Слайд 1
Вечер
"Поле математических чудес"
Слайд 2
“Владение математикой - умение решать задачи, причем не только стандартные, но
и требующие… оригинальности, изобретательности.”
Д.Пойа
“Образование есть то, что остается, когда всё выученное уже забыто”
М. Лауэ
Слайд 4
Этот человек родился в Тверской губернии. Достоверных сведений о том, где
и как он получил образование, нет. Его сын на могильном камне по этому поводу написал так: “..наукам изучался дивным и неудобовероятным способом…” В конце XVII века живет в Москве и является широко известным своей образованностью человеком. В 1700 году Петром I он был учинен российскому благородному юношеству учителем математики. Создал первый русский учебник по математике и навигации для школы. М. В. Ломоносов хранил этот учебник до конца своих дней и назвал его “вратами учености”.
В знак признания достоинств этого математика Петр I пожаловал ему другую фамилию, чем хотел подчеркнуть, что развитый ум и знания привлекают к человеку других людей с такой же силой, с какой магнит притягивает к себе железо.
Назовите фамилию этого великого математика.
Слайд 6Леонтий Филиппович Магницкий
Слайд 7Леонтий Филиппович Магницкий
Русский математик, педагог. Учился в Московской славяно-греко-латинской академии; затем
самостоятельно изучил математические науки, в объеме, далеко превосходящем уровень сведений, сообщаемых в русских арифметических, землемерных и астрономических рукописях XVII столетия.
С 1701 г. и до конца жизни преподавал математику в школе математических и навигационных наук. Напечатал свою “Арифметику”, по ней учился М.В. Ломоносов, назвавший её “вратами учёности”. Ввёл термины “множитель”, “произведение”, “делитель”, “частное”.
Слайд 8Игра со зрителями
ЗАДАЧА 1 (ИЗ АРИФМЕТИКИ МАГНИЦКОГО).
“Некий человек нанял работника на
год, обещал ему даже 12 руб и кафтан. Но тот, работав 7 месяцев, восхотел уйти и попросил достойной платы с кафтаном. Хозяин дал ему по достоинству 5 руб и кафтан, какой цены был кафтан?”
Слайд 9Игра со зрителями
ЗАДАЧА 2.
К однозначному числу приписать такую же цифру. Во
сколько раз увеличилось число?
ЗАДАЧА 3.
Как 2 пиратам разделить добычу, чтобы оба были довольны?
Слайд 10
Несколько интересных сведений. Куда бы ни обратили свой взор,
мы видим “проворное и трудолюбивое” число пи: оно заключено и в самом простом колесике, и в самой сложной автоматической машине:
французский математик Франсуа Виет улучшил результат Архимеда и нашелзначение числа пи с девятью десятичными знаками;
голландский математик Лудольф Ван Цейлен через 200 лет получил для числа пи 34 цифры (вычисления заняли всю его жизнь);
вычисление точного значения числа пи во все века неизменно оказывалось тем блуждающим огоньком, который увлек за собой сотни, если не тысячи, несчастных математиков, затратившим бесценные годы своей жизни в тщетной надежде решить задачу, не поддавшуюся усилиям предшественников, и тем снискать себе бессмертие
Слайд 11Задание II тройке
Родился 1 декабря 1792 г. в г. Нижний Новгород
в России. В 1807 г. поступил в Казанский университет, в котором ему предстояло провести последующие 40 лет жизни, как студенту, экстраординарному профессору и, наконец, ректору.
Он является основоположником неевклидовой геометрии. Его называют “Коперником геометрии”.
Слайд 14Игра со зрителями
Задание 1.
Почему в поездах стоп-краны красные, а в самолетах
голубые?
Задание 2.
У одного старика спросили, сколько ему лет. Он ответил, что ему сто лет и несколько месяцев, но дней рождения у него было всего 25. Как это могло быть?
Слайд 15Задание III тройке
Труды этого математика были почти единственным руководством по одному
из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что “в математике нет царской дороги”.
В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто этот математик?
Слайд 18Игра со зрителями
Задание 1.
Какое самое большое число можно написать четырьмя единицами?
Слайд 19Финальное задание
Греческий ученый, родоначальник греческой философии и науки. Был знаком
с вавилонской астрономией. Платон, знаменитый греческий философ IV века до н.э., рассказывает, что этот ученый, наблюдая звезды, упал в колодец, а стоявшая рядом женщина посмеялась над ним, сказав: “Хочет знать, что делается в небе, а что у него под ногами – не видит…”
Древнегреческий ученый Прокл приписывает ему следующие открытия: того что диаметр делит круг пополам, о равенстве вертикальных углов, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника и др. Он сделал ряд открытий в области астрономии, установил время равноденствий и солнцестояний. Определил продолжительность года, предсказал, как говорит предание, одно солнечное затмение. Был причислен к группе “семи мудрецов”. Кто этот ученый?
Слайд 22Игра со зрителями
Задание 1.
Два путешественника одновременно подошли к реке. У берега
была привязана лодка, в которой мог переправиться только один человек. Путешественники не умели плавать, но каждому из них удалось переправиться через реку и пойти своей дорогой. Как это могло случиться?
Задание 2.
Назовите древний геометрический инструмент, который, по утверждению Овидия, был изобретен в Древней Греции.
Слайд 23Задание суперигры
В древности учение об этом математическом понятии было в большом
почете у пифагорийцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной.
Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, в искусстве, и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения.
Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена Готфридом Вильгельмом Лейбницем. В 19–м предложении VII книги Евклид доказывает основное свойство этого математического понятия. Его использовали для решения разных задач и в древности, и в средние века, и в настоящее время. О каком понятии идет речь?
Слайд 25
Подведение итогов
Награждение победителей