Слайд 1Тема «Организация и планирование перевозок»
Слайд 2Организация и планирование перевозок
Организация работы внутреннего транспорта включает выбор системы планирования
перевозок, осуществление соответствующих подготовительных работ, установление определенного порядка работы транспортных средств и выполнения погрузо-разгрузочных работ.
Слайд 3Разновидности системы планирования перевозок: по стандартным расписаниям и по заявкам.
Первая разновидность применяется при
достаточно мощных и стабильных грузопотоках, вторая – при эпизодической потребности в транспортных средствах.
При работе транспорта по стандартным расписаниям выявляются рациональные маршруты, разрабатываются стандартные графики движения транспортных средств, определяются порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ, техническое оснащение мест погрузки и выгрузки.
Слайд 4 Для перевозки грузов применяются следующие виды маршрутов: маятниковые, веерные, кольцевые.
При маятниковом маршруте транспортное
средство осуществляет перевозку грузов между двумя определенными пунктами. При веерном маршруте – перевозка грузов осуществляется из нескольких пунктов в один или из одного пункта в несколько. При последовательном обслуживании транспортным средством в течение цикла нескольких пунктов отправления и получения грузов применяется кольцевой маршрут. Выбор того или иного маршрута обосновывается экономическими расчетами.
Слайд 5Графиком работы транспортных средств определяется порядок выполнения погрузо-разгрузочных работ.
При разработке графика работы
транспортных средств предусматривают выполнение подготовительных работ:
порядок обеспечения тарой;
оснащение пунктов приемки и отправления грузов средствами механизации;
закрепление за маршрутами транспортных средств и водителей.
Слайд 6Планирование перевозок состоит из трех этапов:
технико-экономическое планирование;
календарное планирование;
диспетчирование.
Слайд 7Технико-экономическое планирование заключается в составлении календарных годовых или квартальных планов перевозок. Эти
планы включают в себя производственную программу (план перевозок), грузооборот, объем погрузо-разгрузочных работ, необходимое количество транспортных средств и механизмов, численность транспортных рабочих и другие данные, характеризующие работу транспорта в планируемом периоде.
Слайд 8Календарные планы перевозок составляются на более короткие периоды: смену, сутки, месяц. Они
охватывают погрузо-разгрузочные работы, ремонт транспортных средств и путей сообщения. Основным оперативным плановым документом является расписание движения транспортных средств.
Слайд 9Оперативное руководство ходом транспортных работ, контроль за соблюдением расписаний движения транспортных
средств и сменно-суточных планов осуществляет диспетчерская служба транспортного хозяйства. Она же организует выполнение плановых работ. Оперативный учет ведется на основе суточных рапортов о работе транспортных подразделений.
Слайд 10Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
время доставки,
частота отправлений груза,
надежность
соблюдения графика доставки,
способность перевозить разные грузы,
способность доставить груз в любую точку территории,
стоимость перевозки.
Слайд 12ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРАНСПОРТИРОВКИ
1.Экономия за счет масштаба грузоперевозки.
2.Экономия за счет дальности маршрута.
Слайд 131. Экономия за счет масштаба грузоперевозки
Экономия за счет масштаба грузоперевозки происходит
вследствие сокращения транспортных расходов на единицу груза вследствие его укрупнения.
Чем больше партия отправки, т.е. вес одной отправки, тем меньше расходы на единицу груза. Это особенно актуально для железнодорожного и водного транспорта. Данный эффект возникает, когда постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на весь груз (административные расходы, стоимость простоев,погрузка-разгрузка,эксплуатационные расходы и т. д.).
Слайд 142. Экономия за счет дальности маршрута
Экономия за счет дальности маршрута происходит
за счет сокращения стоимости перевозки груза на единицу расстояния.
Причины данного эффекта заключаются в том, что постоянная составляющая стоимости перевозки распределяется на всю транспортную работу. При постоянных объемах тем больше транспортная работа, чем длиннее среднее расстояние перевозок, т.е. дальность маршрута перевозки.
При оперативном управлении транспортировкой, а также при проектировании транспортной составляющей логистической системы следует придерживаться этих двух принципов. Кроме того, следует также учесть влияние на транспортировку следующих экономических факторов.
∙ Плотность груза (чем больше плотность груза, тем ниже себестоимость перевозки).
∙ Укладистость груза (с повышением укладистости груза снижается объем бесполезно перевозимого воздуха).
∙грузопереработка (возможность погрузки-разгрузкив процессе транспортировки, особенности грузоперерабатывающего оборудования в местах перевалки грузов оказывают влияние на стоимость перевозки);
∙ответственность за сохранность груза (чем больше внимания уделяется сохранности груза, тем дороже перевозка): опасность повреждения груза; опасность утраты груза; (опасность порчи скоропортящихся продуктов; опасность воровства; опасность самопроизвольного возгорания; опасность снижения удельной стоимости груза в расчете на килограмм веса;∙рыночные факторы (загруженность и сбалансированность рейсов общественных перевозчиков, объем предложения на рынке
Слайд 16Организация внутренних перевозок
Грузопотоки и грузооборот
Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности
грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени. Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия. Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.
Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период.
Слайд 17Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.5.2).
Таблица 2.5.2
Слайд 18Планово-экономический расчет во внутризаводском планировании транспортировок производится на базе наибольшего суточного
грузооборота Qсут с учетом неравномерности поступления и отправления грузов по формуле
Слайд 19где Qг – годовой грузооборот (из шахматной ведомости), т;
Д – число рабочих дней в
году;
Kн – коэффициент неравномерности перевозок (Kн = 1,1÷3,0).
Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем. Эпюры характеризуют общее перемещение грузов на предприятии, напряженность грузопотоков, их направление. Они также помогают выявить нерациональные встречные перевозки, т.е. перевозки одинакового груза во встречных направлениях.
Слайд 20Построение эпюры, как это показано на рис. 2.5.1, начинается с грузопотока, следующего
в наиболее удаленный от отправителя пункт (в нашем случае вначале откладывается количество груза, следующего из А в Г, затем из Б в Г и т.д.).
Слайд 21Расчет количества транспортных средств
Количество транспортных средств Kтс определяется исходя из объема перевозок и
часовой производительности транспортного средства по формуле
где Q – грузооборот за расчетный период, т;
qч – часовая производительность транспортного средства в течение расчетного периода, ч;
ТТ – время работы транспортного средства в течение планового периода.
Слайд 22Часовая производительность транспортного средства определяется по формуле
где qн – номинальная грузоподъемность транспортного средства,
т;
Kгр – коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства;
Ттр – транспортный цикл, характеризующий затраты времени на погрузку, разгрузку, пробег транспортного средства по маршруту (туда и обратно), мин.
Слайд 23Вопросы для повторения:
Задачи, решаемые транспортной логистикой.
Факторы, влияющие на выбор транспортных средств.
Понятия
грузопотока и грузооборота.
Порядок расчета транспортных средств.
Маршрутизация перевозок.
Планирование перевозок.
Функции грузовых терминалов.
Экономический смысл и состав транспортных тарифов.