Слайд 1
Эффективные формы и методы работы на уроках математики в
классах с детьми с ОВЗ
Слайд 2Л. Н. Толстой
«Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем
труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель сам учиться, обдумывать каждый урок и соизмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, чем больше вызывать на вопросы и ответы, тем легче будет учиться ученик ».
Слайд 3 Методика и основные особенности обучения учащихся с ОВЗ в условиях
общеобразовательной школы.
Основные особенности обучения детей с ОВЗ.
Детей с ОВЗ можно разделить на следующие категории.
Дети, с нарушениями:
слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
зрения (слабовидящие, слепые);
речи (разные степени);
интеллекта;
задержкой психоречевого развития (ЗПР);
опорно-двигательного аппарата;
эмоционально-волевой сферы.
Слайд 4 Проблемы и трудности инклюзивного образования
Во-первых, коллектив детей не всегда принимает
ребенка с ОВЗ за "своего".
Во-вторых, педагоги не всегда могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.
В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.
В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.
Слайд 5 Организация коррекционной работы с учащимися с ОВЗ с учетом требований
ФГОС
Коррекционное обучение – усвоение знаний о путях и средствах преодоления недостатков психического и физического развития и усвоения способов применения полученных знаний.
Коррекционное воспитание – воспитание типологических свойств и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной, трудовой, эстетической и др.), позволяющих адаптироваться в социальной среде.
Коррекционное развитие – исправление (преодоление) недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.
Слайд 6 Метод – это способ совместной деятельности учителя
Прием — лишь
составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода.
Слайд 7
Классификация методов
В
методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.
Слайд 8В рамках ФГОС предполагается использование активных и интерактивных методов, как более
действенных и эффективных.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Слайд 9Проблемный метод — предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и
поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Эвристический метод — объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников — организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения, профильной дифференциацией учащихся, их выбором.
Слайд 10Методы обучения, выделяемые
по источнику знаний:
Слайд 11РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ
КОНТРОЛЬ ЗА ВНИМАНИЕМ
ОРГАНИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УСТНЫЙ СЧЁТ
НАЙДИ ЛИШ НЕЕ
НАЙДИ ОШИБКИ
ДОПОЛНИ……
СМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАБОТА
С УЧЕБНИ КОМ
ТАБЛИЦЫ СХЕМЫ ПЛАНЫ
РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ
НАЙТИ КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
РАБОТА С ТЕРМИНАМИ
ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЯ ПО ДАННЫМ СЛОВАМ И НАОБОРОТ
ОПОРА НА ЖИЗНЕННЫЙ МАТЕРИАЛ
ЗАДАЧИ С ПРАКТИЧЕСКИМ СОДЕРЖАНИЕМ
СОБЛЮДЕНИЕ ОБЪЁМА ИЗУЧАЕМОГО
Деятельность учителя на уроке
Слайд 12 Формы работы на уроке:
Математический диктант;
Эстафета;
Найди ошибку;
Расшифруй;
Математическое лото;
Цепочки;
Установи
соответствие;
Продолжи…;
Тесты;
Тренажеры;
Обучающие карточки;
Разноуровневые самостоятельные работы и др.
Слайд 13 Общие принципы и правила коррекционной работы:
Индивидуальный подход к каждому
ученику.
Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Слайд 14«Веселый счет».
Назовите и покажите все числа от 1 до 10 по
порядку.
Назовите все однозначные (двузначные) числа, которые здесь встречаются.
Чем двузначные числа отличаются от однозначных?
Упражнения на развитие внимания
Слайд 15«Разговор по телефону».
В одном городе на одной площадке стояли два
больших дома. В одном доме жили лиса, волк, коза. В другом доме жили белка, баран, лошадь. Однажды вечером лиса, волк и коза решили позвонить своим соседям. Узнайте кто кому звонил
.
Слайд 17«Память на фигуры».
Запомните как можно больше фигур и зарисуйте их
.
Упражнения на
развитие памяти
Слайд 18Упражнения на развитие мышления
«Думай и составляй».
С числами 15 и 4 составьте
два задании так, чтобы одно из них было задачей, а другое – нет.
«Художники».
Помогите художнику дорисовать картинки. Например, был овал – стал зайчик, был овал – стала ложка и т.д.
Слайд 19Упражнения на развитие воображения
«Веселый человечек».
Нарисуйте веселого человечка, используя фигуры:
«
«Салфетка»
В начале ряда
нарисована бумажная салфетка, свернутая вчетверо. После того, как салфетку свернули, в ней сделали фигурный вырез. Необходимо определить, как будет выглядеть салфетка, если её развернуть. Из четырех готовых ответов выберете правильное решение и запишите номер решения.
Слайд 20Упражнения на смекалку
«Летели гуси».
Летели гуси: один гусь впереди, а два –
позади; один – позади, два – впереди; один между двумя. Сколько всего летело гусей? Как они летели? Сделайте рисунок.
Головоломка.
Пятью прямыми линиями разделите циферблат так, чтобы в каждой части числа давали бы равную сумму.
Слайд 21Задания на нахождение альтернативных вариантов
«Смекай»
. «Смекай».
Миша получил в школе задание: провести
в треугольнике две линии. Он выполнил задание.
А теперь задание для вас. Как по-другому можно провести две линии внутри треугольника?
«Раскрась».
Раскрась квадраты так, чтобы два из них были одинаковыми, а два – разными.
Слайд 22«Сколько?»
Учитель показывает треугольники и круги, не придерживаясь ни какого порядка, учащиеся
должны запомнить, сколько увидели треугольников и сколько кругов. Те, кто правильно запомнил, считаются победителями. Теперь учитель вводит в игру квадраты (далее аналогично). Затем и прямоугольники (далее аналогично).
Слайд 23«Память на числа».
В жизни нам приходится часто запоминать адрес, номер телефона,
посчитать деньги при покупке. И всегда в этих случаях нам надо запомнить числа. Вот и сейчас мы будем запоминать числа на слух. Я вам их медленно прочитаю, а вы должны их затем назвать, не нарушая порядка следования: 1, 7, 9, 2, 3, 5.
Слайд 24
Заштриховать квадраты, в которых указаны неверные утверждения