Слайд 1СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ФГОС ООО
Подготовил: Чежидова Ю.В.
Учитель английского
языка МБОУ СШ № 3 г.Павлово
2016 год
Слайд 2
Новая школа –
«это новые учителя,
открытые ко всему новому, понимающие
детскую психологию
и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет…»
Слайд 3Современный ученик –
кто он?
Ученик – субъект (хозяин своей деятельности
)
САМ ставит цели
САМ решает задачи урока
САМ делает выводы
«Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом
и давал для него материал»
(К.Д. Ушинский)
Слайд 4Современный учитель -
кто он?
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся
учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет».
(Уильям Уорд)
Слайд 5 Точно и чётко формулирует задания
Не даёт новое знание
в готовом виде
• Не повторяет задания два раза
• Не комментирует ответы учеников и не исправляет их, предлагает это сделать самим ученикам
• Не повторяет то, что сказали ученики
• Предугадывает затруднения учеников и меняет задание по ходу урока, если дети не смогли выполнить его с первого раза
• Подбирает комплексное задание
Слайд 6
ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ
Субъективизация образовательного процесса (ученик- равноправный участник образовательного процесса наряду
с учителем)
Метапредметность (формирование и развитие универсальных способностей учащихся)
Деятельностный подход (знания не преподносятся ученику в готовом виде, а добываются в ходе поисковой и исследовательской деятельности)
Коммуникативность образовательного процесса (взаимодействие учащихся на уроке, обмен информацией)
Рефлексивность (учащийся ставится в ситуацию, когда ему необходимо проанализировать свою деятельность в ходе урока)
Импровизационность образовательного процесса (учитель должен быть готов к изменению и коррекции хода урока в процессе его проведения)
Слайд 7СИСТЕМА УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ (УУД).
Слайд 8Коммуникативные (обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать
и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу, эффективно сотрудничать как со взрослыми так и друг с другом. )
Регулятивные (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования. )
Личностные (позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей? самого себя и своего будущего.)
Познавательные (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач. )
Слайд 9ТИПЫ УРОКОВ ПО ФГОС
1. уроки «открытия» нового знания
2. уроки
общеметодологической направленности
3. уроки развивающего контроля
4. уроки рефлексии
Слайд 10УРОКИ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ
Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых
способов действия.
Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Имеют следующую структуру:
1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап выявления места и причины затруднения;
4) этап построения проекта выхода из затруднения;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке .
Слайд 11УРОК ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
Деятелъностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей
к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно - методических линий курсов; формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему; о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
Слайд 12УРОК РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной
функции.
Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:
предъявление контролируемого варианта;
наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;
сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;
критериальную оценку результата сопоставления.
Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:
написание учащимися варианта контрольной работы;
сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;
оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.
Слайд 13УРОК РЕФЛЕКСИИ
Деятелъностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа
и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Имеют следующую структуру:
этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
этап актуализации и пробного учебного действия;
этап локализации индивидульных затруднений;
этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
этап реализации построенного проекта;
этап обобщения затруднений во внешней речи;
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап включения в систему знаний и повторения;
этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Слайд 14
Важнейшая задача
современной системы образования
–
«научить учиться»
Что такое обучение?
Обучение - целенаправленное взаимодействие учителя и ученика в ходе образования.
Взаимодействие учителя и ученика может пройти только через целеполагание.
Целеполагание – самая важная часть конструирования урока, планируя урок, необходимо идти от цели, а не от содержания.
Цели должны быть:
Диагностируемые
Конкретные
Понятные
Осознанные
Описывающие желаемый результат
Реальные
Побудительные
Точные . Цель не должна иметь расплывчатые формулировки.
Слайд 15СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА:
•Мобилизационный этап
(включение ученика в активную интеллектуальную деятельность)
Целеполагание
(формулирование целей урока по схеме: вспомнить-узнать-научиться)
• Момент осознания недостаточности знаний
(объяснение нового материала)
• Коммуникация
• Взаимопроверка и взаимоконтроль
• Рефлексия
Слайд 16ПРИЁМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
НА УРОКАХ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:
• «Тема-вопрос»
• «Работа
над понятием»
• «Исключение»
• «Домысливание»
• «Моделирование жизненных ситуаций»
• «Группировка»
• «Собери слово»
• «Проблемная ситуация»
• «Проблема предыдущего урока»
Слайд 18МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ:
Метод активного обучения
(деловые игры, ролевые
игры)
Метод проблемного обучения
(беседа, проблемная лекция, проблемный семинар)
Метод активации творческого мышления (мозговой штурм)
Метод взаимообучения
(коллективное, групповое и парное обучение)
Слайд 19
ТРЕБОВАНИЯ К ЗАДАНИЯМ
НА УРОКЕ:
Повышенный уровень сложности (проблемный, поисковый
характер)
Задания должны предполагать необходимость комплексного применения знаний из нескольких разделов предмета (или разных предметов)
Слайд 20РЕФЛЕКСИЯ УРОКА
Текущая рефлексия
(может осуществляться по ходу выполнения каждого задания
урока)
Итоговая рефлексия
(в конце урока)
СПОСОБЫ РЕФЛЕКСИИ:
• «Бортовой журнал»
• «Эссе»
• «Маятник настроения»
• «Цветик-семицветик»
• «Синквейн»
• «Варианты портфолио»
• «Письменные интервью»
Слайд 22КАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРЕДЪЯВЛЯЮТСЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ:
Хорошо организованный урок в хорошо
оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
Учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
Урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
Вывод делают сами учащиеся.