«Геометрическая прогрессия»
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания о геометрической прогрессии;
применять знания на практике;
познакомить с историческим материалом;
показать применение данной темы в жизни.
Слайд 3
Закончился 20 век,
Куда стремится человек?
Изучены космос и море,
Строенье звезд и
вся Земля.
Но математиков зовет
Известный лозунг:
«Прогрессио – движение вперед»
Слайд 4Сейчас мы проверим знание теоретического материала.
1.Определение геометрической прогрессии, записанное на
математическом языке.
2. Формулы нахождения n-го члена геометрической прогрессии.
3.Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии через b1 и q.
4.Свойства геометрической прогрессии.
Слайд 5Определение геометрической прогрессии
Геометрическая прогрессия - последовательность чисел, отличных от нуля, где
каждый член , начиная со второго, равен предшествующему члену, умноженному на одно и то же , не равное нулю число.
Например: 2; 4; 8; 16;…
Слайд 7
Если у вас все правильно, вы на карточке себе ставите 0,5
баллов.
Если у вас есть хотя бы один минус, вы ставите себе 0 баллов
Слайд 8
А сейчас мы применим знание теории на практике.
Для того, чтобы быстро
справиться с тестом, надо вспомнить приемы быстрого счета.
Устный счет
Умножение двухзначных чисел на 11.
45 * 11=?
Умножение чисел на 25.
48*25=?,
Работа по таблице квадратов.
Слайд 9Тест по теме :»Геометрическая прогрессия»
1 вариант.
1) Найдите пятый член геометрической прогрессии,
если b1=25, g=2?
а) 400 б)33 в)40
2)Найдите сумму шести первых членов геометрической прогрессии, если b1=11, g=2?
а) 693 б) 96 в) 2 079
3)Найдите пятый член геометрической прогрессии, если b3=25, g=5?
а) 625 б)125 в)250
2 вариант.
1)Найдите шестой член геометрической прогрессии, если b1=25, g=2?
а) 800 б)35 в)400
2)Найдите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии, если b1=11, g=2?
а) 341 б) 90 в) 2 090
3) Найдите пятый член геометрической прогрессии, если b3=36, g=6?
а) 1296 б)125 в)250
Слайд 10Верные ответы
1 вариант.
1) а;
2) а ; 3) а
2 вариант.
а; 2) а ; 3) а
Слайд 11За каждую правильно
решенную задачу
поставьте себе
0, 5 баллов.
Посчитайте сумму
баллов, полученных при тестировании
Слайд 12Название « геометрическая прогрессия» объясняется тем, что последовательности такого
рода легко возникают в геометрических построениях.
Например,
если начертить серию равносторонних треугольников так, чтобы вершины каждого следующего лежали на серединах сторон предыдущего (рис.1), площадь треугольника будет каждый раз уменьшаться в 4 раза.(?)
(объясните, почему?)
Слайд 14Задачи по геометрической прогрессии,
взятые со сборника по итоговой аттестации.
Слайд 15Решение задач на применение формул.
1 вариант.
1) В геометрической прогрессии b 12= 315, b14= 317.
Найти b1 . (2 балла)
2) Найти сумму первых восьми членов геометрической прогрессии, второй член которой равен 6, а четвертый равен 24. (4 балла)
2 вариант.
1) В геометрической прогрессии b 8= 2 12 , b10= 214
Найти b1 . (2 балла)
2) Найти сумму первых пяти членов геометрической прогрессии, третий член которой равен 54, а пятый равен 486. (4 балла)
Слайд 161 вариант. 1)b14 = b12 * g2, 317 = 315
* g2, g2 = 317 : 315,
g2 =32=9, g=+3
2)b14=b1 * g 13, 317 = b1*313, b1=34 =81
b14=b1*(-3)13, 317 = b1*(-3 )13, 317 =b1*(-1*3 )13 , b1=-34=-81
Ответ: b1 = 81, b1 = -81 (2 балла)
2 вариант. 1) b10 = b8 * g2, 214 = 212 * g2, g2 = 214 : 212,
g2 =22 =4, g=+2
2)b10=b1* g 9 214 = b1*29 b1=214 : 29 b1=2 5=32
b10=b1* g 9, 214 = b1*(-2)9, 214 = b1*(-1*2)9, b1=-2 5=-32
Ответ: b1 =32, b1 = -32 (2 балла)
Слайд 17
1 вариант. 1)b4=b2*g2, 24=6*g2 , g2=4 , g=
2 или g =- 2
2)b2=b1*g 6=2*b1 b1=3 при g=2 или b1=-3 при g=- 2
3)А) при g=2 , b1=3 S8 =b1*(g8 – 1) = 3*(28 -1)
(g-1) (2-1)
S8=3*(256-1) = 3*255=765
б) при g=-2 S8=255 Ответ: 255 или 765 (4бал.)
2 вариант. 1)b5=b3* g2 , 486=54*g2, g=3 или g=-3
2)b3=b1*g2 , 54=9*b1 b1=6 при g=3 или g=-3
3) g=3, b1=6
S5 =b1*(g5– 1) S5= 6*(35 -1) S5 =6*(243-1)=3*242 =726 (g-1) (3-1) 2
при g=-3 S5 = -363 Ответ: -363 или 726 (4бал.)
Слайд 18Оценки за письменную работу:
Подсчитайте сумму всех баллов за знание теоретического материала
в виде таблицы,
за тест и за решение двух задач.
Если вы набрали 7,5 – 8 баллов,
вы получаете оценку «5»
Если вы набрали 3,5 – 6 баллов,
вы получаете оценку «4»
Если вы набрали 1,5 – 2 балла,
вы получаете оценку «3»
Если вы набрали менее 1,5 баллов, то у вас есть еще время лучше разобраться в этих задачах дома и подготовиться к контрольной работе .
Примечание: Перепишите и разберитесь в нерешенных задачах дома.
Слайд 19Геометрическая прогрессия в жизни человека
Слайд 20Геометрические прогрессии удивляют своим быстрым ростом. В жизни с растущими
геометрическими прогрессиями надо обращаться
осторожно!
Если в геометрической прогрессии растет стадо – скоро ему не хватит пастбища.
Если число распадов в куче плутония растет по закону геометрической прогрессии– дело идет к атомному взрыву.
А если доходы фирмы растут в геометрической прогрессии-
ой, не связывайтесь с этими «благодетелями»!
Слайд 21Банковский процент.
Банковские проценты растут в геометрической прогрессии.
Вы положили на сберкнижку
деньги под проценты. Ежегодно ваш вклад растет по закону геометрической прогрессии.
Предположим, что вы хотите положить в банк
10 000рублей, чтобы на них «наросли проценты».В сбербанке ваша прибыль будет увеличиваться ежегодно на 20 % , т.е.каждый год в 1, 2 раза больше, чем предыдущий год. Очень хорошо.
Но в банке «Мечта « проценты выше.
Слайд 22
В банке « Мечта» вам предложат 200% при вкладе на год.
Вы положили 10 000 рублей.
Подсчитаем,сколько вы получите через 5лет?
За год ваш вклад будет 30 000 рублей, т.е. в з раза больше;
За второй– 90 000 рублей, т.е. в 9раз больше ;
За третий– 270 000 руб., т.е. в 27 раз больше;
За четвертый- 810 000 руб., т.е. в 81 раз больше
За пятый- 2 430 000 руб.,т.е. в 243 раза больше.
Поздравляем ! Вы стали миллионером!
Числа
10 000, 30 000, 90 000, 270 000, 810 000, 2 430 000
члены геометрической прогрессии.
Слайд 23
Но имейте ввиду, что скорее всего однажды вы увидите на
закрытых дверях банка объявление, что банк лопнул, и его вкладчики лишились своих сбережений. И вместе с «Мечтой» лопнула ваша мечта стать миллионером.
Слайд 24Так что , выбирая между сбербанком
и
банком «Мечта»,
может быть
стоит отдать предпочтение сбербанку, как более надежному.
Слайд 25Методы математики–основа стандартизации; фундамент всей промышленности.
В технике все держится на
стандартизации. Много делается в мире механизмов, и все они состоят из различных деталей. Со всех участков завода поступают готовые детали в сборочный цех, некоторые привозят из других городов и даже стран. И все детали подходят друг к другу: надеваются на валы, легко навинчиваются на болты и т.д. Соответствие деталей обеспечивает стандартизация – установление единых норм и требований, предъявляемых к сырью, изделиям. Службы стандартизации разрабатывают систему гос. стандартов – ГОСТов. ГОСТ –это закон, диктующий размеры и формы всех промышленных продуктов. Стандартизируется все - детали машин, профили проката(балки, уголки, швеллеры,трубы), формы и размеры досок и кирпичей, бутылок, пакетов и т.д.
Слайд 26Чаще всего в стандартизации используют ряды предпочтительных чисел, построенных на основе
геометрической прогрессии.
Эти числа-члены основного ряда предпочтительных чисел: 1.00; 1.60; 2.50; 4.00; 6.30; 10.0 – геометрическая прогрессия со знаменателем 5 ____
g = √ 10 ≈ 1,6
наиболее удобные для стандартизации и входящие в ГОСТ 8032- 56 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел». Именно этот знаменатель определился многолетним международным опытом, как наиболее удовлетворяющий нуждам промышленного производства.
Слайд 27
Геометрическая прогрессия в машиностроении
Слайд 28Предпочтительные числа в машиностроении и других отраслях техники.
Ряды предпочтительных чисел позволяют
увязывать между собой размеры конструктивно самостоятельных, но взаимосвязанных в процессе производства изделий: размеры столов металлорежущих станков
и габариты приспособлений и принадлежностей, устанавливаемых на этих столах; ряды мощностей электрических двигателей и силовые характеристики агрегатов и устройств, в которые они входят; емкость ковшей экскаваторов и емкость кузовов грузовиков, которые должны быть равны или кратны друг другу.
Примечание:
Цены на товары международной торговли автоматически снижаются на 10%, если параметры этих товаров не соответствуют рядам предпочтительных чисел.
Слайд 29Оценки за урок:
Оценки за презентацию
Оценки за самостоятельную работу
Домашнее задание:
повторить стр.
93 -103
Подготовиться к контрольной работе
Выполнить дома те задания со своего варианта, в которых вы испытывали трудность или могли бы выполнить, но не хватило времени.
Слайд 30О дети наших времен!
Дружней вас не сыскать.
Урок сегодня завершен,
Но каждый должен
знать:
Познание , упорство, труд
К прогрессу жизни приведут.