Презентация, доклад Лежит на ладони серебряный век

Содержание

Существует античный греческий миф о пяти веках: Овидий их описал так: век золотой, век серебряный, век медный, век железный. И это относилось и к культуре определенных периодов, и к поэзии в том числе. В русской поэзии

Слайд 1«ЛЕЖИТ НА ЛАДОНИ СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК» (Е. Пчелкина)
Заседание литературной гостиной.
Библиотека МБОУ «СШ

№14»
Г. Евпатория.
Педагог – библиотекарь Жаплова Ж.А.
«ЛЕЖИТ НА ЛАДОНИ СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»  (Е. Пчелкина)Заседание литературной гостиной.Библиотека МБОУ «СШ №14» Г. Евпатория.Педагог – библиотекарь

Слайд 2Существует античный греческий миф о пяти веках: Овидий их описал так:

век золотой, век серебряный, век медный, век железный. И это относилось и к культуре определенных периодов, и к поэзии в том числе.
В русской поэзии к золотому веку относились Пушкин, Некрасов, Карамзин, Баратынский и др.
Существует античный греческий миф о пяти веках: Овидий их описал так: век золотой, век серебряный, век медный,

Слайд 4Серебряный век — второй период расцвета русской поэзии после Золотого века

(начало XIX века), пришедшийся на 1890-е — 1920-е годы. Серебряный век отмечен появлением множества литературных течений, творческих объединений, реформой поэтического русского языка
Серебряный век — второй период расцвета русской поэзии после Золотого века (начало XIX века), пришедшийся на 1890-е

Слайд 5«Серебряный век – это образ мышления.»Н. Бердяев
«Сейчас с трудом представляют себе

атмосферу того времени, — писал о Серебряном веке Николай Бердяев в своей «философской автобиографии» «Самопознание». — Многое из творческого подъёма того времени вошло в дальнейшее развитие русской культуры и сейчас есть достояние всех русских культурных людей. Но тогда было опьянение творческим подъёмом, новизна, напряжённость, борьба, вызов. В эти годы России было послано много даров. Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувственности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни, видели новые зори, соединяли чувство заката и гибели с надеждой на преображение жизни. Но всё происходило в довольно замкнутом кругу...»
«Серебряный век – это образ мышления.»Н. Бердяев«Сейчас с трудом представляют себе атмосферу того времени, — писал о

Слайд 7Поэтическое течение: символизм


Первое и самое значительное из модернистских течений в

России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа. Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.). В 1900-е годы в символизм влились новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм». «Старших» и «младших» символистов разделял не столько возраст, сколько разница мироощущений и направленность творчества.

Поэтическое течение: символизм Первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по

Слайд 8Поэтическое течение: акмеизм

Акмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет,

зрелость, вершина, остриё) — одно из модернистских течений в русской поэзии 1910-х годов, сформировавшееся как реакция на крайности символизма.

Преодолевая пристрастие символистов к «сверхреальному», многозначности и текучести образов, усложненной метафоричности, акмеисты стремились к чувственной пластически-вещной ясности образа и точности, чеканности поэтического слова. Их «земная» поэзия склонна к камерности, эстетизму и поэтизации чувств первозданного человека. Для акмеизма была характерна крайняя аполитичность, полное равнодушие к злободневным проблемам современности.

Поэтическое течение: акмеизмАкмеизм (от греч. akme — высшая степень чего-либо, расцвет, зрелость, вершина, остриё) — одно из

Слайд 9Поэтическое течение: футуризм

Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название

художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесенное с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия, а главным идеологом итальянского и мирового футуризма стал известный литератор Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944), выступивший 20 февраля 1909 года на страницах субботнего номера парижской газеты «Фигаро» с первым «Манифестом футуризма», в котором была заявлена «антикультурная, антиэстетическая и антифилософская» его направленность.

В принципе, любое модернистское течение в искусстве утверждало себя путем отказа от старых норм, канонов, традиций. Однако футуризм отличался в этом плане крайне экстремистской направленностью. Это течение претендовало на построение нового искусства — «искусства будущего», выступая под лозунгом нигилистического отрицания всего предшествующего художественного опыта. Маринетти провозгласил «всемирно историческую задачу футуризма», которая заключалась в том, чтобы «ежедневно плевать на алтарь искусства».

Поэтическое течение: футуризмФутуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала

Слайд 10Топ-5 поэтов серебряного века

Топ-5 поэтов серебряного века

Слайд 11Трудно выделить отдельных поэтов, застолбив за кем-то звание «лучшего», а остальным,

раздав лавры свиты. Каждый из поэтов был гениален по своему и, конечно, каждый втайне считал себя лучшим. Конкуренция на поэтическом олимпе была сродни настоящей войне. Игорь Северянин и Владимир Маяковский боролись за звание «короля поэзии», устраивая публичные скандалы. Анна Ахматова открыто позволяла себе высказывания в адрес Марины Цветаевой: «белокурая кукла». Иногда неприятие доходило до открытого противостояния, как это было в дуэли между Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным.

Понимая всю трудность выбора меж практически равными по силе таланта и столь непохожими в его реализации поэтами, все же выделим пятерых, без которых Серебряный век в поэзии мог бы и не состояться.

Именно они были лидерами и идолами поэтических кружков, а их стихи до сих пор перепечатываются, да что уж там, переписываются от руки влюбленными и мечтательными подростками.


Трудно выделить отдельных поэтов, застолбив за кем-то звание «лучшего», а остальным, раздав лавры свиты. Каждый из поэтов

Слайд 12 5 место. Сергей Есенин
Сергея Есенина часто называют самым русским из поэтов.

Рассказывать о жизни этого поэта в нескольких строчках — неблагодарное занятие. Тем более что о судьбе Сергея Есенина сказано и написано очень много. От хвалебных саг до острых критических статей.

Как бы там ни было, именно со стихов Есенина, у «юношей с взором горящим» и девушек начинается увлеченность Серебряным веком. Его стихи охотно учат в школе и напевают на мотив дворовых романсов. Сам образ златовласого поэта, легко меняющего рубахи на английский смокинг, напивающегося вдрызг в кабаках, очаровывающего самых красивых женщин, до сих остается привлекательным и понятным.

У критиков же есенинские стихи вызывают много вопросов. В них находят и языковые несоответствия, и ошибки синтаксиса, и чужие рифмы и обороты. Можно согласиться с тем, что хотя Есенин и был одним из основателей имажинизма, он не создал поэзии нового типа. Он просто набрал на струнах души знакомые всем с детства звуки, но сделал это с такой чистотой, с такой искренностью, что хочется их слышать вновь и вновь.

5 место. Сергей Есенин  Сергея Есенина часто называют самым русским из поэтов. Рассказывать о

Слайд 131895 год, 21 сентября (4 октября) – Родился Сергей Есенин.

1904 –

Есенина отдают на обучение в Константиновское земское училище, а затем церковно-учительскую школу в городе Спас-Клепики.

1912 – Есенин переехал в Москву.


1914, 21 декабря – Рождение первого сына Сергея Есенина Юрия.

1914 – Первая публикация стихотворений в газете "Новь" и журналах "Парус", "Заря".

1915, весна – Есенин переезжает в Петроград, где знакомится с Н.А. Клюевым, З.Н.Гиппиус, Д.С. Мережковским, А.А. Блоком.

1916 – Первый сборник стихов "Радуница".

1916 – Есенин призывается в армию.

.

1918 – В Петрограде выходит вторая книга стихов Есенина "Голубень", затем "Преображение".

1919 – Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов.


.

.

1920 – Поэмы "Русь уходящая", "Песнь о великом походе", "Русь советская", "Анна Снегина", "Черный человек"; драматические поэмы "Пугачев" и "Страна негодяев".

1920 – Выходит сборник стихов "Москва кабацкая".


1921, 3 октября – Знакомство с Айседорой Дункан.

1922 – Есенин и Дункан сочетались браком.

1922-1923 – Есенин и Айседора совершают длительную поездку по Западной Европе и США.

1923 – Они разошлись.

1924-1925 – Есенин путешествует по Закавказью;

выходит сборник "Персидские мотивы", стихотворения "Русь уходящая", "Письмо к женщине", "Письмо матери", "Стансы".

1925 – Знакомство с Софьей Толстой.

1925, 27 февраля – Есенин пишет свое последнее стихотворение "До свиданья друг мой, до свиданья… ".

1925, 28 февраля – в гостинице "Англетер" Сергея Есенина убили спецслужбы, инсценировав самоубийство


Подробнее: https://obrazovaka.ru/essay/esenin/hronologicheskaya-tablitsa-esenina#ixzz621z3xXrZ

1895 год, 21 сентября (4 октября) – Родился Сергей Есенин.1904 – Есенина отдают на обучение в Константиновское

Слайд 144 место. Игорь Северянин (Игорь Лотарев)
Его слава, как сам он пишет,

началась со скандальной рецензии Льва Толстого, которого возмутили открыто эротические метафоры стихов Северянина. Молодого поэта начали приглашать в столичные салоны, где он быстро нашел не только почитателей таланта, но и верных соратников. Его талант и несомненная харизма поставили его во главе кружка эгофутуристов, на плечах которых он и был коронован в знаменитом поэтическом поединке с Владимиром Маяковским.

Сегодня Игорь Северянин не так популярен, как другие поэты из нашего топа. Однако его стихи, несомненно, остаются оригинальным творением русского Серебряного века. В конце своей жизни, которая пришлась на страшные 30-е годы, он написал, что больше нет читателей, которым нужны настоящие стихи. Возможно, сегодня нам предстоит вновь открыть для себя этого удивительного поэта, единственного, кто может хоть и с долей ироний, но при этом с полным основанием назвать себя «королем поэтов».
4 место. Игорь Северянин (Игорь Лотарев)Его слава, как сам он пишет, началась со скандальной рецензии Льва Толстого,

Слайд 15 3-е место Анна Ахматова и Николай Гумилев
Конечно, жена превзошла по таланту

своего мужа. Превзошла она его и по количеству страданий, выпавших на ее долю. Но разделить этих двух людей даже в таком несерьезном топе, как наш — рука не поднимается.

Поэзия и проза Николая Гумилева находится в очень узкой сфере Серебряного века, тогда как Ахматова является практически центром его притяжения. По ней одной можно было бы реконструировать серебряный век — от блестящего начала до трагического конца.

Кроме того, что она была одной из самых сильных представительниц поэтического акмеизма, стала еще и той нитью, которая связала Серебряный век с русской поэзией середины 20 века. С ней общался Борис Пастернак, а Иосиф Бродский так просто боготворил эту женщину.

Стихи Ахматовой нельзя назвать женскими, а ее саму назвать поэтессой. Хотя ее лирика бывает глубоко женской, в ней всегда чувствуется что-то большее, чем просто переживание тоскующей героини. Это мощная, природная сила, не знающая ограничений полов и времен.


3-е место Анна Ахматова и Николай Гумилев Конечно, жена превзошла по таланту своего мужа. Превзошла она

Слайд 172 место. Владимир Маяковский

Этого поэта невозможно спутать ни с одним другим.

Ни по его стихам, которые, кажется, разрезают гладь бумаги графикой строк, ни по его жизненному пути, похожему на гибель не Титаника, а Титана.

В отличие от многих современников по серебряному веку, он с радостью встретил новую власть. Его стихи, которые раньше сочетались разве что с дурно выглядящей желтой кофтой на литературных вечеринках, стали официальной лирикой нового строя.

Однако за всей этой политикой, надо обязательно увидеть колоссальный поэтический талант Маяковского, который не смог вместиться в рамки классического стихосложения. Он раздвинул границы того, как должна выглядеть поэзия, как должна звучать поэзия, оставив неизменным только то, как должна пониматься поэзия. Пониматься она должно по-прежнему сердцем.

2 место. Владимир Маяковский  Этого поэта невозможно спутать ни с одним другим. Ни по его стихам,

Слайд 181 место. Александр Блок

Наверное, нет людей, которые скажут «мне не нравятся

стихи Блока». Хотя таких «критиков» много у всех остальных, означенных в нашем списке. Гений Блока безусловен.

Сам Блок производил впечатление холодного человека, и стихи его кажутся скорее холодными, почти стальными. Действительно, этот человек писал так, как жил. И жил так, как писал. Другое дело, что многим из нас его жизнь была бы непонятна.

Мотивы его стихов аналогичны мотивам других поэтов Серебряного века: мистика, разрушенная любовь, прожигание жизни, бессмысленность бытия, революция. Однако в каждой из этих тем он создал творение, превосходящее по гениальности стихотворение любого другого поэта: «12», «Незнакомка», «Фабрика», «Я пригвожден к трактирной полке», «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека»…

Автор этих стихотворений может быть во главе любого поэтического топа, не заботясь о том, с кем соседствует.

1 место. Александр Блок Наверное, нет людей, которые скажут «мне не нравятся стихи Блока». Хотя таких «критиков»

Слайд 19ИРИНА ОДОЕВЦЕВА. "ПОСЛЕДНЯЯ ИЗ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА"


Весной 1987 года, вернулась из эмиграции

Ирина Одоевцева, «последняя из Серебряного века», поэтесса, прозаик и мемуарист, 65 лет прожившая во Франции. В возрасте 92 лет она снялась с места и прилетела в город своей юности. Уезжая из Петербурга в 1922-м, Одоевцева предвидела:
«такой счастливой, как здесь, на берегах Невы, я уже нигде и никогда не буду».
«Кто из посещавших тогда петербургские литературные собрания не помнит на эстраде стройную, белокурую, юную женщину, почти что еще девочку с огромным черным бантом в волосах, нараспев, весело и торопливо, слегка грассируя, читающую стихи, заставляя улыбаться всех без исключения, даже людей, от улыбки в те годы отвыкших», — вспоминал поэт Георгий Адамович.

Нет, я не буду знаменита,
Меня не увенчает слава,
Я, как на сан архимандрита,
На это не имею права.
Ни Гумилев, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я маленькая поэтесса
С огромным бантом.




Ирина Владимировна Одоевцева умерла в Петербурге 14 октября 1990 года. И Серебряный век окончательно остался в прошлом.

ИРИНА ОДОЕВЦЕВА.

Слайд 21Максимилиа́н Алекса́ндрович Воло́шин (фамилия при рождении — Кирие́нко-Воло́шин; 16 [28] мая

1877, Киев, Российская империя — 11 августа 1932, Коктебель, Крымская АССР, СССР) — русский и советский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик.
Максимилиа́н Алекса́ндрович Воло́шин (фамилия при рождении — Кирие́нко-Воло́шин; 16 [28] мая 1877, Киев, Российская империя — 11

Слайд 22В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в

Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии — Дом творчества Литфонда СССР).

6.5 мин.

В 1924 году с одобрения Наркомпроса Волошин превратил свой дом в Коктебеле в бесплатный дом творчества (впоследствии

Слайд 24Ответы Максимилиана Волошина на вопросы «тургеневской» анкеты 20 апреля 1898 года

1.

Ваша любимая добродетель? – Самопожертвование и прилежание.

2. Любимое качество у мужчины? – Женственность.

3. Любимое качество у женщины? – Мужество.

4. Ваше любимое занятие - Путешествие и разговор вдвоем.

5. Отличительная черта Вашего характера?- Разбросанность.

6. Как Вы представляете себе счастие? – Владеть толпой.

7. Как Вы представляете себе несчастие? – Потерять веру в себя.

8. Ваши любимые цвета и цветы? – Голубой, ландыш.

9. Если бы Вы были не Вы, чем бы Вы желали бы быть? – Пешковским.

10. Где бы Вы предпочли жить?- Где меня нет.

11. Кто Ваши любимые прозаики? – Диккенс, Достоевский.

Ответы Максимилиана Волошина на вопросы «тургеневской» анкеты 20 апреля 1898 года1. Ваша любимая добродетель? – Самопожертвование и

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть