Слайд 1МБОУ «Школа №105»,
учитель физической культуры
1 категория.
Девиз
Тарасова Анна Александровна
Слайд 2ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Слайд 3Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Для повышения уровня своей
профессиональной компетенции я выполнила следующую научно- методическую работу:
- Провела поисково-иследовательскую деятельность в области изучения возрастных анатомических и психологических особенностей развития детей младшего школьного возраста
- изучила современную статистику общих данных об уровне здоровья и физического развития учащихся
- изучила опыт других педагогов в решении вопроса повышения уровня общей и специальной физической подготовки у младших школьников
- рассмотрела мотивационные аспекты повышения интереса к занятиям физической культурой у детей .
- провела входную диагностику уровня развития физических качеств у учащихся
Изучив вышеперечисленные научные аспекты, я приступила к разработке собственной системы упражнений, направленных на улучшение уровня физической подготовки у младших школьников, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям
Слайд 4
Актуальность данной проблемы исследования обусловлена
ухудшением физической и умственной работоспособности детей младшего школьного возраста, всвязи со снижением у них уровня двигательной активности и возросшей учебной нагрузкой.
Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего. Медики говорят, что абсолютно здоровых детей среди поступающих в первый класс не более 20 процентов. Здоровье школьников ухудшается по мере взросления: неправильное питание, стрессы и недостаток движения становятся причиной самых распространенных среди школьников заболеваний - болезней органов пищеварения, почек, нервной и эндокринной систем, а также обмена веществ и иммунной системы.
Физкультура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания.
Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка. В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности.
Слайд 5Теоретическое обоснование данной работы
Установлено, что наибольший эффект в развитии
физических качеств достигается в период их бурного естественного развития. Эффективность педагогических воздействий в другие возрастные периоды для данной способности может быть нейтральной или даже отрицательной. Поэтому при совершенствовании конкретных физических способностей очень важно не упустить наиболее благоприятные возрастные периоды, поскольку впоследствии сделать это будет намного сложнее.
Необходимо отметить, что в научно-методической литературе у различных авторов можно встретить различные сенситивные периоды развития той или иной способности. Подобные различия могут быть обусловлены применением неодинаковых тестов для измерения какой-либо способности, использованием различных подходов и формул для определения прироста показателей физических способностей, неоднородностью обследуемой выборки испытуемых и т.п.
Слайд 6Сенситивные периоды развития физических способностей у детей
(по А.П. Матвееву)
Слайд 7
Младший школьный возраст благоприятен для развития всех координационных и кондиционных способностей.
Однако особое внимание следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), скоростно-силовых способностей, выносливости к умеренным нагрузкам.
К координационным способностям относятся точность воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движения, ориентирования в пространстве.
Кондиционные способности: скоростные, скоростно-силовые, выносливость и гибкость.
Слайд 8 Предмет исследования – особенности развития физических качеств у детей младшего школьного
возраста
При этом целью деятельности педагога явлется повышение уровня развития вышеперечисленных физических качеств , а так же повышение уровня физической и умственной работоспособности у младших школьников.
Данную цель можно достигнуть путём реализации следующих задач:
1. На основе научно-методической литературы выявить возрастные особенности и особенности развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.
2. подобрать комплексы упражнений , эстафет, подвижных игр, учитывая индивидуальные особенности, наследственные задатки того или иного ребенка, сенситивные периоды развития физических качеств
3. подобрать правильную дозировку выбранных упражнений
4. продумать систематичность повышения нагрузки и интенсивности
5. провести диагностику эффективности данной методики, путем сдачи общих нормативов на начальном и заключительном этапах работы.
Слайд 9Ведущая педагогическая идея -
Организация процесса эффективного повышения уровня физического развития
младших школьников, повышение у них мотивации к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни путём внедрения комплексов специально подобранных общеразвивающих и пециальных упражнений, подвижных игр, соревновательных методов и т.д. в урочную, внеурочную и самостоятельную систему занятий.
Слайд 10Быстрота
При развитии быстроты у младших школьников воздействуют на быстроту двигательной реакции,
быстроту отдельных движений и способность увеличивать темп движений без отягощений. С этой целью используют различные упражнения, требующие быстроты двигательной реакции на заранее обусловленный сигнал (зрительный, звуковой, тактильный). Для развития скоростных возможностей предпочтительней использовать естественные движения в нестандартных вариантах. Многократное стандартное повторение упражнений с максимальной скоростью (повторный метод тренировки) может привести к отрицательным явлениям: возникновению скоростного барьера, даже в младшем школьном возрасте. Применение различных «скоростных» игр в разнообразных вариантах наиболее эффективно.
Комплекс упражнений для развития скоростных качеств на примере раздела лёгкой атлетики
- Старты из разных исходных упражнений
- ускорения (до 60 м)
- бег на месте в мах темпе (1-2 мин)
- эстафеты с бегом ( вызов номеров, переправа, смена сторон и т.д)
- прыжки через скакалку в мах темпе
- подвижные игры с бегом (салки, два мороза, воробьи и вороны, караси и щуки и т.п.)
Слайд 11Скоростно –силовые способности
Комплекс упражнений можно использовать как в прохождении раздела лёгкой
атлетики, так и спортивных игр.
- многоскоки
- прыжковые упражнения чрез гимнастическую скамейку
- упражнения с набивными мячами (подбрасывания, броски на дальность из-за головы, снизу, через себя, толчки руками, ногами, передачи в максимально быстром темпе и т.д)
Слайд 12сила
При развитии физических качеств необходимо учитывать, что у младших школьников показатели
силовых способностей невелики, к 11 годам они существенно возрастают, далее продолжают увеличиваться, но неравномерно. В младшем школьном возрасте (интенсивный рост тела) применение упражнений, способствующих наращиванию мышечной массы малоэффективны и поэтому нецелесообразны. Не следует форсировать собственно силовых способностей в младшем и среднем школьном возрасте. Задача на этих этапах – обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп, содействовать образованию прочного “мышечного корсета”, укрепить дыхательную мускулатуру, развивать мышцы, слабо развивающиеся без выполнения упражнения.
Комплекс упражнений для развития силы можно использовать во всех разделах программы
- упражнения с весом собственного тела отжимания, подтягивания
- упражнения с набивными мячами
- приседания на одной ноге (пистолетик)
- подьём туловища в положении лёжа на спине (пресс)
- ходьба на руках в парах (точанка)
- круговая тренировка
Слайд 13
Силовые упражнения с набивными мячами
Слайд 14Координационные способности, ловкость
Координационные способности развиваются на протяжении всего школьного возрасту, но наиболее
интенсивно - с 7 до 13-17 лет. Это обусловлено завершением биологического развития сенсомоторных, нервных механизмов этих способностей, а также связанных с ними проявлений равновесия и расслабления мышц.
Специально организованные в этот период педагогические воздействия обеспечивают наилучший развивающий эффект. Основным условием
Успешным в воспитании координационных способностей является метод варьирования техники усвоенных движений, обучение новым двигательным умениям, требующим более сложных координационных усилий нежели ранее изученные.
Упражнения для развития ловкости и координации
- Челночный бег 3х10, с касанием линий
- полоса препятствий
- упражнения на равновесие
- эстафеты
- подвижные игры
- упражнения с мячами
Слайд 15выносливость
Больше всего необходимо уделять внимание повышению сопротивляемости утомлению в разнообразных видах
двигательной деятельности, то есть развитию обшей выносливости. Ведущим для развития общей выносливости у школьников является метод непрерывного упражнения в равномерном и переменном темпах. Минимальная продолжительность непрерывного упражнения составляет 2-5 мин (время, необходимое для развертывания дыхательных процессов). На начальном этапе развития общей выносливости интенсивность выполнения упражнения составляет около 50%. Например, если ученик пробегает 60 м за 10 с, то продолжительность и дистанцию бега ему следует рассчитать так, чтобы каждые 60 м он пробегал за 20 с, а время бега составляло бы не менее 2 мин (360 м). Эта нагрузка может быть установлена как входная для развития общей выносливости. В дальнейшем продолжительность бега постепенно увеличивается до 5-8 мин.
При занятиях с младшими школьниками рекомендуется постепенное увеличение расстояния или продолжительности бега без увеличения скорости, которая возрастает по мере повышения тренированности детей. Начиная с 4-го класса наряду с увеличением дистанции используется и другой метод, когда дистанция постепенно сокращается, а скорость бега повышается.
Слайд 16гибкость
Гибкость – это максимальная подвижность в суставах, способность совершать действие с
максимальной амплитудой
Выделяют несколько разновидностей гибкости:
Анатомическая – обусловлена особенностями анатомии человека, она относительно постоянна и демонстрирует возможную амплитуду движений.
Активная гибкость связана с силой мышц и преодолением сопротивления суставов и связок.
Пассивная определяется наибольшей амплитудой движения, которой можно достичь при помощи снаряда, отягощения или партнера.
Резервная гибкость демонстрирует разницу между активной и пассивной.
Общие правила при выполнении упражнений на развитие гибкости
Упражнениям на разработку суставов должна предшествовать аэробная нагрузка: бег, велосипед, скакалка.
При выполнении упражнений чрезмерное приложение усилий не предполагается, поскольку это не силовые упражнения.
Рывков следует избегать, так как они нагружают мышцы, связки и суставы.
Регулярность выполнения упражнений важнее амплитуды. Необходимо заниматься хотя бы через день, а не растягиваться до боли.
Упражнения выполняются в предложенной очередности и сминимальными перерывами.
Главное правило: связки надо растягивать, а суставы разрабатывать.
Каждому упражнению необходимо компенсирующее его движение в противоположную сторону: прогиб назад чередуется с наклоном вперед, мах наружу – с махом внутрь.
Слайд 17Упражнения для развития гибкости
Перед выполнением комплекса обязательно проделываются упражнения на растяжку и разминка.
Каждое упражнение повторяется 6-8 раз.
Стоя выполняем плавные наклоны головы вперед, назад, влево и вправо.
Делаем круговые движения кистями вперед и назад.
Теперь делаем круговые движения руками на 8 счетов – вперед и назад.
Пальцы рук сплетены на затылке, делаем круговые движения тазом вправо, затем влево.
Ноги вместе. Возьмитесь за колени и вращайте их в одну и другую сторону.
Стараясь не перенапрягать связки коленей, делаем наклоны вперед, растягивая мышцы спины и ног.
Берем в руки гимнастическую палку (можно скакалку или полотенце, главное, чтобы расстояние между руками было шире плеч). Поднимаем руки с палкой вверх и выкручиваем плечевые суставы назад, возвращаемся в исходное положение. Со временем можно уменьшать расстояние между руками.
Из положения стоя (ноги врозь, руки на талии). Правую руку поднимаем вверх и совершаем пружинящие наклоны влево, потом меняем сторону.
Ноги на ширине плеч, стойка – мельница. Наклонившись вперед, выполняем пружинящие движения поочередно то к правой ноге, то к левой. Стараемся при наклонах достать пальцами до пола и ноги не сгибаем.
Руки на талии, совершаем плавные круговые движения туловищем в горизонтальной плоскости в обе стороны.
Садимся на пол и с усилием дотягиваемся до стоп, ложась грудью на бедра.
Сидя на полу, разводим ноги как можно шире и стараемся дотянуться к стопам по очереди.
Садимся на пол, одну ногу оставив прямой, другую согнув и прижав стопу к бедру прямой ноги. Теперь наклоняемся вперед, дотягиваясь до стопы ровной ноги.
Слайд 18Достигнутый результат
В завершении курса реализации повышения уровня развития физических качеств и
общей работоспособности у младших школьников были достигнуты следующие результаты:
1. положительная динамика прироста качества в сдаче контрольных нормативов
2. повышение уровня освоения техники изучаемых двигательных действий
3. повышение уровня общей работоспособности школьников
4. Повышение уровня заинтересованности и мотивации к урочным и внеурочным занятиям физической культурой
5. Повышение уровня результативности участия в различных районных соревнованиях (сборная 2-х классов три года подряд занимала призовые места в детском четырёхборье)
Слайд 19Основываясь на положительной результативности данной системы занятий, рекомендую её использование в
своей практической деятельности начинающим педагогам физической культуры.
Обращаю внимание на возможность варьирования , замены тех или иных упражнений в ходе личной практики.
При использовании данной системы упражнений необходимо ориентироваться на личностно –ориентированный подход к каждому обучающемуся, исходя из их индивидуальных особенностей развития и здоровья.
Уделять особенное внимание планомерному увеличению физической нагрузки и её интенсивности, для достижения оптимального результата.