Презентация, доклад лекции на тему Внутрибольничная инфекция

Содержание

План лекции  1. Масштаб проблемы ВБИ.2. Способы передачи инфекции в медицинском учреждении.3. Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.4. Группы риска ВБИ.5. Резервуары возбудителей.

Слайд 1Внутрибольничная инфекция



Внутрибольничная инфекция

Слайд 2План лекции
 
1. Масштаб проблемы ВБИ.
2. Способы передачи инфекции в медицинском учреждении.
3.

Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина к инфекции.
4. Группы риска ВБИ.
5. Резервуары возбудителей.

План лекции  1. Масштаб проблемы ВБИ.2. Способы передачи инфекции в медицинском учреждении.3. Факторы, влияющие на восприимчивость хозяина

Слайд 3Внутрибольничная инфекция (ВБИ)
– это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое

поражает больного в результате его поступления в больницу или обращение в нее за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении.


Внутрибольничная инфекция (ВБИ) – это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления

Слайд 5
Искусственно сформировался мощный механизм передачи возбудителей инфекций, связанный с инвазивными вмешательствами,

лечебными и диагностическими процедурами, использованием медицинской аппаратуры.
Активизировался естественный путь передачи возбудителей инфекционных болезней, особенно воздушно-капельный и контактно-бытовой в условиях тесного общения пациентов и медицинского персонала ЛПУ.
Широкое использование для диагностики и лечения сложной техники приводит к травмированию кожного покрова и слизистых оболочек, формируя «ворота» для возбудителей инфекции. В связи с этим требуются особые методы стерилизации, а они часто отсутствуют.
Некоторые медицинские работники всё ещё рассматривают ВБИ (пневмония, пиелонефрит, воспалительные заболевания кожи и подкожного жирового слоя, в том числе постинъекционные инфильтраты) как неинфекционную патологию. Это приводит к несвоевременным профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям.


Искусственно сформировался мощный механизм передачи возбудителей инфекций, связанный с инвазивными вмешательствами, лечебными и диагностическими процедурами, использованием медицинской

Слайд 6 В структуре ВБИ ведущее место — 75—80%, особенно в крупных го­родах,

занимают гнойно-септические инфекции (ГСИ). Основные пути их передачи — контактный и воздушно-капельный (аэрозольный).

Факторы риска возникновения ГСИ:
• увеличение среди сотрудников числа носителей видов микро­организмов резистентного типа;
• формирование госпитальных штаммов;
• увеличение обсеменённости воздуха, окружающих предметов и рук персонала;
• диагностические и лечебные манипуляции;
• несоблюдение правил размещения пациентов;
• несоблюдение правил инфекционной безопасности при уходе за больными.


В структуре ВБИ ведущее место — 75—80%, особенно в крупных го­родах, занимают гнойно-септические инфекции (ГСИ). Основные

Слайд 7 Среди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связано с медицинскими

вмешательствами. В частности, это постинъекционные осложнения (инфильтраты, абсцессы, флегмоны). Инъекции способствуют передаче ВИЧ и вирусов гепатита В, С, О. Так, в Элисте и соседних городах в 1988г. был зарегистрирован первичный очаг ВИЧ — около 250 инфицированных. Увеличение числа ВИЧ-инфицированных, в том числе среди медицинского персонала, повышает риск передачи этой инфекции во время диагностических и лечебных процедур.
Среди заболеваний, относящихся к ВБИ, большинство связано с медицинскими вмешательствами. В частности, это постинъекционные осложнения

Слайд 8 Вирусные гепатиты составляют 6—7% в общей структуре ВБИ. При росте заболеваемости

гепатитом В риск инфицирования в ЛПУ увеличивается.
Вирусные гепатиты составляют 6—7% в общей структуре ВБИ. При росте заболеваемости гепатитом В риск инфицирования в ЛПУ

Слайд 9 У медицинского персонала

кишечные инфекции обнаруживают в 7-12%, из них сальмонеллёз — в 80%. Доказано, что в 7-9% сальмонеллёз имеет внутрибольничный характер распространения.

Слайд 10 Исследователи отмечают, что медицинский персонал является основным резервуаром инфекции, за счет

которого обеспечивается циркуляция и сохранение возбудителя, вызывающего формирование стойких очагов сальмонеллёза в ЛПУ.
Исследователи отмечают, что медицинский персонал является основным резервуаром инфекции, за счет которого обеспечивается циркуляция и сохранение

Слайд 11 Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту

происходит так же, как и от него к персоналу. В частности, через руки персонала передаются: золотистый стафилококк, эпидермальный стафилококк, стрептококк А , энтерококк, эшерихии, клебсиелла, энтеробактер, протей, сальмонелла, синегнойная палочка, анаэробные бактерии, дрожжеподобные грибы, вирусы простого герпеса, полиомиелита, гепатита А. В связи с этим следует помнить, что мытьё рук — основная мера профилактики ВБИ.

Передача патогенных микроорганизмов от пациента к пациенту происходит так же, как и от

Слайд 13 Для возникновения ВБИ необходимо наличие всех звеньев

инфекционного процесса.

Инфекционный процесс (инфекция) – процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных условиях внешней и внутренней среды, включающий в себя развивающиеся патологические защитно-приспособительные реакции.

Для возникновения ВБИ необходимо наличие всех звеньев инфекционного процесса.  Инфекционный

Слайд 141. Инфекционный агент: бактерии, грибки, вирусы, риккетсии,

простейшие, гельминты.

Цепочка инфекционного процесса

2. Резервуары: люди, оборудование, вода.

6. Восприимчивый хозяин: возраст, иммунный фактор, хроническая болезнь, недостаточное питание, операция, ожоги, антибиотики, инвазивные процедуры, химиотерапия.

5. Ворота входа: дыхательные пути, пищеварительный тракт, мочеполовые пути, кожные (слизистые) оболочки, кровь.

3. Ворота выхода: дыхательные пути, пищеварительный тракт, мочеполовые пути, кожные (слизистые) оболочки, кровь.

4. Способ передачи: контакт (прямой, косвенный), воздушно-капельный, трансмиссивный.

1. Инфекционный агент:     бактерии, грибки, вирусы, риккетсии, простейшие, гельминты.  Цепочка инфекционного процесса

Слайд 15 Способы разрушения звеньев цепочки инфекционного процесса
Быстрая

и точная идентификация организмов.
Здоровье работника, медико-санитарное состояние рабочей среды, дезинфекция, стерилизация.
Гигиена рук, контроль за экскрециями и секрециями, утилизация отходов.
Изоляция источника, обработка продуктов питания, регулирование подачи воздуха, стандартные меры предосторожности, стерилизация, гигиена рук.
Гигиена ран, гигиена катетеров, асептические мероприятия.
Выявление пациентов с высокой степенью риска, лечение основных заболеваний.

Способы разрушения звеньев

Слайд 16Основной путь профилактики ВБИ – разрушение цепочки инфекции.





Основной путь профилактики ВБИ – разрушение цепочки инфекции.

Слайд 17В словарик!
Асептика – комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в

рану или организм в целом.
Антисептика – комплекс мероприятий, направленный на максимальное уничтожение микробов в ране, или организме в целом.
Внутрибольничная инфекция (ВБИ) – это любое клинически распознаваемое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращение в нее за лечебной помощью, или инфекционное заболевание сотрудника вследствие его работы в данном учреждении.
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека, вызывающий разрушение иммунной системы.
Инфекционный процесс (инфекция) – процесс взаимодействия возбудителя и макроорганизма в определенных условиях внешней и внутренней среды, включающий в себя развивающиеся патологические защитно-приспособительные реакции.
Инвазивные процедуры – манипуляции, при которых нарушается целостность кожи и слизистых.
Иммунодефицит – состояние, при котором иммунная система не может защищать организм в результате повышенной восприимчивости к различным инфекциям и онкологическим заболеваниям.
Иммунная система – система, объединяющая лимфатическую систему с костным мозгом, вилочковой железой, селезенкой, миндалинами, аппендиксом, аденоидами, лимфатическими узлами, кровеносными сосудами, и реагирующая на воздействие бактерий, вирусов, паразитов и вредных веществ.
Инфицирование – присутствие патогенных микроорганизмов в различных субстанциях и на предметах внешней среды.
Патогенный микроорганизм – вид возбудителя, вызывающий развитие инфекционного процесса.
Патогенность – закрепленная генетически потенциальная способность микроорганизма данного вида вызывать определенное инфекционное заболевание.

В словарик!Асептика – комплекс мероприятий, направленный на предупреждение попадания микроорганизмов в рану или организм в целом.Антисептика –

Слайд 18



Способы передачи инфекции

Способы передачи инфекции

Слайд 19
Способы передачи некоторых распространенных возбудителей

Способы передачи некоторых распространенных возбудителей

Слайд 20
Домашнее задание:
Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:
Обязательный компонент (0,3 часа):
Повторение и закрепление

изученного материала с использованием конспекта лекции, учебника (стр. 8 – 12), работа с тестовыми заданиями.
Творческий компонент по выбору студента (0,7 часа):
Разработка творческих заданий: подготовить демонстрационный материал (санбюллетень, книжку-раскладку, листовку, брошюру, презентацию в электронном виде и т.п.) для проведения санитарно-просветительской работы среди населения по теме: «Безопасная окружающая среда и здоровье», «Болезни грязных рук»; «Ответственность за свое здоровье – девиз «продвинутого» молодого поколения».
Подготовка текстов бесед, демонстрационного материала и памяток (санбюллетень, книжку-раскладку, листовку, брошюру, презентацию в электронном виде и т.п.) для проведения санитарно-просветительской работы среди населения в рамках УИРС по теме с использованием информационно-коммуникационных технологий: «Правила инфекционной безопасности пациента в стационаре»; «Карантин в стационаре – его цель»; «Как передаются воздушно-капельные инфекции и как их избежать»; «Инфекционная угроза пациенту в стационаре»; «Вы – пациент. Какую угрозу Вы несете окружающим, если заболели в стационаре воздушно-капельной инфекцией?».
Литература:
основная – Мухина С.А., Тарновская И.И. Учебное пособие для медицинских училищ и колледжей «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2-е издание, Москва «ГЭОТАР – Медиа» 2014г.
дополнительная – УМП «Сборник организационно-методических материалов для студентов по ПМ.04 (ПМ.07) №2».
Домашнее задание: Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:Обязательный компонент (0,3 часа):Повторение и закрепление изученного материала с использованием конспекта лекции,

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть