Слайд 1Система работы учителя математики по подготовке учащихся к ЕГЭ, ОГЭ на
уроках и во внеурочное время
МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»
Степанова Марина Анатольевна
.
Выступление на районном семинаре учителей математики
20.12.2016г.
Слайд 2Структура ОГЭ
Типичные ошибки
Основные направления работы
План мероприятий
Рекомендации учителям
Рекомендации учащимся
Ресурсы для подготовки к
ОГЭ
Интернет-ресурсы
Рассматриваемые вопросы
Слайд 3 Математике должно учить в школе еще с той целью, чтобы познания,
здесь приобретаемые, были достаточными для обыкновенных потребностей в жизни.
(Н.И. Лобачевский)
Слайд 4 Специфика математики как школьного предмета состоит в том, что ее изучение
в значительной степени строится на системе опорных знаний, без овладения которыми невозможно дальнейшее продвижение по курсу. В ходе ОГЭ учащийся должен продемонстрировать наличие у него опорных знаний, позволяющих изучать математику в старшей школе.
Слайд 6Задания с выбором ответа
К заданию приводятся 4 варианта ответа. Верный из
них только один. И нужно отметить цифру, соответствующую верному ответу. Эти задания рассчитаны на то, что ученик письменно выполнит непосредственное
решение. Только так
можно получить
нужный результат.
Слайд 7Задания с кратким ответом
В бланке дано поле, куда нужно записать полученный
ответ, который может быт числом или промежутком.
Слайд 8Задания на соответствие
Например, функции обозначены буквами А, Б и В, а
рисунки обозначены цифрами 1, 2, 3 и 4. Нужно вписать в приведенную таблицу под каждой буквой нужную цифру.
Слайд 11 Анализ итогов ОГЭ по математике показывает, что у учащихся при выполнении
заданий базового уровня наибольшие затруднения вызывают следующие темы:
упрощение выражения с переменной и вычисление его значения
соотнесение графиков функций с формулами, их задающими, и свойствами функций
вычисление вписанного в окружность угла
задача на проценты и части
Слайд 12Модуль «Алгебра»
Задание № 5 (на установление соответствия)
Установите соответствие между графиками функций
и формулами, которые их задают
Слайд 13Модуль «Геометрия»
Задание № 10 (с кратким ответом)
На окружности по разные стороны
от диаметра АВ взяты точки M и N.
Известно, что
Найдите угол NMB. Ответ дайте в градусах.
Слайд 14Учащиеся не всегда могут применить изученный учебный материал в ситуации, которая
даже незначительно отличается от стандартной.
Отсутствие навыков самоконтроля приводит к появлению ответов, невероятных в рамках условия решаемого задания (задачи с практическим содержанием).
Серьёзные недостатки вычислительной культуры.
Недостаточный уровень усвоения содержания разделов курса математики основной школы – «Проценты», «Преобразование алгебраических выражений», «Вписанные углы», «Площадь фигур».
Слайд 15Качественная подготовка выпускников к экзаменационным испытаниям предусматривает проведение не отдельных мероприятий,
а целого комплекса последовательных и взаимосвязанных направлений работы. Поэтому для подготовки к ОГЭ в школе сложилась определенная система подготовки обучающихся к итоговой аттестации, учитывающая все аспекты этой работы.
Слайд 17Схема подготовки
Направления деятельности учителя математики по подготовке учащихся к ОГЭ
Методическая подготовка
учителя к ОГЭ
Организация вводного, текущего и итогового повторения
Психологическая подготовка учащихся
Диагностика и анализ качества ЗУН учащихся по материалам ОГЭ
Создание банка тестовых заданий
Организация самостоятельной работы учащихся
Слайд 19Информационная работа
Создание информационного стенда;
Демонстрационный вариант КИМ 2017 г;
инструкция по выполнению работы;
инструкция
по заполнению бланков;
спецификация экзаменационной работы по математике;
методические и психолого-педагогические рекомендации;
расписание экзаменов;
график консультативных занятий;
список литературы и адреса сайтов
Слайд 20 При заполнении бланков ОГЭ (ГИА) необходимо точно соблюдать правила, так как
информация, внесенная в бланки, сканируется и обрабатывается с использованием специального технического оборудования и средств вычислительной техники.
Слайд 21Содержательная подготовка
Принципы построения
методической подготовки к ОГЭ
Первый принцип – тематический
выстраивать подготовку, соблюдая правило – от простого к сложному
Использование заданий из одной темы, но с разной формулировкой
Второй принцип: переход к комплексным тестам разумен начиная со 2 полугодия
Третий принцип: все тренировочные тесты следует проводить с жестким ограничением времени.
Четвертый принцип: «Нормальные герои всегда идут в обход!».
Применение различных «хитростей» и «правдоподобных рассуждений» для получения ответа наиболее простым и понятным способом.
Слайд 22Анализ качества ЗУН учащихся
Входное диагностирование учащихся 9 классов за курс 7
– 8 класса;
Тематическое тестирование по основным разделам курса;
Контрольные зачеты по алгебре и геометрии в конце каждой четверти;
Пробные экзамены по линии администрации
Слайд 23Методическая подготовка
учителя к ОГЭ
Знакомиться с нормативными документами по проведению ОГЭ
Повышать
свой уровень профессиональной грамотности (развивать свои способности)
Слайд 24Организация повторения
Вводное повторение
Текущее повторение (по горизонтали)
Итоговое повторение (по вертикали)
«Числа и вычисления»
«Функции»
«
Выражения и преобразования»
«Уравнения и неравенства»
«Геометрические фигуры и их свойства»
Повторение, ориентированное на индивидуальный уровень подготовки учащегося
Слайд 25Создание банка заданий
Создание проверочных работ по основным темам курса
Тренировочные варианты
Итоговые контрольные
работы
Варианты прошлых лет
Варианты пробных экзаменов
Слайд 27Организация
самостоятельной работы
Работа учащихся по сборникам подготовки к ОГЭ
Организация самостоятельной работы
по материалам в интернете
Слайд 28 Залог успеха на экзамене – регулярные занятия математикой в течение всего
периода обучения в школе, своевременное выявление и ликвидация возникающих пробелов.
Слайд 29 Чем раньше начнётся подготовка к экзамену, тем легче пройдёт
сдача экзамена
Слайд 30Осуществление подготовки,
начинается с 5 класса
Обучение
приёмам самоконтроля,
самопроверки,
прикидки границ результата,
разумного выбора
ответа,
сравнения,
угадывания,
различным «хитростям» быстрых вычислений.
Слайд 31Психологическая подготовка
повышение уровня мотивации учащихся
вырабатывать усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке.
следует приучать учащихся работать самостоятельно.
не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности.
адекватное представление об уровне собственной подготовки по предмету независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить;
выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, вносить дополнения в свой индивидуальный справочник.
учить стратегии выполнения работы, правильно распределять своё время при выполнении работы,
уметь концентрироваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками
Слайд 32 Экзамен не должен стать для выпускника испытанием на прочность нервной
системы.
Слайд 35-Широкое информирование учащихся о порядке проведения ОГЭ (ЕГЭ), содержании КИМ, заполнении
бланков и т. д.
-Организация подготовки учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) на уроках через включение тестовых заданий, задач из литературы по подготовке к экзамену, задач открытого банка заданий; проведение контрольных работ в формате ЕГЭ;
- Организация подготовки учащихся к ОГЭ (ЕГЭ) на занятиях кружка, через работу дополнительных занятий;
- Проведение мероприятий по подготовке к ЕГЭ в рамках предметной недели в школе; участие учащихся в олимпиадах, научно-практических конференциях с защитой собственных исследовательских проектов;
- Организация тестирования учащихся в формате ЕГЭ по материалам Бел ИРО, школы (пробные испытания) и др.;
- Организация индивидуальной и групповой работы с учащимися, испытывающими большие трудности при решении задач ЕГЭ и с учащимися, способными успешно освоить решение творческих задач;
- Реклама книг, печатных изданий и интернет-сайтов, других источников информации с целью организации самостоятельной подготовки учащихся к ЕГЭ;
- Организация практикумов по заполнению бланков регистрации и бланков ответов №1 и №2;
- Проведение бесед с учащимися с целью оказания психологической помощи в процессе подготовки и проведения ОГЭ (ЕГЭ).
Слайд 36Примерный план мероприятий
по повышению эффективности
подготовки обучающихся
к итоговой аттестации по математике
в форме ОГЭ (ЕГЭ)
Слайд 39I. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1. Обеспечение школьников достоверной и своевременной информацией о
нормативных документах (с сентября, далее в течение года).
2. Консультативная поддержка учащихся (в течение года).
3. Индивидуальная и групповая работа по подготовке к ЕГЭ на уроках (в течение года).
4. Обеспечение учащихся необходимым тестовым, диагностическим, дидактическим материалами, КИМами (в течение года).
5. Проведение тренингов с учащимися по заполнению бланков, по решению КИМов (в течение года).
6. Проведение тренировочных и диагностических работ (в течение года).
7. Индивидуальная работа со слабоуспевающими - выявление личных пробелов, их ликвидация (в течение года).
8. Участие школьников в интернет-олимпиадах, выездных олимпиадах ВУЗов, международном конкурсе «Кенгуру выпускникам».
Слайд 40II. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Ознакомление с нормативными документами (в течение года).
2.
Проведение разъяснительной работы о целях и технологии проведения ЕГЭ на родительских собраниях, в индивидуальных беседах (в течение года).
3. Ознакомление родителей с источниками информации о ЕГЭ (перечень необходимых сайтов (сентябрь).
4. Систематическое информирование родителей на родительских собраниях, в индивидуальных беседах, на консультациях о подготовке к ЕГЭ:
- ознакомление с результатами диагностических работ;
- ознакомление с результатами индивидуальной работы.
5. Индивидуальная работа, консультирование родителей (в течение года).
Слайд 41III. РАБОТА С ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ
1. Ознакомление учащихся с возможностью использования Интернет-ресурсов
для подготовки к экзамену (сентябрь)
2. Выдача Логинов и паролей, организация работы по выполнению тренингов и зачетов на www.mioo.ru пр.
3. Контроль за использованием доступа к информационным ресурсам для подготовки к ЕГЭ (в течение года).
4. Индивидуальная работа с учащимися на сайтах
Для качественной подготовки к ОГЭ созданы сайты, обеспечивающие поддержку работы учителя и самостоятельную работу учащихся по подготовке к сдаче экзамена.
Слайд 42Конечно, идеальный вариант, к которому стремится каждый учитель - самостоятельная учебная
работа ребёнка в интерактивной среде обучения, используя готовые электронные учебные курсы, обучающие, тренировочные и проверочные работы в системе Интернет.
Поэтому в своей работе активно использую ИКТ технологии (цифровые образовательные ресурсы, а также Интернет-ресурсы), которые очень эффективно помогают в подготовке к экзамену и мне, как учителю и моим ученикам.
Бесспорно, ресурсов в сети интернет множество – есть популярные и не очень. Есть порталы, над которыми работают целые команды и авторские сайты, имеются различные системы тестирования, платные и бесплатные. Ниже перечислены самые популярные и полезные сайты.
Слайд 43Обучающая система Дмитрия Гущина.
Это, несомненно, самый посещаемый ресурс. Включает в
себя систему тестирования, вариантов множество. Очень удобно использовать в работе учителям и детям. Имеется огромнейшая база решений типовых примеров по математике.
Слайд 44«Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь
мне сделать самому, и я научусь»
Конфуций
Слайд 46Сайт Федерального Института Педагогических Измерений. На нём вся официальная информация касающаяся
экзаменов. Имеется банк заданий по разным предметам.
Институт создан в целях содействия осуществлению Рособрнадзором государственных функций по контролю и надзору в сфере образования, посредством разработки высокоэффективных технологий и методик педагогических измерений, оценки качества образования, научно-методического обеспечения единого государственного экзамена в Российской Федерации и других мероприятий по контролю качества образования с использованием измерительных технологий (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов).
Сайт http://www.fipi.ru
* * *
Слайд 47 С 2014 года варианты ОГЭ по математике формируются
с использованием открытого банка заданий. Использование открытого банка заданий ОГЭ позволит своевременно осуществить диагностику проблемных зон, эффективно выстраивать стратегию и тактику итогового повторения, подготовку к ОГЭ.
Слайд 48Сайт http://www.ctege.info
Открытый банк заданий по математике. Размещены задачи с кратким ответом. Удобный
каталог.
Сайт http://mathege.ru
Авторские ресурсы по математике
Сайт http://alexlarin.net
Слайд 49Сайт http://ege-study.ru
Сайт http://ege-ok.ru
Сайт http://egemaximum.ru
Сайт http://mathus.ru
Сайт http://egetrener.ru
Слайд 65Принцип свободы выбора.
В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно,
предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием – право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.
Принцип открытости.
«Я знаю, что я ничего не знаю», - говорил мудрый грек. Печально то, что ученик не знает главного: ОН НЕ ЗНАЕТ, ЧЕГО ОН НЕ ЗНАЕТ. Весьма смутно представляет сегодня школьник границы своей информированности, границы познания наук. Поэтому необходимо показывать границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами курса.
Слайд 66Принцип деятельности.
Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это
деятельность».
Освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности.
Принцип обратной связи.
Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приёмов обратной связи.
Принцип идеальности (высокого КПД).
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности, уменьшения затрат в процессе образования.
Слайд 67Я надеюсь,
что предложенная система
подготовки к ОГЭ по математике
позволит
учащимся получить
ДОСТОЙНЫЙ
РЕЗУЛЬТАТ