Слайд 1
Звездный час функции
Урок алгебры в 9 классе
Слайд 2 Царица - математика опять
Вас собрала
на праздник знаний
И приглашает всех блистать
Умом, смекалкой, юмором дерзаний.
Нет скучных формул, теорем,
Сегодня – не урок, а праздник!
И пусть не все получится, как ты хотел,
Тебе откроется дорога к знаньям.
Слайд 3Закрепление изученного по теме « Степенная функция»
Цели:
образовательные: повторить и
обобщить понятие функции, свойства степенной функции;
развивающие: развивать логическое мышление, расширить кругозор учащихся;
воспитательные: повысить уровень математической культуры, формировать навыки контроля и самоконтроля, прививать интерес к математике
Слайд 4 Ход урока
Функция – это
одно из математических и общенаучных понятий. Она выражает зависимость
между переменными величинами.
Сегодня мы вспомним свойства степенной функции, будем находить область определения функции, читать графики.
Слайд 5
1-й тур. Из истории математики
Как известно, начиная с
17 века, одним из основных понятий в математике является понятие функции.
Что называется функцией?
Понятие «функция» было введено французским математиком Рене Декартом.
Слайд 6
КАНТОР.
ЛЕЙБНИЦ.
ЕВКЛИД.
ФЕРМА.
ЭЙЛЕР.
ДЕКАРТ.
КОВАЛЕВСКАЯ.
НЬЮТОН.
1-й тур. Из истории математики
Слайд 7Вопрос 1
Назовите имя одного из крупнейших математиков своего времени,
члена Петербургской Академии наук, внёсшего огромный вклад в развитие понятия функция, учителя М.В. Ломоносова.
Слайд 8
Леонард Эйлер
Д
Научная деятельность Эйлера продолжалась почти 60 лет. Он успешно занимался
математикой и механикой, физикой и астрономией. Восемнадцатый век по праву можно считать веком Эйлера. Научное наследие Эйлера поражает совершенно беспрецедентными размерами. При жизни увидели свет его 530 книг и статей. Он шутливо обещал графу Орлову, что его работы будут заполнять «Комментарии» Академии в течение 20 лет, после его смерти. Академия занималась изданием трудов Эйлера 47 лет. В конце своей жизни учёный ослеп, но продолжал читать свои лекции. За 15 лет он продиктовал более 400 статей и 10 больших книг.
Слайд 9Вопрос 2
О ком идёт речь в следующих строках:
« Он мечтал о создании всемирной академии наук, впервые ввёл термин
« функция», термины «абсцисса», « ордината», « координата»?
Слайд 10Г.Лейбниц
Г. Лейбниц- немецкий математик.
Он был философом
и лингвистом, историком и биологом, дипломатом и политическим деятелем, математиком и изобретателем.
Слайд 11Вопрос 3
Назовите имя учёного, с чьим именем связывают
развитие понятия « функция» в 20 веке?
Слайд 12Г. Кантор
Георг Кантор – немецкий математик, ученик Вейерштрасса.
Наиболее известен как создатель теории множеств. Основатель и первый президент Германского математического общества, инициатор создания Международного конгресса математиков.
Слайд 13А знаете ли вы…
Что называется областью определения функции?
Ответ: множество
всех значений, которые может принимать её аргумент
Какие существуют способы задания функции?
Ответ: формулой, таблицей, графиком.
Если функция задана формулой, то
Ответ: она определена при всех тех значениях
аргумента, при которых эта формула имеет
смысл.
Что значит, найти область определения функции ?
Ответ: значит найти все значения аргумента,
при которых формула имеет смысл.
; у = ; у=
1 2 3 4
Какая функция определена при всех
значениях х?
№ 3.
2-й тур. Область определения
функции
; у = ; у=
1 2 3 4
Назовите функцию, у которой область определения есть х ≠ 0 ?
№ 4.
2-й тур. Область определения
функции
; у = ; у=
1 2 3 4
Функция определена при х ≠ 4.
Назовите её.
№ 1.
2-й тур. Область определения
функции
; у = ; у=
1 2 3 4
Областью определения функции является х ≥ 0. Что это за функция?
№ 2.
2-й тур. Область определения
функции
2 3 4
Я утверждаю, что все они являются графиками некоторых функций. Так ли это?
4. Окружность не
является графиком функции.
3-й тур. Графики функций
2 3 4
На каком рисунке представлен график квадратичной функции?
№ 1.
3-й тур. Графики функций
у = х37 у = х48 у = х100
1 2 3 4
Я считаю, что графики всех предложенных функций расположены в I и II координатных четвертях. Верно ли это?
№ 2. Нет, графиком второй функции
является кубическая парабола, он
расположен в I и III координатных
четвертях.
3-й тур. Графики функций
Слайд 213-й тур. Графики функций
Что такое график функции?
Слайд 224-й тур. Возрастание и
убывание функции
Какая функция называется возрастающей?
Дать определение убывающей функции.
2 3 4
На каком рисунке изображен график
возрастающей на всей области
определения функции?
№ 2
4-й тур. Возрастание и
убывание функции
2 3 4
Назовите функцию, которая при х < 0 возрастает, а при х >0 убывает
№ 1.
4-й тур. ВОЗРАСТАНИЕ И
УБЫВАНИЕ ФУНКЦИИ
; у = ; у=
1 2 3 4
Назовите функцию, которая является
убывающей при х > 0, х < 0.
№ 4.
4-й тур. Возрастание и убывание
функции
; у = ; у=
1 2 3 4
Назовите функцию, которая возрастает при х ≥ 0 .
№ 2.
4-й тур. Возрастание и убывание
функции
Слайд 27
5-й тур. Чётность и нечётность функции
Какая функция называется
чётной?
Дать определение нечётной
функции.
у = х37 у = х48 у = х100
1 2 3 4
Какая функция является нечётной?
№ 2 .
5-й тур. Чётность и нечётность функции
2 3 4
Какая из кривых является графиком нечетной функции?
№ 4, № 2
5-й тур. Чётность и
нечётность функции
2 3 4
Какая функция является чётной?
№ 1.
4-й тур. ВОЗРАСТАНИЕ И
УБЫВАНИЕ ФУНКЦИИ
2 3 4
Какая функция является нечётной?
№ 3.
4-й тур. ВОЗРАСТАНИЕ И
УБЫВАНИЕ ФУНКЦИИ
Слайд 326- тур. Построение графика функции
Найти координаты
точек пересечения графиков функций:
№213(1) - 1вариант,
№213(3) - 2 вариант.
Слайд 33Итог урока
Выполнить творческое задание: составить кроссворд по теме «
Функция»
Слайд 34Итог урока
Да! Математику нам нужно знать!
Ведь без
неё мы кто! Природы дети!
А с ней творцы, создатели чудес!
Она в познании, будто солнце светит,
А без неё познание – тяжкий крест!
Так пусть мир чисел, формул, теорем,
Гипотез, лемм и аксиом прекрасных,
Нам другом будет, без исключения всем!
Чтоб всё в природе стало ясным и понятным!
Слайд 35
Подготовила Лященко Л. Е. ,
учитель математики
МБОУ «Выделянская СОШ»
Родионово-Несветайского района
Ростовской области.
Литература:
1.Газета «Математика», приложение к «1 сентября»
2. «Математика. Предметная неделя в школе», Составитель Г. И. Григорьева, М., «Глобус», 2010
3. Алгебра. 9 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин, [и др.] .