Слайд 1Подготовка к егэ
учитель русского
языка и литературы
ТИМОФЕЕВА С. В.
Задание 21
Слайд 2Задание 21
Задание 21 ЕГЭ по русскому языку 2019.
Теория и практика. Пунктуационный анализ.
О правилах
пунктуации, а именно в каких случаях ставятся следующие знаки препинания:
запятая ,
двоеточие :
тире.
В презентации представлен необходимый теоретический материал, представленный в сжатой структурированной форме.
Слайд 3Пунктуационный анализ
Формулировка задания: найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии
с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
Слайд 4(1) Странные были наши отношения с отцом: он почти не занимался
моим воспитанием, но никогда не оскорблял меня, он уважал мою свободу, был, если можно так выразиться, вежлив со мною…(2) Когда он хотел, умел почти мгновенно, одним словом, одним движением возбудить во мне неограниченное доверие к себе. (3) Душа моя раскрывалась – я болтал с ним, как с разумным другом, как с снисходительным наставником…(4) Потом он так же внезапно покидал меня – рука его опять отклоняла меня, ласково и мягко, но отклоняла.(5) На него находила иногда весёлость, и тогда он готов был резвиться и шалить со мной, как мальчик (он любил всякое сильное телесное движение); раз – всего только раз!- он приласкал меня с такой нежностью, что я чуть не заплакал…(6) Размышляя впоследствии о характере моего отца, я пришел к такому заключению, что ему было не до меня и не до семейной жизни; он любил другое и насладился этим другим вполне. (7) «Сам бери, что можешь, а в руки не давайся; самому себе принадлежать – в этом вся штука жизни», - сказал он мне однажды.
Слайд 5В 3-м и в 4-м предложениях тире поставлено на границе бессоюзных
предложений одного значения – времени.
В 5-м – тире выделяет вставную конструкцию.
В 7-м – тире соединяет два предложения в составе бессоюзного сложного предложения (вторая часть представляет собой присоединительное предложение), второе тире поставлено между прямой речью и словами автора.
Таким образом ответ: 34
Ответ: _______________
Слайд 6Пунктуационные правила,
Правила постановки запятой, точки с запятой, тире и двоеточия в
простом и сложном предложении.
Что необходимо знать:
Необходимо знать правила пунктуации, а именно в каких случаях ставятся следующие знаки препинания:
запятая ,
двоеточие :
тире -
Что следует знать!?
Слайд 7
Задание 21 связано с проверкой знаний пунктуационных правил.
Предлагается из небольшого
текста выписать номера предложений, в которых ТИРЕ ставится по одному правилу. Но может быть дан вариант, в котором нужно будет выписать номера предложений, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится по одному правилу или ЗАПЯТАЯ, или ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ. То есть по заданию нужно определить конструкцию, в которой стоит названный знак, и найти такую же.
Слайд 8Темы, которые необходимо знать, чтобы решить это задание:
Знаки препинания между подлежащим
и сказуемым
Знаки препинания при сравнительных оборотах
Знаки препинания при уточняющих членах предложения
Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
Знаки препинания при прямой речи, цитировании
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
Тире в простом и сложном предложениях
Слайд 9ТИРЕ
Не путать с дефисом!
Дефис (графически короче тире) разделяет части слова, а тире
ставится между словами в предложении, поэтому дефис – орфографический знак, а тире – пунктуационный.
Дефис делит части составных слов (шкаф-купе, жар-птица, юго-запад), используется при присоединении некоторых приставок или частиц (скажи-ка, по-английски, кто-то), используется при переносе слова и при сокращении (д-р (доктор), о-во (общество).
Слайд 10ТИРЕ при ПРИЛОЖЕНИИ
Обособленное приложение –
это выделяемое запятыми или тире одиночное имя существительное с зависимыми словами, которое отвечает на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ? ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ? и поясняет, уточняет в предложении другое имя существительное или личное местоимение.
Слайд 11Приложение отделяется ТИРЕ:
Если стоит в конце предложения и имеет уточняющее значение,
является разъяснением к сказанному: в этом случае перед приложением можно вставить слова «А ИМЕННО».
Он очень любил эту игру – шахматы. (= он очень любил эту игру, а именно шахматы)
Въехали в Крюково – большое просторное село с ухоженными улицами.(= Въехали в Крюково, а именно большое просторное село с ухоженными улицами.)
Слайд 12 Этим летом я поеду в Тарусу – тихий
городок на Оке.
(Тихий городок на Оке – это обособленное приложение, которое отвечает на вопрос что именно такое? , выражено существительным с зависимыми словами и поясняет в предложении другое существительное Тарусу).
Слайд 13Распространенное приложение,
стоящее после определяемого слова, выраженного собственным именем существительным, выделяется
с двух сторон запятыми или выделяется с двух сторон тире.
А. С. Пушкин, великий русский поэт, является основоположником русского литературного языка.
Святослав Рихтер – замечательный русский пианист – известен всему миру.
Сергей Львович – большой любитель литературы – собрал библиотеку.
Слайд 14Распространенное приложение,
Стоящее перед определяемым словом,
выраженным собственным именем существительным, не обособляется.
Великий русский поэт А. С. Пушкин является основоположником русского литературного языка.
Замечательный русский пианист Святослав Рихтер известен всему миру.
Слайд 15Тире в простом предложении ставится также между подлежащим и сказуемым и
если предложение является неполным.
Слайд 16 Тире между подлежащим и сказуемым
Слайд 17ТИРЕ В ПРОСТОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Между подлежащим и сказуемым, если :
Сущ Им.п. – Сущ.Им.п.
Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже БЕЗ связки. Примеры: Биология – система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой.
Перед сказуемым, выраженным фразеологизмом.
Пример: Мой друг – семи пядей во лбу.
Слайд 18Примечание:
Если перед сказуемым стоят указательные частицы это, вот, значит, это значит,
то тире ставится перед ними.
Примеры:
Москва – это столица России.
Быть любимым – вот счастье.
Много двигаться – значит быть здоровым.
Помогать людям – это значит не быть одиноким.
Слайд 19Запомните!
Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба
глав. члены предложения выражены сущ. в И.п.), после подлежащего идёт причастный оборот, то в этом случае ПЕРЕД ТИРЕ ставится ЗАПЯТАЯ как пунктуационный знак, закрывающий обособление определения, выраженного причастным оборотом. (Всякая картинга, созданная художником, - это гармония красок, линий, света и тени.)
Если в конструкциях, требующих постановки тире между подлежащим и сказуемым (оба глав. члены предложения выражены сущ. в И.п.), после подлежащего идёт придаточное определительное, то в этом случае ПЕРЕД ТИРЕ ставится ЗАПЯТАЯ как пунктуационный знак, закрывающий выделение на письме придаточной части. (Всякая картина, которая создаётся поистине гениальным художником, - это гармония красок, линий света и тени. )
Слайд 20Если подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое – существительным в Им.п.
ТОЛЬКО при противопоставлении
(Пример: Ты – старый ребенок, теоретик, а я – молодой старик и практик…)
логическом подчеркивании сказуемого
( Пример: Я – страница твоему перу.)
В остальных случаях тире НЕ ставится.
Слайд 21Инф. – предикативное наречие на – О
Если сказуемое выражено наречием на
– О,
если между главными членами предложения содержится ярко выраженная ПАУЗА.
(Примеры: Уступить – позорно. Готовиться к экзаменам – не так просто.)
Слайд 22Тире между подлежащим и сказуемым не ставится
Слайд 25Тире при однородных членах предложения.
Слайд 26 При помощи тире могут
выделяться вводные предложения, если они достаточно распространённые (имеют второстепенные члены):
Мой приход – я это мог достаточно легко заметить – несколько смутил гостей.
Тире при вводных конструкциях
Слайд 27Тире в неполном предложении
Неполное предложение - это предложения, в которых пропущен любой
член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Не путайте неполные предложения с односоставными: в односоставных отсутствует подлежащее или сказуемое, но смысл предложения при этом понятен.
Когда пропущен член предложения, но его можно восстановить ЛОГИЧЕСКИ или из предыдущих частей предложения/ предложений.
Примеры:
А ты любишь пироги с зеленым луком? Я — страсть как!
Они стояли друг против друга: Олег – растерянный и смущенный, Нина – с выражением вызова на лице. И по всему небу – облака, как розовые перышки.
Если предложение состоит из существительных в Дат. и Вин. падежах без грамматической основы.
Пример: Каждому молодому человеку – среднее образование.
Слайд 28Тире ставится
Тире ставится между словами, обозначающими пределы (от….до)
Пространственные ( Поезд
Москва – Санкт-Петербург)
Временные (Крестовые походы XI-XIII веков)
Количественные ( Запасы будут исчерпаны через десять - пятнадцать лет)
Между двумя именами собственными, обозначающими одно явление, учение, наименование и т.д. (закон Бойля – Мариотта, матч Каспаров – Карпов.)
Слайд 29Тире в неполном предложении
Тире ставится в неполном предложении на месте пропущенных
членов предложения или их частей. Пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из текста самого предложения: Яков приезжал из Воронежа, Гаврила – из Москвы.
Тире ставится в однотипно построенных частях сложного предложения при пропуске какого-нибудь члена или даже без пропуска: Каждому казалось, что та жизнь, которую он сам ведёт, есть одна настоящая жизнь, а которую ведёт приятель – есть только призрак (Л.Т.).
Тире ставится при наличии паузы в так называемых эллиптических предложениях (самостоятельно употребляемых предложениях с отсутствующим сказуемым): На столе – стопочка книг и даже какой-то цветок.
Слайд 30Тире при прямой речи
Слова автора предшествуют прямой речи
А: «П!» А: «П?» А: «П...» А: «П».
Прямая речь предшествует словам автора:
«П», - а. «П?» - а. «П!» - а. “П...” – а.
Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п)
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”.
“П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”.
“П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”.
“П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. - Надо лучше заниматься”.
“П... – а. – П”. “Ну что ж... – проговорил отец. - Надо подумать”.
“П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”.
Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а)
А: “П”, – а. Отец сказал: “Я подумаю об этом”, – и вышел из комнаты.
А: “П!” – а. Воскликнув: “Ты лентяй!” – отец схватился за ремень.
А: “П?” – а. Отец спросил: “Почему так поздно?” – и ушел, не дожидаясь ответа.
Слайд 31
Знаки препинания при цитировании
Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая
речь, то есть сопровождается словами автора. Белинский писал: «….».
Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее.
Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление:
«Значение Белинского в истории русской общественной мысли огромно» (Луначарский).
«Дети должны быть очень снисходительны к взрослым» (из аллегорической сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»).
Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками
Береги честь смолоду.
Пословица.
Слайд 32Тире в бессоюзном сложном предложении
Слайд 35Обратите внимание (ТАК СКАЗАЛ ФИПИ)
Если речь идет о двоеточии в БСП
(бессоюзном сложном предложении), то каждый случай постановки запятой считается ФИПИ отдельным правилом.
То есть если в тексте будут предложения, в которых ставится двоеточие в бессоюзном предложении, важно проверить, на каком основании.
Например, у вас в тексте три предложения с двоеточие в БСП, одно объясняется тем, что там причинные отношения между частями, а два других объясняются тем, что там отношения дополнительные, то в качестве ответа указываете только 2 предложения с отношением дополнения. Итого в ответе будет 2 предложения, а не 3, несмотря на то что все три двоеточия в БСП.
Слайд 37Примечание:
Следует отличать БСП с двоеточием от простых предложений с обобщающим словом,
после которого перед однородными членами стоит двоеточие. (В пути могут быть самые неожиданные опасности: обвалы, быстрый подъём уровня рек, туман. В этом предложении одна грамматическая основа (опасности могут быть), поэтому оно простое, а не сложное бессоюзное. В нём ставится двоеточие, потому что обобщающее слово стоит перед однородными членами.).
Слайд 38Запомните:
Двоеточие в БСП поясняет, раскрывает содержание или причину. (Я в общем
не склонен сходиться с людьми, обладаю некоторой странностью: схожусь с людьми туго, недоверчив, подозрителен.)
Двоеточие в простом предложении указывает, что обобщающее слово стоит перед однородными членами. (Жанр романа «Мастер и Маргарита» определить крайне трудно, и он насчитывает множество определений, таких, как: сатира, фарс, фантастика, мистика, мелодрама.)
Слайд 39Задания для самостоятельной работы
Задание № 1 Найдите предложения, в которых ТИРЕ
ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Если обратиться к словарю с вопросом, что такое вежливость, определение этого слова будет таковым – это проявление воспитанности, учтивости и умение соблюдать правила приличия. (2)Вежливость предполагает умение уважительно и тактично общаться с людьми.(3) Быть предельно вежливым – обязанность каждого. (4) Очень важное проявление вежливости, по мнению психологов, сказать при встрече «здравствуйте» первым. (5) Позволить себе никак не ответить на приветствие – продемонстрировать свою невоспитанность. (6) Невоспитанный человек как будто червивое яблоко. (7) Интеллигентность, по мнению многих людей, подлинное украшение человека.
Ответ_______________
Слайд 40Задания для самостоятельной работы
Задание № 2 Найдите предложения,
в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1) Княгиня Засекина не могла быть богатой женщиной: нанятый ею флигелёк был так ветх, и мал, и низок, что люди, хотя несколько зажиточные, не согласились бы поселиться в нём; я случайно во время прогулки по нашему саду приблизился к низкому забору, отделяющему этот флигелёк от наших владений.(2)В нескольких шагах от меня – на поляне, между кустами зелёной малины, стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг неё теснились четыре молодых человека.(3) – Молодой человек, а молодой человек, - проговорил вдруг подле меня чей-то голос, - разве позволительно глядеть так на чужих барышень?(4) В это самое мгновение и девушка обернулась ко мне… и я увидел огромные серые глаза на подвижном, оживлённом лице – и всё это лицо вдруг задрожало, засмеялось, белые зубы сверкнули на нём, брови как-то забавно поднялись… (5) Я позже припоминал малейшие подробности вчерашней встречи: мне почему-то особенно ясно представлялось, как это она посмеялась надо мною… (6) В моё отсутствие матушка получила от новой своей соседки письмо на серой бумаге, запечатанной бурым сургучом, какой употребляется только на почтовых повестках да на пробках дешёвого вина. (7) В этом письме, написанном безграмотным языком и неопрятным почерком, княгиня просила матушку оказать ей покровительство: матушка моя, по словам княгини, была хорошо знакома с значительными людьми, от которых зависела её участь и участь её детей, так как у неё были очень важные процессы.
Ответ_______________
Слайд 41Ответы:
Задание 1: _____35_______
Задание 2: _____17_______