Слайд 1Разность квадратов
Алгебра, 7 класс
Слайд 2Цель урока:
Вывести формулу разности квадратов и тренироваться в ее применении;
Повторить и
закрепить правило умножения многочлена на многочлен и представления одночлена в виде квадрата;
Закрепить знание и уточнить понимание учебной деятельности, тренировать умение правильно их применять;
Тренировать мыслительные операции.
Слайд 3
Видеть и делать новое – очень большое удовольствие.
Вольтер, французский философ
Слайд 41. Мотивация учебной деятельности
Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке.
В какой
теме мы работали на прошлых уроках? (Формулы сокращенного умножения).
Какие формулы сокращенного умножения мы уже знаем (квадрат разности, квадрат суммы)
Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Как вы его понимаете? Какое отношение он имеет к нашей теме? (открывать новое - это интересно).
Сегодня мы продолжим работать с формулами сокращенного умножения и познакомимся с новой формулой. У нас урок ОНЗ.
Как мы будем его открывать? (будем работать по плану открытия нового знания).
Слайд 52. Актуализация знаний
№ 1.
Поставьте в соответствие каждому одночлену его
квадрат. Ответ запишите в виде пары (буква, цифра) на планшетке.
А) 2а 1) 16 y2
Б) 8y 2) 4 a2
В) 3b 3) 9 b2
Ответ: А2, В3
Слайд 6
№ 2
Выберите выражение, которое можно прочитать как разность квадратов:
(5 x -
3y)2
x2 – y2
(2 x -y)3
9 m2 + n2
49 a2 – 16
x3 – y3 Ответ: 2; 5
Слайд 7
№ 3
По какому эталону можно представить произведение многочленов в виде многочлена
стандартного вида?
( a – 2) (a + 2)
Слайд 8Пробное задание
За 1 мин.вычислить разность квадратов чисел:
23 3142 - 23
3132.
Ребята, кто справился с заданием? В чем ваше затруднение? (Мы не можем найти значение разности квадратов быстро)
Почему вы не смогли справиться с заданием? (Мы не знаем способа вычисления разности квадратов)
Слайд 93. Выявление причины и места затруднения
Какое задание нам нужно выполнить? (найти
разность квадратов чисел).
В чем ваше затруднение? (Мы не можем найти значение разности квадратов быстро)
Почему вы не смогли справиться с заданием? (Мы не знаем способа вычисления разности квадратов)
Слайд 104. Построение проекта выхода
из затруднения
Какова тема нашего урока? (Формула разности
квадратов)
Какую цель мы поставим перед собой? (Вывести формулу разности квадратов, разработать алгоритм для работы и научиться применять эту формулу).
Что поможет выйти из затруднения? (Эталоны умножения многочленов, возведения одночлена в степень).
План выхода:
Найти произведение разности и суммы двух многочленов (по группам)
Выдвинуть гипотезу
Сделать вывод
Записать в виде формулы
Слайд 115. Реализация построенного проекта
Работа в группах
План выхода:
Найти произведение разности и суммы
двух многочленов (по группам)
Выдвинуть гипотезу
Сделать вывод
Записать в виде формулы (эталон)
Найти произведение разности и суммы одночленов.
(c – 2)(c + 2) = …
(2n – m) (2n + m) = …
(x – y) (x + y) = …
Слайд 125. Реализация построенного проекта
1) Ребята, вы поработали в группах. Давайте посмотрим,
что у нас получилось.
(Мы заметили, что произведение разности и суммы выражений равно разности квадратов этих выражений)
2) Формула a2 - b2 = (a – b) (a + b)
3) Что может стоять вместо первого и второго выражения? (Выражения могут быть числами, одночленами)
Слайд 13Эталон
Формула разности квадратов:
a2 - b2 = (a – b)
(a + b)
Алгоритм:
Представить одночлены в виде квадратов
Записать произведение их разности и суммы
Если необходимо, найти числовое значение произведения
Слайд 14
Вернемся к нашему заданию, которое было в начале урока. Сможем ли
мы его выполнить, используя полученный эталон?
23 3142 - 23 3132 =
= (23 314 - 23 313 )(23 314 + 23 313 ) = =1∙46627 =
46 627
Все ли справились с заданием? Помогла ли вам новая формула? Вы достигли поставленной цели?
Слайд 156. Первичное закрепление во внешней речи
Фронтально у доски с проговариванием правила
или алгоритма:
№ 11. Представь многочлен в виде произведения суммы и разности двух выражений.
б) a2 – d2
в) 16 – 64b2
г) 0,36 z2 – 1,21
Слайд 166. Первичное закрепление во внешней речи
Работа в парах:
№ 11.
Представь
многочлен в виде произведения суммы и разности двух выражений.
а) x2 – 81
д) 9m2 – 4n2
Слайд 177. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
№ 11. Представить в виде
произведения, используя формулу
а) с2 – d2
б) 81 m2 – 49n2
в) 100 k2 – 0,04r2
Учащимся предлагаются эталоны для самопроверки. После самопроверки задаем вопросы:
У кого возникло затруднение в 1 задании, во 2 задании, в 3 задании? В чем было затруднение?
Слайд 188. Включение в систему знаний и повторение
Как вы думаете, можно ли
применять полученную формулу справа налево? (Да, т.к. можно менять местами левую и правую части равенства)
a2 - b2 = (a – b) (a + b) (a – b) (a + b)= a2 - b2
№ 5. Выполните умножение:
а) (x + 2) (x – 2)
в) (7z + 3t) (7z - 3t)
№ 7(а)
72∙68 = (70 + 2) (70 -2) = 702 – 22 = 4900 – 4= =4896
№ 12 (г)
Решить уравнение:
4 b2– 100 = 0
(2b) 2– 10 2= 0
(2b – 10) (2b + 10) = 0
2b – 10 = 0 или 2b + 10 = 0
2b = 10 2b = – 10
b = 5 b = - 5
Ответ: 5; - 5.
Слайд 199. Рефлексия учебной деятельности
Вернемся к эпиграфу урока. Что нового вы узнали
сегодня на уроке? (формулу разности квадратов)
Какой была цель урока? Достигли ли мы поставленной цели? Что мы для этого сделали? (выполнили пробное действие, открыли новую формулу, научились ее применять)
Оцените свою деятельность на уроке.
Слайд 20Карточки для этапа рефлексии
Я понял тему урока, у меня все получалось
Я
понял тему урока, но были затруднения в самостоятельной работе
Я не понял тему урока
Слайд 21Домашнее задание
№ 39 (а, б), 40 (б, г), 43 (а, д)
По
желанию:
№ 44 (д), 46 (в).