Слайд 1
«Влияние социальных факторов на формирование речевой культуры подростков»
Работу выполнила:
Аюбова Макка,
ученица
11 класса
МБОУ «СОШ № 50»
Научный руководитель: Адамова Н.А., учитель русского языка и литературы.
Слайд 2Умен ты или глуп,
Велик ты или мал,
Не знаем мы, пока
Ты слово
не сказал!
Слова известного персидского поэта и мыслителя XIII века Саади, написанные более VII веков назад, сегодня звучат очень современно и своевременно.
Слайд 3Актуальность работы
Проблема сохранения чистоты
национального языка является весьма актуальным вопросом в нашей стране на современном этапе. Нанесение ущерба культуре языка – засорение его жаргонизмами, тенденция к безграмотному использованию языковых структур и единиц в разговорной речи – является очевидным практически для всех. Особенно остро в современном обществе стоит проблема культуры речи молодежи. Наша повседневная речь – это не только показатель уровня грамотности, эстетического развития человека, наличия у него культурных ценностей, но и средство отражения этих характеристик для всего общества в целом. Она также является важнейшим фактором формирования духовной культуры, нравственного и интеллектуального развития подрастающего поколения.
Слайд 4 Выявление социальных факторов, влияющих на формирование речевой культуры современных
подростков.
Цель исследования
Слайд 5Объект исследования:
речевая культура подростков.
Предмет исследования:
формирование речевого поведения подростков посредством влияния социальных факторов.
Слайд 6 Гипотеза исследования
Исходит из предположения, что формирование речевой культуры
подростков будет эффективным, если.
Определены и обобщены теоретические основы формирования речевой культуры подростков;
Выявлены и проанализированы факторы, влияющие на формирование речевой культуры говорящего;
Составлены рекомендации по формированию культуры речи подростков.
Слайд 7Проанализировать данную проблему и определить основы развития речевой культуры подростков;
Выявить возможные
источники воздействия на речевую культуру современных подростков;
Определить роль социальных факторов в формировании речи подростков;
Составить рекомендации говорящим по формированию культурной речи говорящего.
Задачи работы
Слайд 8Методы исследования
теоретический метод (изучение литературы и других источников по проблеме исследования);
метод
наблюдения;
социологические метод (индивидуальные и групповые беседы с учащимися, родителями и учителями, интервьюирование);
методы статистической и графической обработки результатов исследовательской работы.
Слайд 9Практическая значимость исследования
Исследовательская работа может быть использована на факультативных занятиях, во внеклассных мероприятиях и привлекает внимание к проблемам современного русского языка.
Слайд 10Что такое культура речи?
Культура речи - это совокупность навыков и знаний
человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».
Слайд 11
10 основных признаков
культурной речи.
Правильность речи – это её соответствие принятым
в определённую эпоху литературно-языковым нормам.
Точность речи – это её соответствие мыслям пишущего или говорящего.
Ясность речи – это её доступность пониманию слушающего или читающего.
Логическая речь – это её соответствие законам логики.
Небрежность языка обуславливается нечёткостью мышления.
Простота речи – это её естественность, отсутствие вычурности слога.
Богатство речи – это разнообразие используемых языковых средств.
Сжатость речи – это отсутствие лишних слов, повторов.
Чистота речи – это отсутствие в ней диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных слов, а также слов иноязычного происхождения, если в их использовании нет никакой надобности.
Живность речи – это её выразительность, образность, эмоциональность.
Благозвучие речи – это её соответствие требованиям приятного для слуха звучания, т.е. подбор слов с учётом их звуковой стороны.
Слайд 12
Факторы, влияющие на речевое поведение современных подростков
Телевидение (телепередачи, сериалы и т.
д.)
Телевизионная реклама
Статьи
Музыкальная культура
Компьютерная сеть (интернет)
Среда и окружающие люди
Слайд 13Телевидение
Пример безнравственного, переполненного нецензурными выражениями общения между молодыми людьми.
Мир вокруг человека
– это то, что он видит, слышит и ощущает. Нам известно, что телевидение является одним из источников знаний о жизни, «окном в большой мир». Всегда ли средства массовой информации (СМИ) положительно влияют на речевое развитие и культуру подростков?
Слайд 14Телевизионная реклама
Реклама воздействует напрямую на подсознание как средоточие приёмов
нейролингвистического программирования, защита от которых необходима.
Для молодёжной аудитории язык рекламы становится «коммуникативным лидером».
«Не тормози! Сникерсни!», «Не дай себе засохнуть!», «Класс», «Приколись по-новому!», «Оттянись со вкусом»», «Такая прикольная» и другие.
Слайд 15Статьи
Молодежный журнал «Молоток», весьма популярный среди старших школьников. Многие из
употребляемых в «Молотке» разговорных слов фактически не используются или используются крайне редко. К их числу относятся слова: перец – «молодой человек»; черепа – «родители»; фигово – «плохо»; родаки – «родители»; депра – «депрессия» ; жетскач – «грубо»; выхи – «выходные». В живой речи редко встречаются слова, образованные путем сокращения типа био (биография), дэ рэ (день рождения), инфа (информация).
Слайд 16Музыкальная культура
Слова, даже всецело подчинённые музыке, проникая в подсознание, удерживаются там
в функции своего рода категорических императивов, формирующих непосредственно в подсознании орфографические формулы и модели.
Искажения вторгаются в языковую картину мира человека, внося в неё деформации, которые зачастую управляют речевым поведением человека.
Слайд 17Компьютерная сеть
Что собой представляет так называемое электронное письмо (одно из средств
общения) – не деловое, а именно личное? Среднестатистический портрет его таков: это от одной до нескольких коротких, корявых и отрывистых фраз, написанных с ошибками (а то и с нецензурными выражениями) и несущих крайне примитивный смысл, например: «Тебе че, не нравится мое письмо? А я те че, писатель, что ли?» (кстати, словесные формы «чё», «те» вместо тебе часто встречается в речи наших одноклассников). Живой язык общение заменяется на изображения смайлов или условных обозначений. У нас возникает опасение, что письмо в традиционном исполнении безжалостно и грубо вытесняется его цифровым аналогом. И разница между ними такая же, как между живой душой и ЭВМ.
Слайд 18Среда и окружающие люди
К VII классу подростки осваивают школьный жаргон,
перенимая его от старшеклассников. Причём, слышат такие слова учащиеся повсюду: в школе, на улице, в СМИ, любимых телевизионных передачах, в речи героев кинофильмов, журналистов и высоких чиновников. Но в основном употребляют жаргонизмы в неформальной обстановке, чаще всего на улице.
Неформальное общение подчинено таким мотивам, как поиск наиболее благоприятных психологических условий для общения, ожидание сочувствия и сопереживания, жажда искренности и единство во взглядах, потребность самоутвердиться.
Слайд 19
Пути повышения речевой культуры говорящего
Как беречь чистоту
речи? Надежных рецептов здесь нет. Главная роль в деле сохранения родного языка принадлежит самому человеку. Для того чтобы состояние языка не вызывало тревоги, каждый человек должен постоянно думать над тем, что он говорит. Наша речь – это наше зеркало, наше достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри.
Слайд 20Обращение к школьникам
Не упускай ни единой возможности изучить
нормы литературного языка в школе, дома в общении с учителями и родителями, с ровесниками и старшими товарищами, при чтении книг, журналов, газет. Чаще обращайся к словарям.
Следи за своей речью. Не стесняйся исправить неправильно произнесенное слово. Лучше продемонстрировать знание нормы, чем выглядеть невеждой в глазах собеседника.
Выражай свои мысли ясно и просто. Л.Н. Толстой сказал: «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания».
Слайд 21Стремитесь обогатить свою речь выразительными средствами языка, такими как крылатые фразы
и выражения, фразеологизмы, пословицы и поговорки, каламбуры и др.
Необходимо помнить, что вежливость и благожелательность – основа культуры речевого поведения.
Очень важно соблюдать простое правило: умей не только говорить, но и слушать.
Соблюдайте чистоту языка.
Читайте качественную литературу – это главный фактор, влияющий на формирование вашей нравственности и речи.
Помните, ваша речь – зеркало вашей души и культуры.
Будьте аккуратны с использованием иноязычных слов.
Будьте патриотами – любите русский язык, знайте его и берегите!
Слайд 22
Социологический опрос и его результаты
Приступая к исследованию, мы ставили перед собой задачу выявить возможные источники воздействия на речевую культуру современного подростка и определить степень этого воздействия.
Слайд 23Вопрос 1
Назовите музыкальную группу, исполнителя, которые вы часто слушаете.
Слайд 24 Назовите любимую телепередачу
Вопрос 2
Слайд 25
Сколько времени вы тратите на просмотр телевизора?
Вопрос 3
Слайд 26 Вопрос 4
Сколько времени вы проводите за компьютером?
Слайд 27 Вопрос 5
Укажите время, затраченное на приготовление уроков
Слайд 29 Вопрос 7
Ваше общение с родителями
Слайд 30 Вопрос 8
Внимание учителей к вашей речи
Слайд 31 Вопрос 9
С какой целью вы употребляете в своей
речи бранные и жаргонные слова?
Слайд 32 Вопрос 10
Чья речь для вас является эталоном?
Слайд 33 Было опрошено 105 обучающихся.
Мы получили следующие
результаты:
22% 20% опрошенных предпочитают слушать такие музыкальные группы как «Нервы», «Бумбокс». Данные музыкальные группы исполняют песни в текстах которых содержатся нецензурные выражения.
16% предпочитают музыкальное направление «рэп». В песнях этого направления всегда можно услышать жаргонные и арготические слова.
2-3 часа ежедневно 42% ребят проводят перед экраном телевизора.
Результаты опроса
Слайд 34Результаты опроса
26% из числа опрошенных нравится смотреть передачи: «Пусть
говорят», «Камеди Клаб». Все эти передачи популярны своей скандальностью. В передаче «Камеди Клаб», выходящей в вечернее время, всегда можно слышать ненормативную лексику, бранные слова.
12% респондентов считают сериал «Универ» свои любимым фильмом.
Слайд 35 22 % опрошенных проводят время в интернете и социальных
сетях более 5-6 часов. На приготовление уроков у 88% подростков отводится около часа часа. Этого, безусловно, мало для качественной подготовки домашнего задания.
50% опрошенных подростков все же сохранили любовь к чтению, тогда как для такого же количества опрошенных чтение не является любимым занятием.
Результаты опроса
Слайд 36Исправляют речь и делают замечания у 43% опрошенных, а вот у
14 % оставляют без внимания.
Бранные и жаргонные слова в своей речи используют 29 % подростков для передачи в своей речи яркости, живости, юмора. А вот 33 % опрошенных в своей речи таких выражений не использует.
Для 52 % опрошенных речь родителей является образцом для подражания. У 22 % опрошенных подростков образцовая речь - эта речь их друзей.
Результаты опроса
Слайд 37Заключение
наблюдается тенденция к возрастанию уровня жаргонизации речи среди подростков и учащихся
старших классов;
жаргонизация речи является неотъемлемой частью общения среди сверстников. Такие слова позволяет им самоутверждаться, поддерживать хорошие отношения с товарищами по школе, обмениваться информацией и узнавать новое;
Слайд 38выявлены причины увеличения доли жаргонизации речи современного подростка и старшеклассника:
социальные
факторы;
влияние СМИ (чтение газет и молодежных журналов, просмотр телепередач) на речь подростка.
значимость «своего» (жаргонного) языка для общения со сверстниками (желание подростка утвердиться как среди своих сверстников так и в собственных глазах).
Слайд 39 Литературный язык как высшая форма национального языка
должен быть образцом для всех носителей русского языка. Но на основе проведенного исследования среди учащихся школы мы сделали вывод, что приметой нашего времени является не стремление к эталону, а наоборот, жаргонизация, арготизация и вульгаризация речи. Это особенно проявляется в речи молодежи.
Наш язык, наша речь - это наш мир, отражённый в слове. Достаточно послушать, что и как говорит ваш собеседник, и вы формируете мнение о нём, о его интеллекте, образованности, воспитанности, о его мировоззрении.
Русский язык - это язык Пушкина и Достоевского, Чехова и Шолохова. Мы не только наследуем бесценное сокровище, созданное нашими великими соотечественниками, но и несём ответственность за то, чтобы сберечь наш великий язык для грядущих поколений.
Слайд 40Список литературы
Грачёв, М.А. Новое в молодёжном жаргоне [текст] / М.А. Грачёв
// Русский язык в школе. – 2005. - №4. – С.80-82.
Мурашов, А.А. «Муси-пуси» как речевой код современной эстрады [текст] / А.А.Мурашов.// Русский язык в школе. – 2005. - №3. – С. 101.
Мурашов, А.А. О некоторых особенностях языка рекламы – [текст] / А.А. Мурашов // Русский язык в школе. – 2004. - №4. – С.82-86
Николаева, Е.Н. Телевидение и мы [текст] / Е.Н.Николаева // ЭКО. – 2001. - № 11. – С.175.
Позерт, И.Н. «Болезни» современного словоупотребления в зеркале литературной пародии – [текст] / И.Н.Позерт // Русский язык в школе. – 2004. - №4. – С.87-90.
Русецкий, В.Ф. Речевые ошибки как языковое явление [текст] / В.Ф.Русецкий // Русский язык в школе. – 2005. - №2. – С. 26 - 27.
Старовойтова, О. Диалог с детьми и подростками в современном информационном пространстве [текст] / О. Старовойтова// Школьное обозрение. – 2001. - №2. – С.30.
Материалы Интернета.