Слайд 1Подготовила
Сафутина И.В.
КУЛЬТУРА
ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
(КАК ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЗВЕНО БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ)
Слайд 2Характеристика современного выпускника
Образовательная мобильность;
способность к инновационной организации деятельности;
способность к
мобилизации различных ресурсов для реализации образовательных и профессиональных целей;
способность к самостоятельной постановке и реализации жизненных и профессиональных задач;
способность к выстраиванию продуктивной коммуникации с людьми, разными по статусу и профессиональной принадлежности.
Слайд 3Все эти характеристики достигаются путём формирования у одарённых учащихся
культуры жизненного
самоопределения
(как части формирования базовой культуры личности)
Слайд 4Олег Семёнович Газман – педагог, разработчик «педагогики поддержки» определил «воспитание» как
Социализация
способствует усвоению ребёнком принятых в обществе ценностей,
норм и способов поведения
Индивидуализация
способствует становлению индивидуальности, неповторимости ребёнка
Слайд 5Цель «воспитания»
по О.С. Газману
Слайд 6Базовая культура личности одарённых детей
– это необходимый минимум общих способностей человека,
его ценностных представлений и качеств, без которых невозможна как социализация, так и оптимальное развитие генетически задуманных дарований личности.
Слайд 7Центральное звено базовой культуры личности:
Культура жизненного самоопределения
Слайд 8«Без знания того, что я такое и зачем я здесь, нельзя
жить»
Л.Н.Толстой.
Слайд 9Культура жизненного самоопределения
Осознание себя как субъекта собственной жизни, умеющего принимать
решения и нести ответственность за свои действия и поступки.
Предполагает самостоятельность, позиционную определенность, программу действий для её воплощения
Слайд 10Сферы жизненного самоопределения
Человек
Общество
Природа
Интегративные
продукты чел.
деятельности
(ноосфера)
Слайд 11Сфера «Человек»
Самоопределение в понимании человеческого в человеке,
ценности человеческой жизни
Слайд 12Самоопределение в сфере
«Общество»
Происходит через освоение таких ценностей как «Родина», «семья»,
«народ», «труд», «гражданская позиция»
Слайд 13Сфера «Человек и природа»
Осознание себя как части природы и через
природосообразное совершенствование себя, понимание ответственности в процессе освоения и преобразования природы
Слайд 14«Ноосфера»
Сфера самоопределения , которая предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов
научно-технического прогресса,
Гражданское отношение к историческим, духовным и нравственным завоеваниям народа
Слайд 15Пути формирования культуры жизненного самоопределения:
Формирование готовности личности к выбору своего трудового,
профессионального пути;
Формирование осознания собственных интересов, индивидуальных психологических особенностей своей личности.
Слайд 16Культура жизненного самоопределения складывается из
Системы усвоенных жизненных ценностей
Формирующегося мировоззрения
Слайд 17Мировоззрение
знания
взгляды
убеждения
Слайд 18Этапы формирования смысложизненных ориентаций у одаренных детей:
познание материальных и духовных ценностей
общества, нации, цивилизации (жизнь, здоровье, добро, истина, красота);
сознание ведущего значения ценностей в собственной жизни, жизни семьи и общества как культурно-нравственных ориентиров;
установка целей саморазвития, самосовершенствования, самореализации, самоопределения, самоосуществления;
оформление и реализация Я-концептов (Я-дочь, Я-подруга, Я-гражданин и т. д.), которые складываются в положительную Я-концепцию.
Слайд 19Обретение жизненного самоопределения
самонаблюдение
Самопознание: самоанализ
самооценка
Слайд 20Задачи педагогов:
предоставить гимназисту возможность для самоутверждения своей личности, для уважения
своего человеческого достоинства;
помочь овладеть такими способами самоутверждения своей личности, которые бы не ущемляли интересов других, то есть научить его действовать с соблюдением нравственных законов, принятых в человеческом обществе.
Слайд 21Стратегическое направление педагогической работы – сделать для ребенка престижной сферу
нравственного
самоутверждения.
Результатом нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях личности, ее поведении в целом, основанном на нравственных эталонах и нормах.
Слайд 22Самоопределение, самореализация, самоорганизация, самореабилитация
являются важнейшими компонентами саморазвития личности и становятся основными
направлениями педагогической работы.
Слайд 23Трудности профессионального самоопределения
одаренных детей
обусловлены недостаточной сформированностью у них навыков саморегуляции;
значительными трудностями личностного развития, выражающимися в проблемах общения со сверстниками;
недостаточным уровнем креативности в связи с рано сформированным настроем на накопление и переработку знаний
Слайд 24Трудности профессионального самоопределения
одаренных детей
Опережающее развитие интеллектуальной сферы по сравнению с
социально -эмоциональным развитием нередко приводит к тому, что одарённый ребёнок гораздо раньше определяется в профессиональном отношении, чем его ровесники. Однако, повзрослев, он может пересмотреть свои профессиональные интересы.
Слайд 25Профессиональное самоопределение
Можно использовать в работе с учащимися по профессиональному самоопределению методику
«Профиль» (модификация методики А.Е. Голомштока «Карта интересов») (Г.В. Рязапкина);
методику «Определение типа будущей профессии» (Е.А. Климов);
опросник «Психологическая готовность к профессиональному самоопределению» (И.С. Арон).
Слайд 26Вывод: КУЛЬТУРА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ
Формируется при помощи педагогов
Обретение смысла собственной
жизни детьми складывается в процессе понимания ценности жизни всего живого и каждого человека, освоения знаний, которые выработало человечество, развития своих способностей и склонностей, развития потребности в самореализации, самоактуализации, обретения профессии, отвечающей способностям и интересам личности.
Слайд 27Список использованной литературы:
1. Бабаева Ю.Д. Организация психологического сопровождения одарённых подростков в
процессе их профессионального самоопределения: Методические рекомендации / Ю.Д. Бабаева, В.В. Белоусова, Л.В. Попова. - М.: МГППУ, 2010. - 77 с.
2. Клочко В.Е. Проблема одарённости: трансспективный анализ тенденций развития // Теоретическая и экспериментальная психология. - 2012. - №3. - С. 67-77.
3. Лейтес Н.С. Возрастная одарённость школьников: Учебное пособие для студ. пед. вузов. - М.: Academia, 2000. - 320 с.
4. Одарённые дети / Общ. ред. Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. - М.: Прогресс, 1991. - 376 с.
5. Савенков А.И. Психология детской одарённости. - М.: Генезис, 2010. - 440 с.
6. Юркевич В.С. Одарённый ребёнок. Иллюзии и реальность. - М.: Просвещение; Учебная литература, 1996. -136 с.