Слайд 1Игры с игральными костями
Яковлева Татьяна Петровна,
доцент кафедры математики и физики
Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга,
кандидат педагогических наук, доцент,
г. Петропавловск - Камчатский
Слайд 21. Игра «Три кубика»
Бросают три кости, выигрывает тот игрок, у которого
сумма выпавших очков равнялась одному из двух чисел, названных им перед началом игры. Например, игрок назвал 7 и 13, и один из его удачных бросков показан на рис. 1.
Рис. 1.
Слайд 32. Игра «Считай, не зевай»
Для игры надо изготовить плоский
деревянный ящик, разделенный перегородками на 9 равных отделений, как показано на рис. 2. Отделения пронумеровать.
Нужны два игральных кубика (стандартных). И 9 плашек. Каждая плашка должна закрывать половину отделения.
Рис. 2.
Слайд 4Играют двое. Начинающий игру бросает одновременно 2 кубика и складывает выпавшие
на верхних гранях кубиков очки. Допустим, выпало 3 и 6 очков, что составляет в сумме 9. Играющий закрывает на игровом поле цифру 9 или 1 и 8; 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5; 1, 2 и 6. Предположим, что он выбрал цифры: 1, 2 и 6. После этого вновь бросает кубик.
Допустим, выпадает 4 и 6, что составляет в сумме 10. Он закрывает плашками 3 и 7.
Бросает кубик в третий раз, у него выпадает 3 и 5, что составляет 8. Закрывает плашкой эту цифру.
Слайд 5Четвертый бросок дает, допустим, в сумме 6. Из оставшихся незакрытыми цифр
4, 5 и 9 образовать число 6 никак нельзя. Тогда он записывает себе все оставшиеся незакрытыми цифры в возрастающем порядке – 459. Получившееся трехзначное число обозначает количество штрафных очков.
В игру вступает второй играющий. Он также бросает кубики и накрывает плашками цифры до тех пор, пока останутся цифры, из которых нужное число образовать невозможно. Получившееся число штрафных очков он записывает себе.
Побеждает тот, у кого после трех партий окажется меньше штрафных очков.
Слайд 63. Игра «Крэпс»
Игра «крэпс» – одна из популярнейших в Америке. Предшественником
ее была старинная английская игра «азар» – игра с двумя костями для двух и более игроков.
Название «азар» происходит от испанского слова «аzаr» — неудачный бросок при игре в кости, неудача. Это испанское слово, в свою очередь, происходит от арабского «azzahr» —кость. Во Франции и в Англии игроки в «азар» использовали слово «крэбс» («злюка») для обозначения неудачного броска, после которого на костях в сумме выпадало два или три очка. Постепенно слово трансформировалось и стало звучать как «крэпс».
В начале XIX века негры, жившие в окрестностях Нью-Орлеана, стали пробовать играть в «азар». Правила игры упростились, и игра стала называться «крэпс». «Крэпс» в США еще называют «Крэпшутинг» или «Шутинг Крэпс».
Слайд 7Правила игры такие.
Игрок бросает две кости и подсчитывает сумму выпавших
очков. Он сразу же выигрывает, если эта сумма равна 7 или 11, и проигрывает, если она равна 2, 3 или 12.
Всякая другая сумма – это его «пойнт». Если в первый раз выпадает «пойнт», то игрок бросает кости еще до тех пор, пока он или не выиграет, выбросив свой «пойнт», или не проиграет, получив сумму очков, равную 7.
Слайд 84. Игра «Чак-э-лак»
В специальной клетке из проволоки находятся 3 игральные кости.
Их встряхивают, переворачивая клетку.
Игрок ставит на любое число от 1 до 6.
Если названное число выпадает на одной кости, банкомет возвращает игроку ставку.
Если названное число выпадает на двух или трех костях игроку возвращают удвоенную или утроенную ставку.
Слайд 95. Игра «Перевертывание кости»
Для игры нужна одна игральная кость.
Первый игрок
называет любое число от 1 до 6, а второй бросает кость.
Затем они по очереди перевертывают кость в любую сторону, но не больше, чем на четверть полного оборота за один раз.
К числу очков, названному первым игроком, прибавляется число очков, выпавших на верхней грани после бросания кости и каждого ее поворота.
Выигрывает тот из игроков, которому удается при очередном повороте достичь суммы 25 очков или вынудить противника при следующем повороте превзойти 25 очков.
Слайд 10Например, игрок называет 6, а игрок В, подбросив кость, получает 3
очка (рис. 3), после чего сумма становиться равной 9.
Затем А повертывает кость вверх грань с 1 очком, сумма становится равной 10 очкам, игрок В повертывает кость вверх гранью с 3 очками (сумма равна 13 очкам).
Игрок А повертывает кость вверх гранью с 6 очками (сумма равна 19).
Игрок В повертывает кость с 3 очками (сумма равна 22).
Игрок А повертывает кость вверх гранью с 1 очком (сумма очков 23).
Наконец, игрок В переворачивает кость вверх гранью с 2 очками, достигает суммы 25 очков и выигрывает.
Рис. 3.
Слайд 116. Игра «Три кости»
Игроки по очереди бросают три кости одновременно. После
каждого броска они изымают кость, на которой выпало наибольшее число.
Если это число выпало на нескольких костях, то изымают только одну кость.
После каждого броска записывается сумма чисел, выпавших на двух остальных костях.
Выигрывает тот, у кого сумма окажется наибольшей после 10 бросаний (о количестве бросаний можно договориться заранее).
Слайд 127. Игра «Попытай счастья»
Это азартная игра, в которую играют в игорных
домах.
После того как игрок сделал ставку на один из номеров от одного до шести, подбрасываются три игральные кости.
Если номер играющего выпадает на одной, двух или трех костях, то игроку возвращается его собственная ставка, и за каждое появление этого номера игроку выплачивается вознаграждение в размере его ставки.
В противном случае игрок теряет свою ставку.
В одной игре можно ставить на несколько номеров одновременно, но каждая ставка рассматривается отдельно.
Слайд 13Список используемых источников
Афанасьев В.В., Суворова М.А. Школьникам о вероятности в играх.
Введение в теорию вероятностей для учащихся 8-11 классов. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 192 с.
Афанасьев В.В. Вероятностные игры со «сгорающими» очками // Математика. – 2005. – № 15. – С. 42-44.
Бизам Д., Герцег Я. Игра и логика. 85 логических задач / пер. с венг. Ю.А. Данилова. – М.: Мир, 1975. – 358 с.
Глеман М., Варга Т. Вероятность в играх и развлечениях: элементы теории вероятностей в курсе сред. школы: пособие для учителя / пер. с фр. А.К. Звонкина. – М.: Просвещение, 1979. – 176 с.
Минскин Е.М. Пионерская игротека. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 174 с.
Яковлева Т.П. Игральные кубики в обучении математике. Книга для учителя. М.: Издательство «Спутник+», 2008. – 234 с.