Слайд 1Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики
Говоря о формировании у школьников
самостоятельности на уроках математики, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи:
Первая - развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение.
Вторая — научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.
Слайд 2 Самостоятельная работа – это такое средство обучения, которое:
В
каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;
Формирует у учащихся на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимые объём и уровень знаний, умений и навыков;
Вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;
Является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Слайд 3Четыре уровня самостоятельной деятельности школьников:
Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов
и явлений, их узнавание путём сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.
Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы уровня памяти.
Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретённых знаний для решения задач, выходящие за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.
Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления.
Слайд 4По форме организации самостоятельные работы можно разделить на:
Индивидуальные;
Фронтальные;
Групповые.
Парные
Слайд 5
Типы самостоятельных работ.
В соответствии с уровнями самостоятельной учебно – познавательной деятельности
учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ:
Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу;
Реконструктивно – вариативные;
Эвристические;
Творческие.
Слайд 6Виды самостоятельных работ в обучении.
Работа с книгой.
Это работа с текстом и
графическим материалом учебника:
пересказ основного содержания части текста;
составление плана ответа по прочитанному тексту;
поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ;
сравнение;
обобщение и систематизация материала нескольких параграфов.
краткий конспект текста;
Работа с первоисточниками, научно – популярной литературой
Слайд 7Виды самостоятельных работ в обучении.
Упражнения.
Тренировочные;
Воспроизводящие упражнения по образцу;
Составление различных задач и
вопросов и их решение;
Рецензирование ответов других учеников;
Оценка их деятельности на уроке;
Различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
Слайд 8Решения разнообразных задач и выполнение практических работ.
Различные проверочные самостоятельные работы.
Контрольные работы;
Диктанты;
Сочинения;
Изложения.
Слайд 9Условия для реализации всех видов самостоятельной работы, важнейшими из которых являются:
Постепенность
введения разных по степени сложности и стимулированию умственной активности видов самостоятельной работы;
Обязательность подготовки учащихся к выполнению заданий;
Разнообразие видов самостоятельной работы, используемых при преподавании каждого учебного предмета;
Подбор заданий, способствующих побуждению интереса к их выполнению содержащих посильные трудности;
Ознакомление учащихся с источниками получения необходимой для выполнения задания информации;
Оказание учителем в случае необходимости помощи в работе;
Обучение учащихся приёмам самоконтроля при выполнении работ;
Обязательность проверки учителем самостоятельных работ учащихся.
Слайд 10
1. Вставьте пропущенные слова в определение:
Равенство, содержащие неизвестное число (______________), обозначенное
буквой, называется _________________________.
2.Составьте определение корня уравнения из набора слов.
Корнем уравнения называется значение переменной, при котором уравнение обращается в верное числовое равенство
3.Дополни определение: Решить уравнение - значит…
Слайд 114. Решите простейшие уравнения. Как они называются эти уравнения?
2х=10 3х=15
3х-х=2.5*4 -Равносильные уравнения
5. Сформулировать первое свойство уравнения
Х+23=40
Х+23-23=40-23
Х=40-23
Х=17
Если к обеим частям уравнения прибавить(вычесть) одно и тоже число или одно и тоже буквенное выражение, то получится уравнение, равносильное данному.
Сделать вывод:Любое слагаемое уравнения можно перенести из одной часть равенства в другую, изменив знак его слагаемого на противоположный.
Слайд 126. Сформулировать второе свойство уравнения.
8х=56
8х:8=56:8
Х=7
Если обе частям уравнения умножить или разделить
на одно и тоже отличного от нуля число, то получится уравнение, равносильное данному.
7. Какие из указанных уравнений являются равносильными:
а)5х=25; в)6х=36 с)х+4=9 д)12-х=7
Слайд 138.Установите соответствие:
а) х-7=-9
1) х=-49
в) х+2,5=6 2) х=-2
с) х*(-1)=49 3) х=-8,2
д) х:8,2=-1 4) х=3,5
Слайд 25:
9.Реши уравнение с помощью первого свойства и сделай краткую запись.
х-4,5=-5,6 5=12-х
Слайд 1410.Реши уравнение с помощью второго свойства и сделай краткую запись.
5х=40
-4х=20
11.Реши уравнение: 14,7у-4,9=24,5
12.При каком значении переменной х:
значение выражения 3х-11 втрое меньше значения 5х-17?
Слайд 1514. Решите уравнение:
14,7у-4,9=24,5
15.При каких значениях х числовое значение выражения 9(13-0,8х)
на 6,7 меньше числового значения выражения 7,1х-5?
16.Установите соответствие:
а) х-7=-9 1) х=-49
в) х+2,5=6 2) х=-2
с) х*(-1)=49 3) х=-8,2
д) х:8,2=-1 4) х=3,5
Слайд 16Заключение
Привитие учащимся навыков самостоятельной работы всегда являлось одной из главных задач
на каждом этапе развития современной школы.
Практика показывает, что при обучении математике необходимо уделять значительное место самостоятельной работе учащихся, организации различных упражнений. Без этого не может быть усвоения программного материала по математике. Только в выполнении различных упражнений закрепляются математические понятия, вырабатываются вычислительные навыки, приобретается умение геометрических построений, развивается пространственное представление учащихся, умение практически применять знания, свой опыт при решении задач и т. д.
В процессе выполнения самостоятельной работы по математике у учащихся развивается внимание, память, стремление обосновывать высказываемое, инициатива. Сама же организация самостоятельной работы в условиях классно-урочной формы обучения воспитывает высоконравственные качества.
Слайд 17В качестве методических рекомендаций по организации математических уроков можно выделить следующее:
Взаимосвязь
в содержании, формах и методах организации учебной работы и занятий;
Обеспечивать взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий;
Единство в содержании занятий различных разделов математики;
Активизация самостоятельной работы учащихся;
Построение учебного процесса как совместная исследовательская деятельность учащихся;
Использование наглядных пособий; применение конспект-таблиц на лекциях;
Использование системы ключевых задач по темам на факультативных занятиях;
Использование историко-математического материала на уроках;
Принципы занимательности занятий;
Построение занятий проблемного изучения материала.