Слайд 1«Русские народные инструменты»
Слайд 2Любой народный музыкальный инструмент – это часть истории этноса. Они способны
раскрыть специфику нравов и обычаев, поведать многое о культуре своего народа. Например, русские народные инструменты обнаруживают богатство русской души, ее яркий творческий нрав. Подтверждение тому – мелодичный характер русской музыки, ее многоголосие.
Слайд 3Виды русских народных инструментов:
Слайд 5«Гусли»
прямоугольные (столообразные) наиболее сложный по конструкции тип русских гуслей в виде
продолговатого плоского ящика с крышкой. Струны у старинных инструментов латунные, а у более современных - стальные; басовые, кроме того, обвиты канителью.
Предок инструмента точно не установлен, но, согласно наиболее распространённой гипотезе они произошли от древнегреческой кифары. Существовало несколько типов гуслей с резонатором различной формы и количеством струн от 5 до 30.
Гусли всех типов (крыловидные, шлемовидные, лироообразные) использовались для аккомпанемента голосу солиста, а музыканты назывались гуслярами.
Слайд 6«Балалайка»
Балалайка стала символом русской культуры. Это трёхструнный щипковый инструмент с треугольной
декой. Первые упоминания инструмента датируются XVII в. но массовое распространение инструмент получил только спустя сотню лет. Классическая балалайка произошла от восточнославянской домры с двумя струнами и округлой декой.
Статус народного инструмента был присвоен ей неспроста. Корень слова балалайка такой же, как в словах балакать или балаболить, которые означают бессодержательный, ненавязчивый разговор. Так и инструмент чаще всего выступал аккомпанементов для досуга русских крестьян.
Применение балалайки в музыкальной жизни народа было весьма разнообразным: на ней исполняли песни и танцы, сопровождали сольное и хоровое пение, ее вводили в состав различных инструментальных ансамблей.
Слайд 7«Домра»
Традиционный славянский щипковый струнный инструмент – прародитель балалайки. Принципиальные отличия от
первой от последней заключаются в конфигурации деки (овальной и треугольной соответственно). Широкое распространение получила в XVI веке, предположительно эволюционировав из монгольских двухструнных щипковых инструментов.
Существуют трёх- и четырёхструнная версия инструмента. Домра считалась инструментом путешествующих скоморохов (игрок на домре - домрачей).
Современная домра была реконструирована в 1896 году В.В. Андреевым.
Играют на ней, как правило, с помощью медиатора.
Домра состоит из грифа с колками в верхней части и из деревянного корпуса со щитом в нижней. Также внизу крепятся струны и протягиваются до колков.
Виды домр: пикколо, малая, меццо-сопрановая, альтовая, теноровая, басовая и контрабасовая. В оркестре русских народных инструментов получили распространение пикколо, малые, альтовые и басовые домры.
Слайд 9«Деревянные ложки»
самый простой, самый колоритный и распространенный инструмент русского народа. Музыкальные
ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоятки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоятки подвешивают бубенцы.
Ложки из разных пород древесины с характерной росписью используется в комплектах от двух до пяти. Наиболее распространён вариант с тремя – две зажаты в левой руке ложкаря, а третьей он ударяет по нижним сторонам черпаков.
Слайд 10«Трещотки»
ударный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши. Впервые трещотки как музыкальный инструмент
описал Квитка.
Состоят трещотки из набора 18 - 20 тонких дощечек длиной 16 - 18 см., соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек.
Использовался инструмент на ярмарках и народных гуляниях для привлечения внимания к тому или иному выступлению.
Слайд 11«Бубен»
музыкальный ударный инструмент в виде неширокой круглой деревянной обечайки, с натянутой
на одной стороне кожаной мембраной. Иногда внутри обечайки подвешиваются бубенчики и колокольцы, а в прорези стенок вставляются бряцающие металлические пластинки.
На Руси бубном назывался любой ударный музыкальный инструмент. Четко выделяется ратный и обрядовый бубен. Именно они послужили основой для бубнов музыкальных, используемых во время выступлений скоморохов и других увеселительных мероприятий.
Слайд 12«Дрова»
Ударный инструмент с говорящим названием дрова «вырос» из обычной вязанки дров.
По принципу действия он схож с ксилофоном. Звук извлекается специальной колотушкой из деревянных пластин. В нижней части каждой пластины выбирается углубление, от глубины которого зависит высота звука. После настройки пластины лакируются и собираются в связку.
Для изготовления дров используется высушенная берёза, ель и клён. Кленовые дрова считаются самыми благозвучными.
Слайд 14«Баян»
Баян – русский народный музыкальный инструмент с баварскими корнями. Конструктивной основой
для него послужила гармоника. Первый инструмент был создан мастером Мирвальдом в 1891 году, а уже в следующем баяны появились и в России. Однако название инструмента впервые упоминается в 1903-м году (до этого он назывался хроматической гармонью).
Это сольный концертный или ансамблевый инструмент. Однако нередко он аккомпанирует и народному досуга на общественных гуляниях или семейных праздниках.
Слайд 15«Аккордеон»
Аккордеон— музыкальный инструмент, ручная гармоника. В русской традиции так принято называть
только инструменты с правой клавиатурой фортепьянного типа (обычно несколько тембровых регистров) — в отличие, например, от баяна. Первый аккордеон запатентовал и дал ему название венский мастер К. Демиан (1829). Ранние модели имели 5—10 кнопок на правой и 2—4 на левой клавиатурах, при смене движения меха извлекались звуки разной высоты.
Слайд 16«Гармошка»
Ручная гармонь пришла в русскую музыкальную культуру вместе с нашествием монголо-татар.
Её прародителем стал китайский инструмент шен. Китайский прародитель прошел долгий путь из Азии в Россию и Европу, но массовую народную любовь гармоника получила после 1830-х годов, после открытия первого производства. Но даже при наличии поставленного производства большую часть инструментов изготавливали народные мастера, что способствовало широкому конструктивному разнообразию.
Гармошка – популярный народный инструмент, который раньше можно было увидеть практически на любом деревенском празднике. гармонь 25 клавиш (кнопки) в мелодии (правая рука) и 25 кнопки в басах или аккомпанементе (левая рука).
Слайд 18«Рожок»
Небольшой мундштуковый духовой инструмент со раструбом на конце ствола и шестью
игровыми отверстиями (одновременно название группы духовых инструментов). Традиционный рожок вырезался из можжевельника, берёзы или клёна. Ансамблевая и танцевальная разновидность инструмента произошли от сигнальных рожков пастухов и воинов, которые аккомпанировали и досугу, и работе.
Первые сведения о рожках, зафиксированные на бумаге, датируются XVII веком, но фактически их начали использовать гораздо раньше. С XVIII века появляются упоминания о рожковых ансамблях.
Слайд 19«Свирель»
Свирель - русский инструмент типа продольной флейты.
Свирель представляет собой простую деревянную
(иногда металлическую) дудку. На одном конце её есть свистковое устройство в виде "клюва", а на середине лицевой стороны вырезаны разное количество игровых отверстий (обычно шесть).
Изготавливается инструмент из крушины, орешника, клёна, ясеня или черёмухи.
Слайд 20«Жалейка»
небольшая трубочка из ивы или бузины, длиной 100 - 150 мм,
в верхний конец которой вставлен пищик с одинарным язычком из камыша или гусиного пера, а на нижний надет раструб из коровьего рога или из бересты. Язычок иногда надрезают на самой трубочке. В стволе имеется от 3 до 7 игровых отверстий, дающих диатонический звукоряд; диапазон зависит от количества отверстий.
Слайд 21«Свистулька»
Свистулька — народный музыкальный инструмент.
Небольшой керамический духовой инструмент – свистулька –
часто снабжался декоративными элементами. Особо популярны были свистульки в виде птиц с декоративной росписью. Предпочитаемые существа и орнаменты часто указывают на регион изготовления инструмента.
Свистульки издают высокие трели. В некоторые виды свистулек заливается вода и тогда трели получаются с переливами. Создавались свистульки как детские игрушки.
Могут изготовляться из глины, дерева и пластмассы.
Слайд 22«Волынка»
Волынка — традиционный музыкальный духовой инструмент многих народов Европы и Азии.
Представляет собой
воздушный резервуар, который, обыкновенно, делается из телячьей или козьей шкуры, снятой целиком, в виде бурдюка, зашитой наглухо и снабженной сверху трубкой для наполнения меха воздухом, с прикрепленными снизу одной, двумя или тремя игральными язычковыми трубками, служащими для создания многоголосия.
Слайд 23«Сурна»
Сурна, иногда называемая сурьмой или сурепкой, делалась обычно из карагача. Звук у
сурны резкий и гнусавый. Употреблялась она либо скоморохами в их буйных, удалых плясках, либо в военном обиходе
Слайд 24Обилие духовых, струнных и ударных инструментов говорит о культурном богатстве древних
русских. Впитывая звуки природы, народ создавал из подручных материалов нехитрые трещотки и свистульки. Каждый ребенок на Руси обладал навыками изготовления и игры на простых музыкальных инструментах. Это было неотъемлемой частью народной культуры и быта со времён Древней Руси. Многие из них используются по сей день в неизменном виде – иные были усовершенствованы и легли в основу народных оркестров.