Слайд 1Из истории игральных кубиков
Яковлева Татьяна Петровна,
доцент кафедры математики и физики
Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Петропавловск - Камчатский
Слайд 2 Слово «азар» по-арабски означает «трудный».
Так арабы называли азартной игрой комбинацию очков, которая при бросании нескольких костей могла появиться лишь единственным способом.
Например, при бросании двух костей трудным («азар») считалось появление в сумме двух или двенадцати очков.
Слайд 3 Слово «азарт» является транскрипцией французского слова «le
hasard», буквально означающего «случай», «риск».
Поэтому, азартными называют те игры, в которых выигрыш зависит главным образом не от умения игрока, а от случайности.
Риск, играющий важную роль в этих играх, и приводит участников в необычайное состояние сильного увлечения и горячности.
Слайд 4 Схемы азартных игр дают исключительные по простоте модели
случайных явлений.
Азартные игры сыграли свою роль в развитии теории вероятностей, потому что они оказались удобной схемой с готовой терминологией, с помощью которой можно было описать многие явления и решать разнообразные задачи.
Слайд 5 Вот что по этому поводу писал П.
Лаплас: «Замечательно, что наука, которая началась с рассмотрения азартных игр, обещает стать наиболее важным объектом человеческого знания…
Ведь по большей части важнейшие жизненные вопросы являются на самом деле лишь задачами теории вероятностей».
Слайд 6 Азартные игры появились в глубокой древности. Они возникали
повсеместно.
Игральный кубик является их непременным атрибутом. В азартных играх в качестве игральных костей использовались кости животных – астрагалы, так как при бросании они могли падать на четыре разные стороны.
Бросая астрагалы, люди замечали, какая сторона оказывается сверху. Стороны нумеровались различными числами, но единой нумерации не было.
Слайд 7 В археологических раскопках, начиная с V тысячелетия до
нашей эры, среди найденных костей животных астрагалы встречаются чаше, чем другие кости.
Азартные игры возникали и развивались в разных вариантах. Известны, например, игральные палочки из дерева или кости.
Боковые стороны палочек отмечали точками от одной до четырёх. Такие игральные палочки существовали у многих народов.
Слайд 8 В Помпее и Керчи были обнаружены пластинки (сейчас они
хранятся в Эрмитаже), представляющие собой тонкие квадраты площадью около 1 см2.
На одной из сторон имеется одна точка, на противоположной – шесть. На тонких боковых гранях также нанесены точки от двух до пяти.
По-видимому, этими пластинками играли так, как играют в «решку и герб». Относятся они к началу нашего летоисчисления.
Слайд 9 Игральная кость представляет собой куб с нанесёнными на его
гранях точками от одной до шести.
Материал для игральных костей был самым различным: глина, кость, дерево, стекло и другой.
Самая древняя игральная кость найдена в Северном Ираке и относится к IV тысячелетию до нашей эры. Известна ваза (амфора) VI века до нашей эры, на которой изображены Аякс и Ахилл, играющие в кости.
Подавляющее большинство костей имеет следующее расположение точек: 1-6; 2-5; 3-4 (1-6 означает: одно очко против шести очков; 2-5 – два очка против пяти очков; 3-4 – три очка против четырёх очков). Но вообще точки на игральной кости можно нанести 15-ю способами.
Слайд 10 Игра в кости пользовалась успехом еще в Древнем
Египте во времена 1-й династии и позднее в Греции, также в Римской империи.
Согласно греческой легенде, игру в кости предложил Паламедей для развлечения греческих солдат, скучающих в ожидании битвы при Трое.
Павсаний, писатель, живший во II веке, упоминает написанную в V веке до нашей эры картину Полигнота, на которой изображены Паламедей и Ферсит, играющие кости.
Слайд 11 В средневековой европейской литературе, начиная с XI-XII веков,
встречаются упоминания и некоторые описания различных азартных игр.
Некоторые государства и религии считали свои долгом запретить их. Фридрих II, император Священной Римской империи, в 1232 году запретил игру в кости.
Луи IX, король Франции, в 1255 году издал закон, по которому игровые кости нельзя было даже изготавливать. Законы Эдуарда III и Генриха VIII запрещали играть в кости и карты.
В еврейском Талмуде игроков считали ворами, преследовала игроков и христианская церковь.
Слайд 12 Существовали такие законы и на Руси.
Они были изданы царём Алексеем Михайловичем (1649г.), Екатериной II (1782г.) и другими.
В различных странах существовали инструкции, ограничивающие азартные игры.
Слайд 13 Как и карты, игры в кости осуждались и
строго карались.
Но царь Алексей Михайлович разрешил играть в карты и зернь в Сибири, правда, разрешение длилось ровно год и было отменено.
Как водится, самыми популярными местами для игр были кабаки, корчмы и тайные кабацкие бани.
Игра в зернь была более чем популярной, были у нее и свои поклонники и профессиональные игроки и шулера.
А на севере России в конце ХIХ века в кости, или на местном наречии «лодыги» играли на Святки, кубики раскрашивались в красный, черный и желтый цвета и хранились десятилетиями, так как их использовали как плату за фанты или в карточных играх на Святцы.
Слайд 14 При правильной разметке противоположные грани костей должны в
сумме составлять 7 (6 против 1, 5 против 2, 4 против 3).
Суть игры состоит в выбрасывании кубиков и дальнейшем подсчёте очков, количество которых и определяет победителя.
Разновидности игры предполагают разный подсчёт очков.
Кости — одна из древнейших игр. Инструментом для игры являются кубики (кости) в количестве от одного до пяти в зависимости от вида игры.
Слайд 15 Основной принцип игры в кости — каждый игрок по
очереди бросает некоторое количество игральных костей (от одной до пяти), после чего результат броска (сумма выпавших очков; в некоторых вариантах используются очки каждой кости по отдельности) используется для определения победителя или проигравшего.
До конца игры может производиться произвольное количество бросков.
Слайд 16Разновидности игр
Покер на костях (используются пять костей, количество игроков неограниченно);
Яхта (используются пять костей,
количество игроков неограниченно);
Свинья (игра с одной костью и любым количеством игроков);
Зонк (используются 6 костей, количество игроков не ограничено);
Перудо (используются по пять костей на игрока, количество игроков - до 10);
Бак-дайс (при игре используются три кости, количество игроков неограниченно).
Слайд 17Разновидности игр
Хай-дайс (используются две кости, парная игра);
Банк на костях (парная игра с тремя
костями);
Блеф (используются пять костей, игра похожа на покер);
Больше-меньше (количество игроков неограниченно, две кости).
Игра в 13 (две кости, любое число игроков);
Крэпс (две кости, неограниченное количество игроков);
Мартинетти или Огайо (три кости, число игроков неограниченно);
Морские кости (пять костей, любое число игроков).
Слайд 18Тузы (неограниченное количество игроков, пять костей);
Четыре кубика (парная игра с четырьмя костями);
Тысяча (5 костей,
но очки дают только за 1 и 5, остальные либо сбивают очки, либо создают комбинации);
Чикаго (используются две кости, количество игроков неограниченно);
Чак-э-лак (используются три кости, выигрыш игрока пропорционален количеству костей, на которых выпало заказанное число очков).
Разновидности игр
Слайд 19Список используемых источников
Афанасьев В.В., Суворова М.А. Школьникам о вероятности в играх.
Введение в теорию вероятностей для учащихся 8-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с.
Глейзер Г.И. История математики в школе: IX-X кл.: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983. – 351 с.
Игральные кости. Виды игральных костей - кубики, зары, зарики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nashpoker.net/ru/articles/igralnye_kosti-34/
Игральная кость. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Игральная_кость
История игральных костей. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://история-вещей.рф/igryi/istoriya-igralnyih-kostey.html
Кости (игра). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki
Пичурин Л.Ф. За страницами учебника алгебры: кн. для учащихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1999. – 237 с.
Яковлева Т.П. Игральные кубики в обучении математике. Книга для учителя. М.: Издательство «Спутник+», 2008. – 234 с.