Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Рабочая
программа факультативного курса по математике:
«Некоторые вопросы финансовой грамотности»
Составители: Воракуто И.И.
Кузнецова Т.А.
Слайд 2Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Программа
включает:
пояснительную записку;
цели и задачи курса;
описание организации учебного процесса;
требования к уровню усвоения учебного материала;
календарно – тематический план;
программу занятий;
приложение;
список используемой литературы;
мультимедийную презентацию.
Слайд 3Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Актуальность:
Факультативный
курс предназначен для учащихся 7-8 классов, интересующихся математикой и экономикой и желающим в будущем найти применение своим профессиональным качествам в финансовой сфере.
Слайд 4Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Программа
факультативного курса способствует углубленному изучению и самой математики, и тех ее экономических приложений, которые в ней рассматриваются.
Содержание курса не дублирует школьный курс экономики и является "мостом" к его осознанному изучению.
Факультатив может быть использован как отдельный курс для расширения и углубления знаний, умений и навыков, а также как элемент внеклассной работы по предмету в системе дополнительного образования.
Слайд 5Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Цель курса
Интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для экономической и финансовой деятельности и необходимых для успешной социализации учащихся и адаптации их к реальной жизни;
изучение взаимодействия математики и финансовой экономики с целью привития устойчивого интереса, усвоения, углубления и расширения знаний учащихся;
профориентация.
Слайд 6Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Задачи
курса
Познакомить учащихся с терминологией, встречающейся при изучении факультативного курса, помочь понять ее и правильно использовать для решения задач
Сформировать у школьников понимание значения финансовой грамотности и культуры
Сформировать представление об идеях и методах финансовой экономики, об организации деятельности в сфере экономики и банковского дела
Научить учащихся применять математический аппарат при решении финансово - экономических задач
Познакомить школьников с интересующими их профессиями в области финансов и банковского дела, требованиями, предъявляемыми к работникам этой сферы
Слайд 7Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Организация
учебного процесса
Программа факультативного курса рассчитана на 34 ч, из них 17 часов лекций и 17 часов практических занятий.
Количество часов и объем изучаемого материала позволяют принять темп продвижения по курсу, который соответствует возрасту учащихся.
Формирование важнейших умений и навыков происходит на фоне развития умственной деятельности – дети учатся анализировать конкретные финансово - экономические ситуации, переносить известные приемы в нестандартные решения.
Слайд 8Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Требования
к уровню усвоения учебного материала
Учащиеся должны овладеть конкретными финансово - экономическими знаниями, знать и понимать:
основные понятия и термины, связанные с вопросами финансирования и банковским делом: производительность труда, рентабельность, налоги, инфляция, индексация и т.д.
основные категории экономики: товар, деньги, прибыль, финансы и т.д.
экономическую теорию, ее проблемы и закономерности
природу и сущность рассматриваемых финансово - экономических процессов
Слайд 9Муниципальное бюжжетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
уметь:
объяснять,
на основе какого математического аппарата основано содержание конкретной финансовой задачи или ситуации
правильно применять основные категории, понятия, наиболее употребляемые формулы
извлекать информацию из таблиц и графиков, анализировать полученные данные
решать основные задачи на вычисление прибыли, себестоимости, рентабельности, величины налога, простых процентов и др.
Слайд 10Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Приложение
к курсу содержит:
теоретический материал, рассматриваемый на занятиях и вопросы к нему;
описание финансово-экономической игры «Быть успешным»;
ролевую игру «Математик – бизнесмен»;
мультимедийную презентацию.
Слайд 11Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Курс
рассматривает следующие вопросы:
Бюджет (на примере бюджета семьи)
Товар и деньги
Прибыль и финансы
Вычисление прибыли
Банк – финансовый посредник между вкладчиками и заемщиками
Проценты и их начисление
Вклады
Годовая процентная ставка
Слайд 12Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Кредиты
Ипотека
Частные
инвестиции
Налоги
Вычисление себестоимости, рентабельности
Инфляция и её виды
Индексация
Слайд 13Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Финансово-экономическая
игра
«Быть успешным»
Цель игры
Помочь школьникам в увлекательном самостоятельно – игровом режиме получать, закреплять изученные знания, воспитывать успешную конкурентоспособную личность.
Слайд 14Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Задачи игры:
повышение качества образования;
усиление мотивации учащихся к учебной работе;
формирование у школьников активной жизненной позиции, ориентированной на достижение успеха за счет проявления профессионализма, инициативы и порядочности;
воспитание у школьников способности к работе в коллективе, ориентированной на достижение общего результата через раскрытие индивидуальных качеств каждого ребенка;
развитие практических навыков учащихся в области финансовой экономики.
Слайд 15Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Описание
игры:
На первом занятии учитель объявляет учащимся, что теперь они не просто ученики, а начинающие бизнесмены, которые в течение всего учебного года должны наращивать свой капитал, помещая его на свой банковский счет.
Предлагается учащимся придумать название и вид денежного знака, который будет выдаваться или удерживаться за определенные достижения или нарушения.
Проводятся выборы бухгалтеров и аудиторов, а также служащие по выпуску выбранных денежных банкнот.
Слайд 16Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Определяются критерии, по которым можно пополнить свой денежный запас.
Определяется перечень нарушений, за которые ученик обязан отдавать накопленные им денежные знаки.
В конце каждой учебной четверти подводятся промежуточные итоги заработанных денег, трем учащимся, набравшим наибольшее количество денег, начисляются дополнительные деньги в размере 20%, 15% и 10% от набранной суммы.
На предпоследнем занятии учебного года учащиеся класса делятся на три группы (конкурирующие фирмы) и объединяют свои сбережения для участия в итоговой ролевой игре «Математик – бизнесмен».
Слайд 17Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Ролевая
игра «Математик – бизнесмен»
Цель игры:
Способствовать интеллектуальному развитию учащихся, формированию качеств мышления, характерных для математической и финансовой деятельности и необходимых человеку для жизни в современном обществе, для общей социальной ориентации и решения практических проблем.
Слайд 18Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Задачи:
выработка
финансово - экономической грамотности и способностей к саморазвитию;
формирование умения оперировать финансово - экономическими терминами, анализировать, делать выводы;
формирование практических навыков принятия решений в различных экономических ситуациях;
привитие учащимся основ финансовой грамотности;
развитие навыков экономического мышления;
развитие интереса к финансовой математике;
Слайд 19Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Оборудование:
плакат
с высказыванием о деньгах
(Деньги только тогда делают деньги, когда находятся в непрерывном обороте);
игровое поле, фишки, кубик;
карточки – задания для игры;
мультимедийное оборудование;
«деньги» - номиналом 100 у.е., 500 у.е., 1000 у.е., 5000 у.е., 10000 у.е. (по 50 штук).
Слайд 20Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Участники
игры:
два ведущих;
банкир;
три менеджера;
три сотрудника патентного бюро;
три группы участников (сотрудники фирм).
Слайд 21Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
План
размещения игроков
Патентное бюро
Банк
5
5
1
2
3
4
Слайд 22Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Игровое
поле:
Извещение
Маклер
Сюрприз
Старт
Извещение
Биржа
Сюрприз
Математик - бизнесмен
Слайд 23Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 37»
г. Кемерово
Список
используемой литературы:
1.Балк М.Б., Балк Г.Д. Математика после уроков.
2. Кордемский Б.А. Математическая смекалка.
3. Василевский А.И. Школьный справочник. Экономика.
4. Газета «Математика» № 24, № 45, 2002г.,
5. Елховский Е.Л. Экономика. Популярный словарик.
6. Сафронова Г.А. Экономическая игротека на уроках математики.
7. Задачи из открытого банка заданий для подготовки
к ЕГЭ по математике.