Слайд 1ВЕЛИКОЛЕПНАЯ ПЯТЁРКА
математический конкурс-игра
Слайд 2Человек, не знающий математики, не способен ни к каким другим наукам.
Роджер Бэкон
Слайд 5В глубокой древности, древности, древности,
Когда науки были выше повседневности.
Архимед, Пифагор
и Ньютон обогатили белый свет,
И нам послали зажигательный привет.
Слайд 6Вопрос 1
Назвать фамилию русского ученого, которому принадлежат слова: « Математику уж
затем учить следует, что она ум в порядок приводит»?
Слайд 7Михаил Васильевич ЛОМОНОСОВ.
Благодаря непреклонной воле, решительности и необычайной энергии из
деревенского мальчика, крестьянина-рыболова, всего лишь в 19 лет начавшего школьную учёбу, выросла грандиозная фигура мыслителя, писателя, ученого в различных областях науки.
Два века прошло с тех пор, как М.В.Ломоносов стал академиком Российской Академии. Влияние его гения, его труда неизмеримо. Наш язык, наша грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М.В.Ломоносова.
Слайд 8Вопрос 2
Там, где с морем сливается Нил, в древнем жарком краю
пирамид
Математик греческий жил - многознающий, мудрый…
Геометрию он изучал, геометрии он обучал,
Написал он великий труд.
Назовите, о ком идет речь?
Слайд 9 Евклид, 3 век до нашей эры.
К
сожалению, сведения о жизни Евклида до нас не дошли. Известно только, что жил он около 300 года до н.э., что расцвет его творчества приходится на александрийский период развития культуры и науки, когда после смерти Александра Македонского и распада его империи на первое место по своему экономическому, политическому и культурному значению выдвинулся город Александрия.
Слайд 10 Вопрос 3
Как называется старейший из известных способов выписывания простых чисел?
Слайд 11 Решето Эратосфена.
Эратосфен (ок. 276-194 г. до н.э.) –знаменитый
ученый эпохи эллинизма, математик, географ, философ и поэт.
В сочинении « Решето» Эратосфен создал оригинальный метод для «отсеивания» простых чисел. В последовательности натуральных чисел зачеркнем 1. Число 2-простое. Зачеркнём все числа, кратные 2. Число 3- первое из незачеркнутых – простое.
Затем зачеркнем всякое число,делящееся на 3, и т. д. Так можно получить сколь угодно большой фрагмент последовательности простых чисел.
Во времена Эратосфена писали на восковых дощечках. Числа не зачёркивали, а прокалывали. Отсюда и название метода- решето.
Слайд 12Вопрос 4
На могиле этого великого математика был установлен памятник с изображением
шара и описанного около него цилиндра. Спустя 200 лет по этому памятнику нашли его могилу.
до н.э.
Об Архимеде как человеке мало сведений. Легенды рассказывают, что когда солдаты ворвались в город, Архимед был занят решением задачи и что-то чертил. Определил приблизительное значение числа «ПИ». Римский воин приказал ему встать, но старый учёный не повиновался, сказав, что хочет закончить решение. Тогда римлянин выхватил меч и убил гениального учёного.
Слайд 14АРХИМЕД
Нет, не всегда смешон и узок
Мудрец, глухой к делам земли:
Уже на
рейде в Сиракузах
Стояли римлян корабли.
Над математиком курчавым
Солдат занес короткий нож,
А он на отмели песчаной
Окружность вписывал в чертеж.
Ах, если б смерть — лихую гостью —
Мне так же встретить повезло,
Как Архимед, чертивший тростью
В минуту гибели — число!
Слайд 15Вопрос 5
Кто из немецких ученых нашел моментально сумму всех натуральных чисел
от 1 до 100, будучи ещё учеником начальной школы? Его же называли « королём математики».
Слайд 16КАРЛ ФРИДРИХ ГАУСС, 1777-1855
С именем Гаусса связана основная теорема алгебры,
согласно которой число корней многочлена (действительных и комплексных) равно степени многочлена (при подсчете числа корней кратный корень учитывается столько раз, какова его степень)..
Слайд 17Вопрос 6
Французский математик (16 век), внесший огромный вклад в развитие алгебраической
символики: в его работах имеется вывод формулы корней квадратного уравнения и их свойств, сформулирована теорема косинусов.
Слайд 18Франсуа ВИЕТ,
1540-1603
Будущий преобразователь алгебры Виет появился на свет в маленьком
французском городке недалеко от крепости Ла-Рошель. Жизнь его проходила на фоне кровавых событий войны, которую вели две мощные религиозные группировки католиков и гугенотов. Сейчас нам трудно представить математику без формул и уравнений, но именно такой была она до Виета.
Слайд 19 Теорема Виета
По праву достойно в стихах быть воспета
О свойствах
корней теорема Виета.
Что лучше, скажи, постоянства такого:
Умножишь ты корни - и дробь уж готова:
В числителе с, в знаменателе а,
А сумма корней тоже дроби равна.
Хоть с минусом дробь - это что за беда -
В числителе в, в знаменателе а.
Слайд 20Вопрос 7
Назвать имя персидского математика, астронома, философа и поэта, который заложил
основы важных математических теорий
Слайд 21Омар Хайям
И с другом, и с врагом ты должен быть
хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдёшь.
Обидишь друга- наживёшь врага ты
Врага обнимешь- друга обретёшь.
Будь мудр и жалкий путь глупца себе не выбирай.
Коль щедр друг, в друзья скупца себе не выбирай.
Сердца людей открыты тем, кто помыслами чист.
Дари всем благо, но льстеца себе не выбирай.
Не смотри, что иной выше всех по уму.
А смотри верен слову ли он своему.
Если он своих слов не бросает на ветер -
Нет цены, как ты сам понимаешь ему.
Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь.
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа-любовь!
Слайд 22Вопрос 8
Гениальный французский ученый (18 век), создатель аналитической геометрии, основанной на
методе координат.
Слайд 23Рене Декарт
(1596-1650)
Рене Декарт является одним из создателей аналитической геометрии (которую
он разрабатывал одновременно с Пьером Ферма), позволявшей алгебраизировать эту науку с помощью метода координат. Предложенная им система координат получила его имя.
В работе «Геометрия» (1637), открывшей взаимопроникновение алгебры и геометрии, Декарт ввел впервые понятия переменной величины и функции. Переменная трактуется им двояко: как отрезок переменной длины и постоянного направления (текущая координата точки, описывающей своим движением кривую) и как непрерывная числовая переменная, пробегающая совокупность чисел, выражающих этот отрезок.
9
В честь открытия какой теоремы была принесена жертва из 100 быков?
Слайд 25Теорема Пифагора,
Пифагор (580-500 г.до н.э.)
Если дан нам треугольник
И притом с
прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим —
И таким простым путем
К результату мы придем.
Слайд 26Вопрос 10
Швейцарский ученый (18 век) соратник Лобачевского, работал с 20-ти лет
в Российской Академии наук, придал современный вид тригонометрии, вывел формулы тригонометрических соотношений, которыми мы сейчас пользуемся. В честь его названо число е.
Слайд 27ЛЕОНАРД Эйлер
(1707-1783).
Научная деятельность Эйлера продолжалась почти 60 лет. Он
успешно занимался математикой и механикой, физикой и астрономией. Восемнадцатый век по праву можно считать веком Эйлера. Научное наследие Эйлера поражает совершенно беспрецедентными размерами. При жизни увидели свет его 530 книг и статей. Он шутливо обещал графу Орлову, что его работы будут заполнять «Комментарии» Академии в течение 20 лет, после его смерти. Академия занималась изданием трудов Эйлера 47 лет. В конце своей жизни учёный ослеп, но продолжал читать свои лекции. За 15 лет он продиктовал более 400 статей и 10 больших книг.
Слайд 28Ты, математика –
Начало всех начал,
Ты кладезь знаний сокровенных.
И даже бог, что
этот мир создал,
Был математик, несомненно.
Он мира рассчитал пути,
Гармонию земли и неба,
И траекторию светил,
И скорость прорастания хлеба,
И скорость продвижения света,
И в наших всех земных делах
Родная движется планета
Не на метрических китах,
А математики томах.
Слайд 29
Жил в 1646-1716гг. независимо от Ньютона , создал математический анализ — дифференциальное и интегральное
Слайд 30Пролагая новые пути как юрист, теолог, историк, политик, языковед. И наряду
с этим, как математик, он был самоучкой. В возрасте 27 лет располагал весьма скудными математическими знаниями, а через два года высказал убеждение в том, что из «обратного метода касательных следует квадратура» всех фигур, делая тем самым 1-ый существенный шаг к созданию дифференциального и интегрального исчисления (Лейбниц).
Го́тфрид Ви́льгельм Ле́йбниц : 21 июня (1 июля) 1646 — 14 ноября 1716) — немецкий философ, логик, математик, механик, физик, юрист, историк, дипломат, изобретательи языковед.
Слайд 31В Вестминстерском аббатстве надпись на его надгробии заканчивалась словами «Пусть смертные
радуются, что существовало такое украшение рода человеческого…».
Вопрос 12
Слайд 32
Сэр Исаа́к Нью́тон — английский физик, математик, механик и астроном, один из создателей классической физики. Автор фундаментального труда «Математические
начала натуральной философии», в котором он изложил закон всемирного тяготения и три закона механики, ставшие основой классической механики. Разработал дифференциальное и интегральное исчисления, теориюцвета, заложил основы современной физической оптики, создал многие другие математические и физические теории.
Жил в 1643-1727г.г. Наружность его была невзрачной. Одевался он всегда просто. Никогда не носил очков и до самой смерти (он умер в 85 лет) имел густые волосы, скрытые под париком. В последние годы потерял один зуб. . О его рассеянности много анекдотов. Однажды его друг директор Стюкели пришёл к нему в отсутствие хозяина, обед стоял уже на столе. Прождав с час и потеряв терпение, Стюнели приподнял тарелку и увидел жаренного цыплёнка, съел его, а косточки положил обратно. Вскоре возвратился хозяин и, поздоровавшись с гостем, сел обедать. Но, сняв тарелку и увидев кости, воскликнул: « Однако, как мы философы, рассеяны, право я думал, что ещё не обедал».
Слайд 34 Конкурс «Певцов»
За две
минуты придумать или вспомнить как можно больше частушек, куплетов из песен, в которых есть числа.
Слайд 35 конкурс «Инсценированных- сказок – задач»
Слайд 36 1.Делёж верблюдов
Старик, имевший трех сыновей,
распорядился, чтобы они после его смерти поделили принадлежащее ему стадо верблюдов так, чтобы старший взял половину всех верблюдов, средний – треть и младший девятую часть всех верблюдов. Старик умер и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали делёж, но оказалось, что число 17 не делится ни на 2, ни на 3, ни на 9. В недоумении, как им быть, братья обратились к мудрецу. Тот приехал к ним на собственном верблюде и разделил по завещанию. Как он это сделал?
Решение
Мудрец пустился на уловку. Он прибавил к стаду на время своего верблюда, тогда их стало 18. Разделив это число, как сказано в завещании (старший брат получил 9 верблюдов, средний – 6 верблюдов, младший – 2 верблюда), мудрец взял своего верблюда обратно (9 + 6 + 2 +1 = 18).
Слайд 37
Внук. Сколько тебе лет?
Дедушка. Если я проживу еще половину того, что я прожил, да еще 1 год, то мне будет 100 лет. Вот и считай!
Внук. Да! Ну и задачку ты мне задал! Попробую решить.
Ответ: Возраст дедушки 66 лет.
Решение. При решении задачи поможет схема.
100 – 1 = 99 (лет).
Годы дедушки и их половина вместе составляют 99 лет. А это 3 части. Значит 1 часть составляет 99 : 3 = 33 года.
33 года – половина того, что прожил дедушка.
33 · 2 = 66 лет – возраст дедушки.
2. Возраст дедушки. Внук и дедушка
Слайд 38 3. Два пастуха
Сошлись два
пастуха, Иван и Петр. Иван и говорит Петру: "Отдай-ка ты мне одну овцу, тогда у меня будет овец ровно вдвое больше, чем у тебя!" А Петр ему отвечает: "Нет лучше ты мне отдай одну овцу, тогда у нас будет овец по ровне!" Сколько же было у каждого овец?
Решение: У Ивана было 7 овец, у Петра — 5
Слайд 39Конкурс «Головных уборов»
Надо сделать любой головной убор , имеющий форму какого-либо
геометрического тела и продемонстрировать, дополняя своими описаниями.
Слайд 40 Вопросы трём командам (Кто быстрее.)
1.Отрезок, соединяющий
точку окружности с её центром.
(Радиус.)
2. Отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны.
(Медиана.)
3.Производная пути.
(Скорость.)
4. Интеграл – это…. .
(Совокупность первообразных.)
5.График квадратичной функции.
(Парабола.)
6. Прямоугольник, у которого все стороны равны.
(Квадрат.)
7. Отношение противолежащего катета к гипотенузе.
(Синус.)
8. Мера веса драгоценных камней.
(Карат.)
9. Угол, меньший прямого.
(Острый.)
10. Функция, обратная к косинусу.
(Арккосинус.)
Слайд 42 II. Тур двух пятёрок
Близ
– тур.
За одну минуту ответить на максимальное число вопросов (за каждый правильный ответ – 1 очко.)
(Допускается помощь болельщиков.)
Вопросы для первой команды
1.Результат сложения?
(Сумма.)
2. Сколько цифр вы знаете?
(Десять.)
3. Наименьшее трёхзначное число?
(Сто.)
4. Сотая часть числа.
(Процент.)
5. Прибор для измерения углов.
(Транспортир.)
6. Сколько сантиметров в метре?
(Сто.)
7. Сколько секунд в минуте?
(Шестьдесят.)
8. Сколько лет в одном веке?
(Сто.)
9. Результат деления?
(Частное.)
10. Когда произведение равно нулю?
(Когда хотя бы один из множителей равен 0.)
11. График прямой пропорциональности?
(Прямая, проходящая через начало координат.)
12. Ордината точки единичной окружности.
(Синус.)
13. Величина, обратная косинусу.
(секанс.)
14. Что меньше 2\5 или 0,5?
(2\5.)
15. Производная синуса?
(Косинус.)
16. Корень уравнения .
(Не существует.)
17. Какую часть минуты составляет 15 с7
(1\4.)
18. Сколько сантиметров составляет 1% метра?
(1см.)
Вопросы для первой команды
Слайд 43
Вопросы для второй команды
1.Радиус окружности 6см. Диаметр?
(12см.)
2.Какую часть часа
составляет 20 мин?
(1\3.)
3.Результат вычитания.
(Разность.)
4.На какое число нельзя делить?
(На 0.)
5.Отношение прилежащего катета к гипотенузе.
(Косинус.)
6.Величина, обратная к тангенсу.
(Котангенс.)
7.Наибольшее двузначное число?
(99.)
8.Интеграл от синуса?
(Минус косинус.)
9.Сколько граммов в килограмме?.
(1000.)
10.Сколько минут в часе?
(Шестьдесят.)
11.Результат умножения?
(Произведение.)
12. Сколько часов в сутки?
(Двадцать четыре.)
13.Наименьшее натуральное число?
(1.)
14.График обратной пропорциональности?
(Гипербола.)
15. Что больше: 2м или 201 см?
(201см.)
16.Найдите 10% от тонны
( 100кг.)
17.Сколько корней имеет уравнение
(Ни одного.)
18. Прибор для построения окружности?
(Циркуль.)
Слайд 45Краткость и точность математического языка является его отличительной и в то
же время красивой чертой.
1. В треугольнике АВС, АВ=ВС. Назовите пять терминов, характеризующих отрезок ВД. (высота, медиана, биссектриса, ось симметрии, геометрическое место точек, равноудалённых от концов А и С)
В
В
А Д С
2.Употребляя соответствующие математические термины, упростить следующие фразы:
а) многоугольник с наименьшим числом сторон.
(Треугольник.)
б) хорда, которая проходит через центр окружности.
(Диаметр.)
в) равнобедренный треугольник, основание которого равно боковой стороне.
(Равносторонний.)
Слайд 46 2. Задание:
а). “Сосчитай фигуры”. Сколько на рисунке треугольников,
параллелограммов, ромбов, трапеций, прямоугольников.
За верный ответ-1 жетон.
Слайд 47
б) Квадратный лист бумаги разрезать на две равные части, а затем
составить из них треугольник. Как это сделать?
Слайд 50III тур. «Самый сообразительный»
На одну чашку весов положили кусок мыла, а
на другую чашку 3\4 такого же мыла и ещё 200г. Весы в равновесии. Какова масса куска мыла.
(Решение:200г-1/4:2008*4=800г.)
Радиус круга 5м. Если считать, что пи=3, то почему S равна 75.
Какие числа при перевёртывании увеличиваются в полтора раза?
(6,66,666.)
Быстро сосчитайте: 1000
+ 30
+1000
+ 40
+1000
+20
+1000
+10
(4100.)
Слайд 51Построить через четыре точки четыре плоскости.