Слайд 1Воспитание творческих способностей как аспект ЛОО
ЛОО (личностно ориентированное обучение):
Обучение
Развитие
Воспитание
Слайд 2Факторы, влияющие на развитие творческих способностей
Природные задатки и индивидуальные способности
Социальная среда
Характер
и структура деятельности
Слайд 3Развитие творческих способностей – это…
Развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности,
памяти, привычки анализировать факты, воли, воображения
Создание ситуаций, способствующих самовыражению индивидуальности
Организация исследовательской деятельности
Слайд 4Приёмы организации творческой деятельности на уроках литературы
Драматизация
Создание иллюстраций к произведениям
Создание презентаций
Устное
словесное рисование
Создание собственного текста
Создание киносценария по литературному произведению (фрагменту)
Написание рефератов, проектов
Слайд 5Приёмы организации творческой деятельности на уроках математики
Решение задач по аналогии
Решение задач
при частичной подсказке учителя
Доказательство правильности решения
Решение нестандартной задачи
Самостоятельное составление творческого задания
Выполнение теста
Выполнение проекта
Составление реферата
Слайд 6Приёмы организации творческой деятельности на уроках природоведения, биологии
Экскурсии в природу
Решение познавательных
задач
Сюжетно-ролевые игры
Выполнение творческих заданий
Создание проектов
Знакомство с произведениями искусства о природе
Слайд 7В.А. Сухомлинский о роли природы в развитии и воспитании детей
«Я стремился
к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание учащихся яркими образами, картинами, восприятиями, представлениями…»
Слайд 8Современные продуктивные технологии
Технология модульного обучения
Дифференцированное обучение (по материалам Т.В. Машаровой,
А.В. Матвеева, Л.В. Байбородовой).
Поисковые и исследовательские технологии
Проблемное обучение
Проектное обучение
Дискуссия в учебном процессе
Технология развивающего обучения (По материалам книги Т.В. Машаровой «Использование личностно-ориентированных технологий в образовании»)
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Технология «Портфолио»
Слайд 9Современные продуктивные технологии
Технология «Образ и мысль»
Технология «Педагогические мастерские»
Игровые технологии
Слайд 10Технология «Педагогические мастерские»
Технология «Педагогические мастерские» создана во Франции в 20-х
годах XX века психологами Полем Ланжевеном, Анри Валлоном, Жаном Пиаже и др.
Слайд 11Технология «Педагогические мастерские»
Представители определяют процесс обучения как открытие учеником нового в
себе, науке, мире. Поиск должен быть творческим и проходить в рамках взаимодействия детей друг с другом и с педагогом (задача которого провести ученика по пути от незнания к знанию, вместе с ним совершая «открытия»). Важнейшие принципы «Я ищу – значит, я обучаюсь, я ищу – значит, я обучаю» и «Я исследую, ты исследуешь, мы исследуем» – определяют как позицию ученика, так и положение учителя в мастерской.
Слайд 12Основные черты содержания и способов взаимодействия мастера и ученика:
интериоризация получаемого
на занятии знания через личный опыт ребенка, заключающаяся в самостоятельном «открытии», исследовании его происхождения, изучении сущности системных связей и зависимостей;
не простое сообщение знаний как неоспоримых истин, а самостоятельное «строительство» знаний учеником на основе критического отношения к существующим сведениям, информации, а также решения творческих задач;
плюрализм точек зрения, подходов, уважительное отношение к мнению, варианту другого.
Слайд 13Черты технологии «Педагогические мастерские»
свобода выбора для школьника характера, форм, способов включения
в учебную деятельность
в мастерской каждый ученик проявляет индивидуальный стиль исследовательской, творческой деятельности
Позиция педагога предполагает консультирование школьников, помощь им в организации учебной работы и осмыслении осваиваемых способов деятельности.
Слайд 14Этапы технологии «Педагогическая мастерская»
Индукция (наведение), предполагает создание мотивационной базы для активной
творческой и исследовательской работы
Самоконструкция: переход от чувств, эмоций к реальным действиям, оформление ощущений в виде гипотезы,проекта, текста, рисунка
Социоконструкция (парная работа)
Социализация (работа в малых группах)
Разрыв (потребность в новом знании)
Рефлексия (самооценка)
Слайд 15Технология «Образ и мысль»
Познание происходит за счет способности понимать, и
простое накопление фактов не приводит к истинному знанию… Информационный поток минимален, максимально чувственно-эстетическое восприятие… (Абигайль Хаузен, США)
Слайд 16Пять типов восприятия художественного образа
стадия рассказчика (зритель видит только конкретное и
очевидное, оценивает картину эгоцентрично);
«конструктивная» стадия (зритель требует от картины фотографического реализма, правдоподобия, копирования);
«классифицирование» (ценность картины определяется именем или принадлежностью к стилю, группе, направлению);
«интерпретивная» стадия (картина рассматривается как символ личного опыта, апеллирует к внутреннему миру зрителя);
«рекреативная» стадия (зритель оценивает картину многопланово, видит множество смыслов, объективная оценка сочетается с субъективной).
Слайд 17Принципы технологии «Образ и мысль»
Педагог является фасилитатором (тьютером), «облегчающим понимание»:
не
дает никакой искусствоведческой информации, пока она не становится востребованной;
не навязывает своего мнения;
не высказывает оценок;
обращается к детям по именам и повторяет ответ каждого, используя метод «линкинга» и парафраз;
обобщает ответы детей или противопоставляет их, провоцируя дискуссию,
Ребенок свободно высказывает свое мнение, все высказывания равноправны.
Парность подбора слайдов (для программы «Образ и мысль»).
Слайд 18Методы технологии
«Образ и мысль»
фасилитированная дискуссия;
перефразирование ответов учащихся;
«линкинг» (связное
обобщение);
коллегиальное обсуждение.
Слайд 19Стратегия вопросов
– Что (кого) вы видите?
– А что еще? Кто
видит что-то другое?
– Что происходит на этой картине?
– Что ты тут видишь такое, что позволяет тебе так утверждать? Что заставляет тебя так думать?
– Кто этот человек?
– Где это происходит? (Кто, что и где?)
– Когда это происходит? (Где и когда?)
Где находился художник, когда писал эту картину? Что, как вам кажется, заинтересовало художника в этом сюжете? Что видно на картине, а о чем мы можем только догадываться?
Каков смысл происходящего?
Как бы вы назвали эту картину?
Слайд 20Результативность технологии «Образ и мысль»
развитие самостоятельности суждений, повышение самооценки участников занятия,
развитие речи, развитие умения слушать и слышать, развитие мышления (абстрактного, логического, образного), развитие эстетического вкуса
Слайд 21Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Дети от природы
любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Слайд 22Что такое критическое мышление?
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские
методы: ставить перед собой вопросы осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление»
Слайд 23Этапы технологии РКМЧП
Вызов
Осмысление
Размышление
Слайд 24Развитие познавательного интереса немотивированных школьников посредством вовлечения их в проектно-исследовательскую
деятельность.
Презентация курса
Первое занятие
Выбор темы проекта
Подготовка проекта
Сбор информации
Защита проекта
Слайд 25Семейная школа «Волшебники» Амурского педагогического колледжа
Развивающие задачи:
Развитие творчества (изучение всех
предметов всегда представляет собой творчество ученика, учеников или совместное творчество учителя и ученика(ов), воспитание ученика-творца и учителя-творца на уровне мысли, слова и дела).
Развитие интереса к познанию себя, истины через изучение разных наук, искусств и религий.
Развитие стремления к пониманию опыта другого человека.