Слайд 1Презентация подготовлена учителем математики МКОУ « Средняя школа №3» г. Сухиничи
Черновой
Натальей Владимировной
по теме:
« Методика работы над определением понятия»
Слайд 2
«…Многие считают, что неразумно учить математике всех детей. Сосредоточить усилия надо
на тех, кто наделен математическими способностями.
Я не согласен с такой точкой зрения. Во-первых, достаточно часто в не способных ходят те, кто при умелом, правильном обучении вдруг оказываются самыми способными. Во-вторых, математика, развивая абстрактное мышление, « ум в порядок приводит», т.е. является важнейшим элементом культуры. А культура, общее развитие нужно всем без исключения. Оказывается, даже сравнительно простую работу люди, обладающие более высокой культурой, как правило, выполняют лучше. Не случайно во многих фирмах Японии кандидатам на сугубо « рабочие» места устраивают экзамен, проверяющий именно уровень общего развития. Особое внимание при этом уделяется математическому развитию.»
М.Б. Волович.
Слайд 3« На основании данного определения ученик уточняет свое первоначальное представление и
решает относительно случаев, бывших ранее сомнительными, относятся ли они к данному понятию»
Н.М. Бескин « Методика геометрии»
Слайд 4Работа с определением заключается в :
распознавании, можно или нельзя обозначить
рассматриваемый объект введенным определением термином (подведение под определение понятия);
фиксировании выводов из того факта, что рассматриваемый объект можно ( или нельзя) обозначить рассматриваемым термином
(получение следствий из того факта, что объект принадлежит к классу объектов, охарактеризованных определением).
Слайд 5Основные этапы работы над определением:
Подготовка к введению определения.
Введение определения.
Логический анализ структуры
определения.
Составление ориентировочной основы ( перечень признаков понятия, правило распознавания понятия, логическое правило )
Выполнение действий подведения под определение понятия.
Выполнение действий получения следствий из того факта, что объект принадлежит к классу объектов,
охарактеризованных определением
Слайд 6
Методика работы над определением
понятия
« квадратный трехчлен»
9 класс
Слайд 71. Подготовка к введению определения
Учащимся предлагается сравнить следующие выражения:, выделить их
существенные признаки
4х-5х+2
-5а-а+13=0
U+0,5
-5у+2у
8х+4
-2х
16а+8а+1
Эта работа может осуществляться либо в форме самостоятельной эвристической работы или в форме беседы.
Итогом данной работы является формулировка существенных признаков нового вида выражений
Слайд 82.Введение определения
Учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение квадратного трехчлена, которое уточняется и
корректируется учителем
Слайд 93.Логический анализ структуры определения
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
С определением какого нового
понятия познакомились на уроке?
Какое понятие является определяющим для понятия « квадратный трехчлен»?
Какими признаками должен обладать многочлен, чтобы быть квадратным трехчленом?
Слайд 10Краткий конспект определения
« квадратный трехчлен»
Квадратный трехчлен
многочлен вида
ах +вх+с
2. а,в,с- числа
3. х- переменная
4. а не равно 0
Слайд 11Правило распознавания квадратного трехчлена
1. Проверить , есть ли у данного объекта
указанные признаки.
2. Отметить результат проверки каждого признака: + ( есть), - ( нет), ? ( неизвестно).
3. Оценить полученный результат по логическому правилу
Слайд 12Логическое правило.
1. Объект относится к данному понятию только тогда, когда обладает
всеми указанными свойствами.
2. Если объект не обладает хотя бы одним признаком- он не относится к данному понятию.
3. Если хотя бы про один признак неизвестно, есть он или его нет, то при наличии других признаков неизвестно, принадлежит объект или не принадлежит к данному понятию
Слайд 13Выполнение действия подведения под определение понятия
С опорой на О.О.Д. выполните
упражнения:
Какие из следующих выражений являются квадратными трехчленами:
3х -х=1, х –х +13, 3а+а+0,5, в-4,
0к+к-8, 2*3-4*3+6
2х, 3р+1.
Слайд 142. Является ли выражение, результатом которого является умножение двух многочленов первой
степени, квадратным трехчленом?
3. Является ли выражение, представляющее собой разность квадратов одночлена от одной переменной и некоторой константы, квадратным трехчленом?
Слайд 15Выполнение действия получения следствий из того факта, что объект принадлежит к
классу объектов, охарактеризованных определением
Предлагается решить следующие задачи :
!. Составить квадратный трехчлен с заданными коэффициенами а,в,с.
2.Даны квадратные трехчлены. Составить квадратные трехчлены, равные сумме ( произведению) соответствующих коэффициентов исходных выражений
Слайд 16Итак, правильно организованная работа над определением имеет большое значение как в
обучении математики, так и в формировании «думающей» личности, способной добывать и применять новые знания.