каникулы
«О волны, волны жизни…»
(о математике, биологии и регрессивном анализе)
Лихопуд Э.В. – учитель биологии МОУ «Гимназия №1»
Зайцева Г.А. – учитель математики МОУ №Гимназия №1»
Слайд 2Биоритмы - это равномерные чередования во времени каких-либо состояний организма
Слайд 3Более простое понятие – это биологические часы.
Связано оно с суточным движением
Земли вокруг своей оси.
Мы живем в периоде - день-ночь,
чередование сна и бодрствования
Слайд 4Движение Земли вокруг Солнца
Позволяет человеку
Наблюдать ритмичную смену времен года:
весну, лето, зиму,
осень
Сезонные миграции зверей и птиц,
Цветение растений и их плодоношение.
Слайд 5МАТЕМАТИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ
Провести анализ уровня физического развития подростков и научить их самодиагностике
своего организма
Цель занятия: показать важность и плодотворность математического подхода к биологическим, в частности физиологическим проблемам. Объяснить периодичность явлений в живой природе
Провести анализ практических измерений с использованием математических понятий, навыков и умений
Построить график биоритмов физического, интеллектуального и эмоционального состояния обучающихся
Слайд 6Содержание занятия
Связь математики с биологией.
Метод регрессивного анализа. Регрессия. Уравнения регрессии.
Уровень
физиологического состояния человека.
Примеры уравнений регрессии.
Практическая работа: определение УФС подростков.
Построение графика биоритмов
Роль и значение физкультуры и спорта.
Company Logo
www.themegallery.com
Слайд 7Математика — это нечто значительно большее, чем наука, поскольку она является
языком науки. (Нильс Бор)
Для современной науки характерно применение точных математических методов в самых различных областях. В науку о живой природе математика входит различными путями: с одной стороны — это использование современной вычислительной техники для быстрой обработки результатов биологического эксперимента, с другой — создание математических моделей, описывающих различные живые системы и происходящие в них процессы. Не менее важна и «обратная связь», возникающая между математикой и биологией: биология не только служит ареной для применения математических методов, но и становится всё более существенным источником новых математических задач.
Слайд 8 Метод регрессионного анализа позволил выделить антропометрические признаки, наиболее тесно связанные между
собой, и разработать математические модели определения обхватных и линейно-весовых показателей, характерных для подростков 12-15 лет.
Слайд 9РЕГРЕССИЯ [regression]
РЕГРЕССИЯ — зависимость среднего значения какой-либо
случайной величины от некоторой другой величины или
нескольких величин.
При регрессионной связи одному и тому же значению x величины
X (в отличие от функциональной связи) могут соответствовать разные случайные значения величины Y.
Распределение этих значений называется условным распределением Y при данном X = x.
Уравнение, связывающее эти величины, называется уравнением регрессии а соответствующий график — линией регрессии величины Y по X .
– коэффициенты регрессии - параметры, которые оцениваются из статистических данных.
В случае же совместного влияния на Y нескольких факторов
( ) уравнение принимает вид.
В первом случае имеем парную , во втором — множественную.
Слайд 10Уравнения регрессии
В уравнении регрессии зависимости могут быть найдены статистическими методами между
связанными друг с другом величинами. При составлении уравнений регрессии надо следить, чтобы были использованы именно те метрические единицы, которые указаны в уравнении, иначе будут ошибки.
Одни и те же зависимости могут быть выражены различными уравнениями. Некоторые уравнения могут быть весьма приблизительными.
Зависимость между ростом и весом может быть выражена по формуле: М = Р - 100 (уравнение №1),
где: М – масса тела, кг;
Р - рост, см
У некоторых учащихся собственная масса тела будет отличаться от нормальной массы. «Она может отличаться от нормальной довольно сильно, но, используя эту формулу человек может решить, что ему следует делать: худеть или поправляться».
Слайд 11Уровень физиологического состояния человека
Уровень физиологического состояния своего организма в покое, что
важно знать каждому человеку.
Для этого надо знать следующие показатели:
частоту сердечных сокращений (ЧСС в 1 минут),
среднее артериальное давление (мм. рт. ст.),
возраст (число полных лет),
массу тела (кг),
рост (см).
Математическое выражение уровня физиологического состояния человека имеет следующий вид: (уравнение№2)
где: УФС - уровень физиологического состояния;
ЧСС - частота сердечных сокращений в 1 минуту;
АДср - среднее артериальное давление.
Слайд 12Среднее артериальное давление определяется по формуле:
где: А Дсист - систолическое давление;
АДдиаст
- диастолическое давление.
Если АДсист равно 125 мм. рт. ст., а АДдиаст равно - 80 мм. рт. ст., то
Слайд 13Пример расчёта УФС подростка
1. ЧСС - 72 удара
в минуту;
2. АДср 125/80 мм. рт. ст.
3. Возраст - 14 лет;
4. Масса тела - 50 кг.;
5. Рост - 160 см.
Подставляя имеющиеся значения в уравнение №2, рассчитаем УФС подростка:
По таблице определяем, что уровень физиологического состояния подростка по шкале регрессии - средний.
Слайд 14Определение уровня физиологического
состояния по шкале регрессии
Слайд 15Уравнения регрессии
АДсист. = (1,7 * возраст) + 83 (уравнение
№4);
АДдиаст. = (1,6 * возраст) + 42 (уравнение №5).
рассчитать АДсист. и АДдиаст. каждому для себя.
Определяем реальное кровяное давление, и сравниваем его с расчётным. Естественно, что у некоторых учащихся собственное давление крови будет отличаться от расчётного. Но, используя эту формулу, каждый человек будет знать какое у него давление высокое или низкое.
Слайд 16Уравнения регрессии «Обмен веществ и энергии»
уравнение регрессии энерготраты организма
Q
= 2,09 (0,2 * ЧСС - 11,3) кДж/мин (уравнение №6).
Допустим, у учащегося после двенадцати приседаний частота сердечных сокращений составляет 90 ударов в минуту. Подсчитаем энерготраты организма ученика за одну минуту, используя уравнение №6:
Q = 2,09 (0,2 * 90 - 11,3) = 2,09 (18 - 11,3) = 14(кДж/мин).
Если такой пульс у учащегося будет держаться в течение 40 минут, то за это время его организм израсходует 560 кДж энергии.
Слайд 17Уравнения регрессии
Важным показателем здоровья человека является жизненная ёмкость лёгких. В норме
у мужчин жизненная ёмкость лёгких на 0,25 больше, чем у женщин. Для определения величины нормальной жизненной ёмкости лёгких применяются уравнения регрессии:
У мужчин: ЖЕЛ(м) = 2,5 * рост (уравнение №7).
У женщин: ЖЕЛ(ж) = 1,9 * рост,
где: ЖЕЛ - жизненная ёмкость лёгких.
Определить нормальную величину жизненной ёмкости лёгких для каждого.
ЖЕЛ у мальчика ростом 150см будет составлять: 2,5*1,5=3,75 л. Для девочек того же роста ЖЕЛ будет составлять: 1,9*1,5= 2,85 л.
Это средние показатели. У одних людей средние показатели будут превышать норму, а у других могут быть ниже нормы.
Слайд 18Уравнения регрессии
Р = 0,14*ЧСС
(уравнение №8).
по этой формуле можно вычислить работу своего сердца за одну минуту в положение сидя, после 12 приседаний.
Слайд 19Примеры расчета УФС
Определить уровень физиологического состояния организма юноши, если известно, что
его возраст 16 лет, вес - 60 кг, рост - 170 см, 78 пульс - 78 ударов в минуту, давление крови - 125/75 мм. рт. ст.
Решение:
Для расчета УФС можно применить уравнение регрессии №2.
Среднее давление определяется по уравнению №3.
Рассчитаем среднее давление юноши:
По таблице №1 определяем, что уровень физиологического состояния юноши по шкале регрессии средний.
Слайд 20Уровень физиологического состояния подростков
Ниже среднего УФС
Выше среднего УФС
0%
Вывод:
Слайд 21Company Logo
www.themegallery.com
Слайд 22Физическое развитие детей и подростков, является одним из важнейших показателей здоровья.
Уровень физического состояния зависит как от унаследованных особенностей организма, так и от комплекса природных и социальных факторов: режима питания, двигательной активности, физического воспитания, перенесенных заболеваний.
Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от среднего(нормального) состояния.
Колебания в пределах верхней и
нижней границ нормы
расцениваются как
допустимые. На основании
проведенных измерений у
испытуемой группы
учащихся рассчитан УФС.
Слайд 23УФС можно повысить, если снизить частоту сердечных сокращений и среднее артериальное
давление в состоянии покоя. Таких результатов можно достичь, занимаясь физкультурой или спортом.
Слайд 24 Подростковый период развития – это важный этап подготовки человека
к полноценной здоровой жизни. Школьные годы – это время становления привычек. Поэтому очень важно обратить внимание на свое здоровье, на то, что его можно не только сохранять, но и улучшать.
Каждый должен думать и заботиться о своем здоровье!!!
Слайд 25Список использованных информационных ресурсов
http://www.effecton.ru/333.html
http://www.m-kat.ru/info.php?id=6
http://festival.1september.ru/articles/565659/
http://bono-esse.ru/blizzard/Medstat/Statan/stat_ra.html
http://works.tarefer.ru/90/100025/index.htm
http://www.lomonosov-fund.ru/enc/ru/encyclopedia:0170:article