Слайд 1ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЧТЕНИЯ.
Выполнила студентка
Группы 5552з
Мухина
Елена Владимировна
г. Кемерово
Слайд 2 Забота о здоровье – это важнейший труд педагога
От жизнедеятельности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы…»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3 В ряду приоритетных ценностей человека здоровью отводится первостепенное значение,
а по своей актуальности эта проблема считается одной из сложнейших в современной науке. Очевидно, что проблема сохранения здоровья должна волновать каждого человека. Однако в настоящее время здоровье детского населения в Российской Федерации представляет серьёзную социальную проблему.
Ухудшение состояния здоровья характеризуется ростом заболеваемости, изменением структуры и увеличением частоты хронических заболеваний. Также в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению количества детей с нарушениями развития.
По данным Министерства образования Российской Федерации в настоящее время 2 млн. детей, проживающих в нашей стране, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.
Слайд 4
У отдельной группы учащихся отмечается
умеренная степень умственной отсталости. Среди наших учеников есть дети с задержкой развития речи, заиканием, эпилепсией, отсталостью в физическом развитии, синдромом двигательной расторможенности.
Почти у каждого ребёнка отмечается крайне низкий уровень каждого из вышеперечисленных компонентов здоровья.
Слайд 5Среди проблем, которые оказывают негативное влияние на состояние здоровья школьников, выделяются:
-ухудшение социального положения семей в микросоциуме;
-необеспеченность детей полноценным питанием в большинстве семей ;
-достаточно высокий процент семей, уделяющих мало внимания проблемам воспитания и развития своих детей;
-высокий уровень безработицы родителей.
Слайд 6Педагогический коллектив применяет различные формы работы с детьми, направленные на сохранение
и укрепление здоровья школьников:
ежедневная утренняя зарядка, физкультминутки, закаливание через мытье ног, подвижные перемены, мини-соревнования в школе, занятия в спортивных кружках, занятия спортом в свободное время, участие в общешкольных спортивных мероприятиях, трудовые дела,;
санпросветработа медика через проведение бесед с учащимися, педколлективом и родителями, система медосмотров с последующим пролечиванием детей в стационаре, в школе и дома.
Традиционным стало лечение детей на курортах Кемеровской области, Хакассии.
Слайд 7В процессе воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья руководствуемся основным принципом
здоровьесберегающего обучения и воспитания - принципом психологической комфортности.
Это позволяет нашим педагогам не только укрепить эмоциональное состояние своих воспитанников, но и повысить их работоспособность и творческую активность.
С целью повышения умственной активности в школе организован часовой перерыв между 7 и 8 уроками, час здоровья или прогулка перед выполнением домашнего задания, активная пауза перед сном на свежем воздухе.
Слайд 8Главное правило, которого придерживаются все работники школы: «Сделай так, чтобы ребенку
стало полезно находиться в школе, чтобы он совершенствовался и физически, и духовно».
Слайд 9
Конкретными задачами работы в данном направлении являются:
1.
здоровьесберегающее обучение (построение урока на здоровье сберегающей основе);
2. активизация физической деятельности;
3. соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил;
4. пропаганда здорового образа жизни.
Слайд 10Соблюдение условий здоровьесбережения является необходимым при проведении уроков в коррекционной школе
VIII вида, поскольку направлено не только на охранение физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния и развитие и коррекцию высших психических функций.
Слайд 11Русский язык и чтение – серьёзные и сложные предметы. На этих
уроках учащимся приходится много писать и читать, а потому учитель должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, я не требую от учеников сохранения неподвижной позы в течение всего урока.
Слайд 12
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия
мышечного статического напряжения физкультминутки провожу примерно через 15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса, иногда в конце урока.
Кроме этого определяю и фиксирую психологический климат на уроке, организую при необходимости эмоциональную разрядку; слежу за соблюдением учащимися правильной осанки, позы за столом, за чередованием видов деятельности в течение урока.
Слайд 13Проводя уроки русского языка и чтения, соблюдаю требования включения оздоровительного компонента
в содержании учебных предметов.
Гигиенические условия в классе : чистота, температура и свежесть воздуха, рациональное освещение класса и доски, отсутствие неприятных звуковых раздражителей. Отмечу, что утомляемость школьников и риск психологических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Слайд 14Психологический настрой на урок:
Рациональная организация урока –
важная составная часть здоровьесберегающей работы. Чередую виды учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, практические занятия и др. - 4 – 7 видов за урок т .к. однообразность урока способствует утомлению школьников.
Слайд 15Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Использую различные виды
физкультминуток.
Оздоровительно – гигиенические. Мы их выполняем как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать ногами».
Физкультурно – спортивные. Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счёт. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определённой группы мышц. Сюда включаем бег, прыжки, приседания, ходьба на месте и по классу и т. д.
Слайд 16
Подражательные. Показываю схематические изображения «человечков», выполняющих гимнастику, ученики повторяют движения. Использую
мимические упражнения. На карточках нарисованы лица с различными выражениями: улыбающиеся, грустные, смеющиеся, испуганные, удивлённые.Дети копируют. Здесь можно проявить свою фантазию и творчество.
Слайд 17 Двигательно – речевые:
Дети коллективно читают небольшие весёлые стихи и одновременно
выполняют различные движения.
Чаще всего провожу физпаузы в режиме работы урока.
«Найти слова». По классу размещаются слова, а ученикам даётся задание. Дети ходят по классу, выполняя задание.
Слайд 18 Для профилактики и коррекции нарушений зрения.
На каждом уроке стараюсь
использовать упражнения для глаз с целью профилактики улучшения зрения.
Использую гимнастику для глаз:
«Вверх – вниз, влево – вправо». Двигать глазами вверх – вниз, влево – вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
«Круг». Следить за рукой учителя, выводящей круг . Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
Слайд 19«Рисование носом», «Раскрашивание», «Часики» и другие.
Использую различные формы организации деятельности учащихся
на уроках:
- работа в группах;
- работа в парах;
- фронтальный опрос с использованием игровых ситуаций .
Слайд 20 Элементы игры использую также в качестве обратной связи и
оценки ответов одноклассников:
- хлопанье в ладоши;
- поднятие руки;
- сигнальные карточки различного цвета.
Слайд 21 С целью сохранения здоровья использую дидактический и раздаточный материал,
имеющий здоровьесберегающую направленность, куда включаю упражнения на развитие:
- связной устной и письменной речи;
- орфографической зоркости;
- творческих способностей;
- а также материал информационного характера, направленный на формирование ЗОЖ.
Чтобы не было перегрузки учащихся, необходимо строго соблюдать объём всех видов диктантов, текстов для изложений, а контрольные и зачётные работы проводить строго по календарно-тематическому планированию.