Слайд 1
Воспитание патриотизма на уроках математики
“Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...”
К.Д.Ушинский
Алла Викторовна Костарева,
Слайд 2Целью воспитательной работы обучающихся является воспитание гражданина России, принимающего судьбу Отечества
как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Для достижения поставленной цели воспитания решаются следующие задачи:
• формирование российской гражданской идентичности;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности и т.д.
Слайд 3Патриотизм – это чувство и сформировавшаяся гражданская позиция верности своей стране
и солидарности с ее народом, гордости за свое Отечество, город или сельскую местность, где гражданин родился и воспитывался, готовности к служению Отечеству.
Слайд 4Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы
школы. На уроке математики воспитание осуществляется посредством четырех факторов:
через содержание образования;
через методы и формы обучения;
через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций;
через личность самого учителя.
Слайд 5Возможными способами решения поставленной проблемы в процессе обучения математике являются:
Сообщение исторических
данных, показывающих роль ученых – математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны;
Тщательный подбор математических задач для уроков с учетом дидактических и методических требований, а также поставленной перед уроком задачи военно-патриотического воспитания;
Внеклассная работа по математике.
Слайд 6Эпиграфы к уроку математики
1.«Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно
с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству» Л.Н. Толстой.
2."... мы проиграли русским за школьной партой". Дж. Кеннеди.
3. "Арифметика и геометрия нужны каждому воину». Платон.
4. " Как нет человека без самолюбия, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...” К.Д.Ушинский
Слайд 7Задание для устной работы
Вычислите устно и запишите результаты по порядку
в таблицы. Что объединяет эти три даты?
Слайд 8Тема «Прогрессии»
1. Самолет начал снижение на высоте 8000м и в
первые десять минут снижался на 500 м в минуту. Запишите формулу для вычисления высоты hn, на которой будет находиться самолет через n минут после начала снижения. С помощью этой формулы определите, на какой высоте будет самолет через 3 мин после начала снижения; через 8 мин. На какой минуте самолет окажется ниже 4000м над уровнем земли?
Изобразите точками координатной плоскости десять членов последовательности (hn).
2. В первый день танковая колонна прошла 10 км. В следующий день колонна прошла 12,5 км. Так в последующие дни колонна проходила на 2,5 км больше. Поход длился 8 дней. Какое расстояние прошла колонна за поход?
3. Подводная лодка за первую минуту погрузилась на глубину 125 метров. В последующие минуты она погружалась в 0,4 раза быстрее предыдущей минуты. Сколько минут лодка будет погружаться на глубину 206,2 метров?
4. Десантник, покинув самолет, и до раскрытия парашюта, проходит в первую секунду 4,9 м, а в каждую следующую секунду на 9,8 м больше, чем в предыдущую. Какое расстояние будет пройдено десантником за 5 секунд.
Слайд 9Тема «Решение треугольников».
Радар засек вражеский самолет на расстоянии 42 км и
получил команду уничтожить. При расчете получилось, что для попадания в самолет необходимо запустить ракету под углом 300, так как за время полета ракеты самолет пролетит 24 км. Сколько км пролетит ракета до столкновения с самолетом?
Дано: ∆АВС
ےА =30⁰
ВС=24км
АВ=42км
Найти: АС.
С
А В
Слайд 10Тема «Векторы. Метод координат на плоскости»
1. При взятии обороны командир отделения
указал стрелку огневую позицию в точке В (–4;–1) и сектор ведения огня: справа – точка А (1;–2), слева – точка С (3;0). Определите угол обстрела.
2. Командир минометной батареи получил задачу на уничтожение противника и его огневых средств в районе, ограниченном точками: А (5;4), В (9;6), С (6;7). Какова площадь района обстрела?
Тема «Длина окружности и площадь круга»
1. Зона действия радара радиолокационной станции определяется уравнением x²+y²–4x+8y=0. Найти площадь зоны действия радара.
Слайд 11Тема «Многогранники»
1. Сечение траншеи – равнобедренная трапеция, нижнее основание которой равно
90 см, верхнее основание – 1,4 м, боковая сторона – 1,7 м. Определить объем грунта, который нужно вынуть из земли, если общая длина всей траншеи на участке обороны должна быть равна 155 м.
2. Армейская палатка представляет собой параллелепипед длиной 5,2 м, шириной 3,6 м и высотой 2,5 м с двускатной крышей, приподнятой на 80 см. Определить объем палатки и количество палаточного материала, необходимого для ее изготовления.
Тема «Функции. Графики функций»
1. Отряд разведчиков, выйдя из пункта А, прошел 250 м по азимуту 102°, потом 350 м по азимуту 183°, затем еще 350 м по азимуту 325°.
Проложить маршрут движения разведгруппы. По какому азимуту и сколько метров необходимо пройти отряду разведчиков, чтобы вернуться в пункт А?
2. Сигнальная ракета выпущена под углом 450 к горизонту с начальной скоростью 30м/с. В этом случае высота, на которой находится ракета в определенный момент времени, может быть приближенно вычислена по формуле h=2+21t-5t2. Через сколько секунд ракета окажется на высоте 10 м?
Слайд 14Задания по теме «Курская битва»
Задача №1.
В пределы Курской области
фашисты вторглись в начале октября 1941 года. Полностью изгнаны они были с территории области в августе 1943 года. Сколько месяцев длилась оккупация Курской области?
Задача №2.
Огромный ущерб нанесен гитлеровцами колхозам Курской области за период оккупации. Были разрушены 54 тыс. производственных построек, 83 тыс. домов колхозников. Сколько всего строений было уничтожено в Курской области?
Задача №3.
С территории Курской области фашисты вывезли в Германию 114 тыс. голов крупного рогатого скота, 153 тыс. овец, 112 тыс. свиней. Сколько голов скота было вывезено всего?
Слайд 15Задача №4.
Решив уравнения, узнаешь, как называется село, у которого произошло
величайшее в истории танковое сражение?
Слайд 16 Задача № 5
Изучив данные таблицы, ответьте на
следующие вопросы:
1. Какая из армий понесла большие людские потери и во сколько раз?
2. Какая из армий и на сколько больше уничтожила самолетов, танков, орудий и минометов противника в Курской битве?
Потери армий в ходе Курской битвы
Потери Армия СССР Армия Германии
Солдаты и офицеры 250 000 500 000
Танки 6 064 1 500
Самолеты 1 726 3 700
Орудия и минометы 5 244 3 000
Слайд 18Подставляя значения переменной а, получите значения х
( работая по схеме)
и расшифруйте название памятника.
Слайд 19Тема «Элементы комбинаторики и теории вероятностей»
1. Стрелок стреляет по мишени. Число
попаданий в зависимости от количества выстрелов приведено в таблице:
а) Определите частоту попадания в зависимости от количества выстрелов.
б) Представьте эту зависимость графически.
2. В отряде 25 бойцов. Двоих надо отправить в разведку. Сколько существует вариантов это сделать?
Слайд 20 В сражениях под Москвой участвовало 1,1 млн. человек. Все
защитники Москвы были награждены медалью «За Оборону Москвы», 3% — орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги», 0,01% стали Героями Советского Союза. Сколько воинов получили ордена и медали и звание Героя?
Московская битва
Слайд 211,1 млн. = 1100000 человек
1100000 * 0,03 = 33000 (чел.) награждены
орденами и медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги».
1100000 * 0,001 = 110 (чел.) Герои Советского Союза.
Ответ: 33000 человек, 110 человек.
Слайд 22Хлеб – мерило всех ценностей
Задачи.
1. Подсчитайте, сколько граммов весит
1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).
2. Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки? (1/24 часть буханки).
3. Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).
4. Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов? (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).
Слайд 231941 год.
Московская битва.
6 сентября Гитлером был утверждён план операции
по молниеносному захвату Москвы. Наступление на московском направлении нацисты готовили как «генеральное», решающее.
2,3 – У
0,3 – А
1,7 – Т
0,02 - Н
2,3 – У
0,3 – А
1,7 – Т
0,02 - Н
Слайд 26 Главной стратегической целью для немецко-фашистских войск осенью 1941 г. являлся
захват Москвы. 6 сентября Гитлером был утверждён план операции «Тайфун», который предусматривал не только окружение и взятие Москвы, но и полное её уничтожение вместе со всем населением.
Слайд 27Оборона Москвы
(операция «Тайфун»)
30 сентября с переходом в наступление 2-й танковой группы
немецкое командование приступило к осуществлению операции «Тайфун».
2 октября на московском направлении перешли в наступление и главные силы группы армий «Центр».
Слайд 28Итоги Московского сражения
В ходе сражения немецкие войска потерпели ощутимое поражение. В
результате контрнаступления и общего наступления они были отброшены на 100—250 км. Полностью были освобождены Московская, Тульская и Рязанская области, многие районы Калининской, Смоленской и Орловской областей.
Слайд 30Задача
Великая Отечественная война длилась 1418 дней. Сталинградская битва в 7,09 раза
меньше. Сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва ?
Слайд 31200 дней и ночей солдаты Сталинграда стояли насмерть. Страшным позором считался
отход хоть на один метр. Если же противник все-таки прорывался, то только там, где не оставалось в живых ни одного советского воина. Железным законом тогда было: каждый дом – крепость. Ярким примером подобных действий является оборона Дома Павлова. Во время бомбежек дом был частично разрушен, и жители покинули его. Гитлеровцам удалось захватить дом. Четыре советских разведчика во главе с сержантом Яковом Павловым изгнали врага и сами расположились в нем. Гитлеровцы попытались отбить дом назад, но им это не удалось. Фашисты обстреливали дом из пулеметов, потом стали вести огонь из пушек прямой наводкой, несчетное количество раз атаковали защитников дома танками и пехотой. 58 дней и ночей длилась оборона этого дома. Враг здесь так и не прошел.
Слайд 32Сталинградская битва – решающее сражение всей Второй мировой войны, в котором
советские войска одержали крупнейшую победу. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны.
В Сталинградской битве сотни тысяч советских воинов проявили беспримерный героизм и высокое воинское мастерство. Около 100 воинов получили звание Героя Советского Союза. Сталинграду было присвоено звание города-героя.
Слайд 34Задача
От подножия Мамаева кургана до его вершины посетитель проходит 200
гранитных ступеней ,так как Сталинградская битва продолжалась двести огненных дней и ночей. Высота ступеней 0,15 м, ширина 0,35 м. Какова высота Мамаева кургана?
Слайд 35Для каждого курянина понятие ВОВ и Курская битва неразделимы, потому что
сражение на Курском выступе одно из величайших сражений во второй мировой войне.
Слайд 36Курская битва
(5 июля 1943 — 23 августа 1943 ,
также известна как
Битва на Курской дуге)
по своему размаху, привлекаемым силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям, является одним из ключевых сражений
Великой Отечественной войны.
Слайд 37Задача
Вычислите во сколько раз силы советской армии превосходили силы противника
на начало Курской битвы? (Ответ округлите до десятых)
Слайд 38
Немецко-фашистское командование, планируя летнюю кампанию 1943, решило провести крупное наступление на
советско-германском фронте с целью вернуть утраченную стратегическую инициативу. Для наступления противник избрал глубоко вдававшийся в расположение его армий т. н. Курский выступ, который образовался в ходе зимне-весеннего наступления советских войск.
Задача
Используя масштаб карты, вычислите протяженность линии фронта на 18 – 23 августа.
Слайд 39Сражение под Прохоровкой- встречный танковый бой между частями германской и советской
армий в ходе Курской битвы произошло 12 июля 1943 года в районе станции Прохоровка считается крупнейшим в человеческой истории танковым сражением. Непосредственное командование войсками во время сражения осуществляли генерал-лейтенант танковых войск Павел Ротмистров и обергруппенфюрер СС Пауль Хауссер.
Генералы Ротмистров и
Жадов под Прохоровкой
Командующий 2-м танковым корпусомСС Пауль Хауссер
Задача
В Прохоровском сражении участвовала «1-я дивизия СС «Лейбштандарте-СС Адольф Гитлер», имевшая около 200 танков,. в том числе 13 "Тигров", а в 5-ой танковой армии П. Ротмистрова в 4,1 раза больше. Сколько советских танков участвовало в этой битве?
Слайд 40Памятник сражению под Прохоровкой
Курская земля- родина 232 Героев Советского Союза, во
вклад в великую победу Курская область награждена орденом Ленина, а г. Курск – орденом Отечественной войны первой степени и почетного звания «Город воинской славы»- Указ президента РФ от 27.04.2007 г.
В ознаменовании подвига героев Курской битвы на станции Прохоровка и в местечке Яковлево был сооружен мемориальный комплекс.
Слайд 41Согласно статистике 1998 года, общие безвозвратные потери Советской Армии составили
11
944 100 человек, в том числе погибло 6 885 000 человек, пропало без вести и пленено
4 559 000. В общей сложности Советский Союз потерял
26 600 000 граждан. По другим сведениям, общие потери могут составлять 29 592 749 человек.
Слайд 42Вечная память воинам-победителям!!!
Слайд 43Школа №47
КУРСКАЯ БИТВА И МАТЕМАТИКА
Работа:
Анастасии Коноревой и Елены Чуваковой
учениц
7В класса
Руководитель:
Костарева А.В.
г. Курск 2016 г.
Слайд 44
Мы живЕМ в замечательном городе, который имеет славную историю. А Наши
любимые уроки – математика и история. В прошлом году наш город, да и вся страна отмечали 70-летие битвы на курской дуге. В нашей школе проходили различные мероприятия, связанные с этим знаменательным событием. На уроках истории, на классных часах, а так же во время экскурсии по местам огненной дуги мы узнали различные подробности этого грандиозного сражения. Во время рассказа учителей и экскурсоводов было озвучено множество цифр и у нас возникла идея: а не связать ли это историческое событие с нашей любимой математикой… В работе мы попытались рассказать о курской битве на другом языке- математическом , а как нам это удалось судить конечно же вам.
Слайд 45Цели и задачи исследования.
-Изучить историю Курской битвы.
- Научиться составлять текстовые
задачи исторического содержания
- Развивать исследовательские способности
- Повысить собственный уровень знаний
Слайд 46Методы исследования.
При выполнении работы мы изучили:
Историческую литературу
Архивные данные времён ВОВ
Побывали
в краеведческом музее
Пользовались ресурсами интернета
Слайд 47Курская битва, (5 июля — 23 августа 1943 года) также известна как Битва на Курской дуге по
своим масштабам, задействованным силам и средствам, напряжённости, результатам и военно-политическим последствиям является одним из ключевых сражений Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Самое крупное танковое сражение в истории; в нём участвовали около двух миллионов человек, шесть тысяч танков, четыре тысячи самолётов.
Курская битва
Слайд 48Сражение является важнейшей частью стратегического плана летне-осенней кампании 1943 года, согласно
советской и российской историографии включает в себя: Курскую стратегическую оборонительную операцию (5 — 23 июля), Орловскую (12 июля — 18 августа) и Белгородско-Харьковскую (3 — 23 августа) стратегические наступательные операции. Битва продолжалась 49 дней. Немецкая сторона наступательную часть сражения называла операция «Цитадель».
Слайд 49Дорогой ценой обошлась победа в Курской битве советским войскам. Они потеряли
свыше 860 тыс. человек, более 6 тыс. танков и САУ, 5,2 тыс. орудий и минометов, свыше 1,6 тыс. самолетов.
В кровопролитных боях враг понес огромные потери. Престижу немецкого оружия был нанесен непоправимый урон. Разгрому подверглись 30 немецких дивизий, в том числе 7 танковых. Общие потери Вермахта составили более 500 тыс. солдат и офицеров, до 1,5 тыс. танков, 3 тыс. орудий и более 3,5 тыс. самолетов
Потери сторон в Курской битве
Слайд 50Справка
Летом 1943 .г на территории нынешних Курской, Орловской областей России, Харьковской
и Сумской областей Украины произошла Курская битва –одно из величайших сражений Великой Отечественной войны и Второй мировой войны. В ней с обеих сторон приняли участие более 4 млн. человек, более 13 тыс. танков и самоходных орудий и минометов, до 12 тыс. боевых самолетов.
Слайд 51Первый этап Курской битвы- Курская стратегическая оборонительная операция. Ее цель- Измотать
силы противника. На этом этапе 12 июля в районе Прохоровки произошёл крупнейший (или один из крупнейших) в истории встречный танковый бой. Немцы предприняли два сильных удара на Прохоровку, с запада и с юга.
По советским данным только в Курской оборонительной операции с 5 по 23 июля 1943 немцы потеряли 70000 убитыми, 3095 танков и самоходок, 844 полевых орудия, 1392 самолета и свыше 5000 автомашин[
Слайд 52Задача-1
В танковом сражении под Прохоровкой участвовали около 700 немецких танков. Потери
составили 64%. Сколько танков потерял противник?
Слайд 53Решение
700:100*64=448(танков) потерял противник
Ответ: 448 танков
Слайд 54Для того чтобы сохранить до решительного момента организованную нами систему огня,
выделенные огневые средства должны вести огонь с запасных позиций, после чего скрытно уйти на другие запасные позиции.
Слайд 55Справка
Позднее историки подсчитали, что если сложить длину всех траншей, окопов и
скрытых дорог и ходов сообщения, вырытых на Курской дуге, то получится длина 10000 километров.
Слайд 56Задача-2
Расстояние от города Курска до Прохоровки 110 км. С какой скоростью
надо ехать боевой машине для обороны от немецко-фашистских войск, чтобы преодолеть это расстояние за 2 ч? За сколько времени пройдет это расстояние пехота со скоростью 2,5 км/ч?
Слайд 57Решение
1)110:2=55(км/ч)-скорость боевой машины
2)110:2,5=44(ч)-время, за которое пройдёт пехота
Ответ:55км/ч-скорость
боевой машины; за 44ч-пройдет до Прохоровки пехота
Слайд 58В ходе Курской битвы советская военная стратегия и техника доказали своё
превосходство над немецкой стратегией и техникой
Слайд 59Справка
Решительные меры по развертыванию военного производства, в первую очередь за счет
восточных районов страны, обеспечили более полное оснащение войск и сил вооружением и военной техникой новых образцов и типов
Слайд 60Задача-3
По сводке:8 июля 1943 года в воздушном бою участвовали 759 самолетов:
разведывательные самолеты, пикирующие бомбардировщики, истребители. Их отношение равно 30:126:97.
Сколько самолетов каждого вида было задействовано в бою?
Слайд 61Решение
Пусть х самолетов приходится на одну часть, тогда
30х+126х+97х=759
253х=759
х=759: 253
х=3
1)30*3=90-разведывательные самолеты
2)126*3=378-бомбардировщики
3)97*3=291-истребители
Ответ:90разв. самолетов;378 бомбардировщиков;291истребитель
Слайд 62Справка
Белгородско - Харьковская наступательная операция началась 3 августа и продолжалась 21
сутки. В ней участвовали войска Воронежского и Степного фронтов.
Слайд 63Задача-4
Советские войска выдвинулись 3 августа из города Курска в город Богодухов.
В первый день они прошли треть всего пути, во второй день- 90% пути, пройденного в первый день, а за третий день войска прошли остальные 99км.
Сколько километров прошли советские войска для обороны города Богодухов во второй день?
Слайд 64Решение:
1 ЭТАП. Составление математической модели.
90%=0,9
Пусть х км-весь путь, тогда в
первый день войска прошли 1/3х км, а во второй день(0,9*1/3х)км
Составляем математическую модель.
1/3х + (0,9*1/3х) + 99=х
2 ЭТАП. Работа с математической моделью.
1/3х + (0,9*1/3х) + 99=х
1/3х + 0,3х-х=-99
1/3х + 3/10х –х=-99
-11/30х=-99
х=-99:(- 11/30)
Х=270
1)270*1/3=90(км)-первый день пути
2)0,9*90=81(км)-второй день пути
3 ЭТАП. Ответ на вопрос задачи.
Ответ:81 километр прошли советские войска для обороны города Богодухов во второй день.
Слайд 65Содержание второго периода битвы составляют Белгородская, Харьковская и Орловская стратегические наступательные
операции советских войск.
Слайд 66Задача-5
Группировке войск противника к югу от курского выступа нанесено решительное поражение.
Стратегическая операция продолжалась 21сутки.Пространственные параметры операции: глубина- 140 км, полоса наступления по фронту 300 км.
Какова площадь боевого сражения?
Слайд 67Решение
S= a*b
140*300=42000(кв. км)
Ответ:42000 кв. километров-
площадь боевого сражения.
Слайд 68Значительный вклад в победу в Курской битве внесли жители г.Курска. Ежедневно
на работу выходило до 6 тыс.человек. Многие работники за трудовую доблесть получили высокую оценку государственных органов
Слайд 69Справка
Куряне проявили большую заботу о раненых войнах. В марте 1943 года
они в Курске собственными силами оборудовали всем необходимым 13 госпиталей. Курский фармацевтический завод с мая 1943 года выпускал медикаменты для госпиталей. Многие куряне стали донорами.
Слайд 70Задача-6
На первом складе фармацевтического завода было в два раза меньше медикаментов,
чем на втором складе. После того как с первого склада вывезли 200кг мед. продукции, а со второго склада-1000кг, на втором складе осталось на 40% медикаментов больше, чем на первом складе.
Сколько медикаментов было на втором складе первоначально?
Слайд 71Решение
1 ЭТАП. Составление математической модели.
Пусть на первом складе- х(кг)медикаментов,
тогда на втором-2х(кг)медикаментов. На первом складе осталось(х-200)кг, а на втором(2х-1000)кг. Масса медикаментов, оставшихся на первом складе, составляет 140% от массы медикаментов, оставшихся на втором складе.
Составляем математическую модель.
(2х-1000)=1,4*(х-200)
2 ЭТАП. Работа с математической моделью.
(2х-1000)=1,4*(х-200)
2х-1000=1,4х-280
2х-1,4х=1000-280
0,6х=720
х=720:0,6
х=1200
1)1200(кг)-медикаментов на первом складе было первоначально
2)1200*2=2400(кг)- медикаментов на втором складе было первоначально
3 ЭТАП. Ответ на вопрос задачи.
Ответ: 1200 кг -медикаментов на первом складе было первоначально;
2400 кг- медикаментов на втором складе было первоначально
Слайд 72Победа далась дорогой ценой. По накалу боев Курская битва стоит в
одном ряду с битвой под Москвой и Сталинградской битвой. Она явилась коренным переломом в Великой Отечественной войне. После Курской битвы наступательная инициатива была утрачена врагом раз и навсегда.
Слайд 73Вывод:
В результате выполнения этой работы мы иначе взглянули на историю нашего
края. Оказывается, математика и история также имеют множество точек соприкосновения. Мы показали их связь лишь на примере одного события. Нам было интересно переводить различные исторические факты на язык математики, в дальнейшем мы хотим продолжить свое исследование в этой области. Мы уверены , что математика применялась и при разработке тактики ведения боя, и при усовершенствовании и разработке нового оружия, а также при укреплении оборонительных сооружений . Вклад математики в победу в Великой Отечественной войне огромен . Математика- повсюду. И это надо помнить
Слайд 74Литература
Курская битва: хроники, факты, люди. Книга первая. Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003 год
Курская
битва: хроники, факты, люди. Книга вторая. Москва «ОЛМА-ПРЕСС» 2003 год
Курская энциклопедия. Курск. Краеведческий словарь-справочник. 1997 Курск.