИсточники информацииДепман И. Я., Виленкин Н. Я. Д35 За страницами учебника

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть