Слайд 1Типология заданий по синтаксису. Анализ словосочетания и предложения. Синтаксические нормы русского
языка. Синтаксические упражнения.
(Из опыта подготовки)
Типология заданий по синтаксису на ЕГЭ
• Из предложения … выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование (управление, примыкание).
• Среди предложений … найдите простое односоставное безличное (сложное, в состав которого входит неопределенно-личное, и т.п.).
• Среди предложений … найдите предложение с обособленным определением (приложением, обстоятельством).
• Среди предложений … найдите сложное предложение, в состав которого входит придаточное определительное (места, условия, причины и т.п.).
• Среди предложений … найдите сложноподчиненное предложение с однородным (неоднородным, последовательным) подчинением придаточных.
• Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
Слайд 4Поиск в тексте словосочетаний определенного типа:
1) чтобы найти словосочетание с согласованием,
надо выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит;
2) поиск словосочетания с управлением – это поиск слова (с предлогом или без), отвечающего на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? и т.д.), а затем установление главного слова, чаще всего глагола или существительного;
3) найти словосочетание с примыканием можно, отыскав неизменяемое слово, а затем установив слово, от которого оно зависит.
! Компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга.
Слайд 6Редактируем
Препятствует(Кому? Чему?) или затягивает(Кого? Что?)
Подготовке
ЕЁ (местоимение в нужном падеже)
Препятствует подготовке и затягивает её
Слайд 7Дополните до словосочетаний. Определите способы связи.
обидеться... – обида...…;
наполнить... – наполнять... …;
уверенность…...
– увериться... .
Образуйте с каждым из следующих слов по три словосочетания так, чтобы были представлены все виды подчинительной связи.
Способность; 2) что-нибудь; 3) прогулка; 4) счастливый; 5) решение.
В каком ряду все словосочетания со связью согласование?
1) Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа;
2) янтарные бусы, дежурной улыбкой, окруженный забором;
3) за тонированными стеклами, песцовой шубы, упругие мышцы;
4) яркой искрой, известные фермеры, ее ресницы.
В каком ряду все словосочетания со связью управление?
1) Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал;
2) с зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза;
3) поражен красотой, вглядывался в небо, в этот час;
4) вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы.
В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?
1) Тотчас остановиться, тихо подошел, стать к окну;
2) давно забытый, когда-то нашел, на это место;
3) украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись;
4) стремиться туда, тихо летали, помнил их.
Слайд 8 Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.
А однажды даже показалось
Алеше, что спина Ковалева мелькнула в толпе.
Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.
Вечерами, когда гасли фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.
Выпишите из предложения все словосочетания, определи тип связи.
Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд, голос светской чести и оскорбленного самолюбия.
Составь словосочетания с разными видами связи на тему «Экзамен по русскому языку». Включи их в состав предложений.
К экзамену по русскому
Готовься заранее
Родной язык
Нелегко покорить
Скорого экзамена
Не стоит бояться
Готовься усердно
Сдашь непременно
Слайд 9В3. Из предложенных предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.
1)Но одна
рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
2)Это было жуткое время! Позже появились первые режиссёры: Евгений Бауэр, Чердыкин, Протазанов
В3. Из предложенных предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью СОГЛАСОВАНИЕ.
1) Я с удовольствием отдам вашему музею копии писем.
2)Он не останется в пределах Пушкина, ведь слишком много вошло в жизнь и требует своего выражения.
В3. Из предложенных предложений выпишите подчинительное словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ.
1)Нет, эти люди хорошо знали, что подвиг - одно, а выполнение нравственного долга – другое.
2)И неожиданно я встретил её.
В3 Из данного предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.
Мы должны стремиться к ближнему на помощь, не рассчитывая, возвратит он или не возвратит оказанную ему услугу; мы должны защитить его от невзгод, хотя бы невзгода угрожала поглотить нас самих.
В3 Из данного предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
Прекрасную сегодня проповедь сказал, для праздника, наш сельский батюшка.
Слайд 10Объясни причину грамматической ошибки и устрани её.
Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке
будет организована выставка древних книг.
По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление.
По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.
Благодаря электрическим свойствам кремний — один из наиболее распространенных элементов в природе — широко применяют в радиотехнике.
Каждый день я поливал и любовался этими удивительными и необычными цветами.
Вырастая, дети реже прислушиваются и следуют советам.
Мы увлекаемся и любим ходить на футбол.
Слайд 11
А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Благодаря
согласованным действиям пожарных, спасателей и сотрудников охраны торгового центра, все люди были вовремя эвакуированы из горящего здания.
2) Люди были измучены, но верили и надеялись на победу
3) Те из вас, кто хочет быстро сбросить лишний вес, должны выполнять этот комплекс упражнений каждый день.
4) В «Капитанской дочке» многие эпизоды Пугачевского бунта отражены исторически достоверно.
Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).
1) Многотонный истребитель, вопреки всех законов гравитации, почти без разбега поднимается в воздух с палубы авианосца.
2) Красивейшей из рек, протекающих по территории Кемеровской области, по праву считается река Кия.
3) Матросы отправились на берег за провизией, и бочки вскоре были полны свежей речной воды.
4) Те из участников, кто подал свои материалы в установленный оргкомитетом срок, будут внесены в список выступающих
1) По завершению работ, связанных с уборкой подсолнечника, крестьянские хозяйства смогут отдать взятые весной кредиты.
2) Те, кто один раз побывал в Приэльбрусье, обязательно вернутся в этот удивительный горный край.
3) В «Солярисе» Станислава Лема многие читатели увидели попытку автора расширить рамки жанра фантастики.
4) Каждый из спортсменов, стартовавших в этом отборочном заезде, мог стать победителем соревнований.
1) Те, кто хоть раз побывал в Барселоне, без сомнения, знают имя Гауди.
2) В «Марсианских хрониках» Рея Брэдбери в полной мере сказалось стремление автора к философскому осмыслению современности.
3) Государь по приезде Аракчеева отложил прогулку и удостоил генерала приватной беседы.
4) Она ждала и звонила ему весь вечер.
Слайд 13Метод подстановки подлежащего.
Определенно-личные предложения
двусоставные с подлежащим я, мы, ты, вы:
Стою у окна – Я стою у окна;
Приходите к нам – Вы приходите к нам.
Неопределенно-личные предложения двусоставные с подлежащим, выраженным
неопределенным местоимением
(некто, кто-то, кто-либо и др.):
Мне об этом уже говорили – Мне об этом уже кто-то говорил.
Безличное предложение Подстановка подлежащего невозможна
Слайд 14Значение односоставных предложений
Неопределённо-личные
Безличные
Слайд 15Неполные предложения
Неполным является предложение, в котором пропущен какой-либо член (или группа
членов). Пропущенный член предложения может быть восстановлен из контекста или ясен из ситуации речи.
Вот пример неполных предложений, в которых пропущенное подлежащее восстанавливается из контекста.
Шла, шла. И вдруг перед собою с холма господский видит дом, селенье, рощу под холмом и сад над светлою рекою. (Контекст – предшествующее предложение: В поле чистом, луны при свете серебристом, в свои мечты погружена, Татьяна долго шла одна.)
Пропал бы, как волдырь на воде, без всякого следа, не оставивши потомков, не доставив будущим детям ни состояния, ни честного имени!
(Подлежащее я восстанавливается по дополнению из предыдущего предложения: Что ни говори, – сказал он сам себе, – а не подоспей капитан-исправник, мне бы, может быть, не далось бы более и на свет Божий взглянуть!)
Односоставное?
!При них возможны различные действующие лица и предметы. При данных сказуемых необходимы выраженные подлежащие, так как из форм действующее лицо неясно.
Например, форму шла можно отнести к разным лицам (я, ты, она), и только контекст выявляет определенное действующее лицо. Это двусоставное неполное предложение.
Слайд 161. Преобразуйте двусоставные предложения в неопределённо-личные. Объясните разницу в значении предложений.
1)Диктор
сообщил по радио о новом эксперименте ученых.2) Москва радостно встречала участников автопробега. 3) В 20 веке ученые изобрели радио, открыли строение атомного ядра.
2. Преобразуйте неопределенно-личные предложения в двусоставные. Обратите внимание на вил и время глаголов.
1) В тот же день меня приняли в команду. 2) Эту фабрику построили за полтора года. 3) Ему посоветовали обратиться к известному врачу.
3. Составь и запиши неопределённо-личные предложения с данными глаголами, употребляя различные формы времени этих глаголов.
Передать, писать, показать, услышать.
Слайд 171. Распределите предложения по двум группам: а) с безличными глаголами, б)
с личными глаголами в безличном употреблении. Ответ аргументируйте.
1) Еще в сенях его обожгло свежим холодом. 2) Пахнет елками и снегом. 3) Вот смерклось. Были все готовы заутра бой затеять новый и до конца стоять. 4) В воздухе посвистывало и выло. 5) Веет древней гордою печалью от развалин скорбных деревень.
2. Сравните предложения из задания 1 с предложениями, содержащими глаголы в 3-м лице настоящего времени в загадках. Можно ли считать эти предложения безличными? Почему?
1) Не лает, не кусает, а в дом не пускает. 2) Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрет – тогда заревет. 3) Ни в огне не горит, ни в воде не тонет. 4) Ночью ходит, а днем спит. 5) К вечеру умирает, поутру оживает.
3. Установите способ выражения реального деятеля в предложениях. Какими синонимичными конструкциями можно заменить данные предложения?
1) Мне в эту пору думается, пишется, ходится и дышится вольно. 2) Лужи затянуло сизым ледком. 3) Пахнуло полынным теплым ветерком с юга. 4) В передней низкой комнате никого не было. 5) Ни одного звука не доносилось из здания.
4. Составьте с данными глаголами двусоставные предложения, подберите к этим предложениям синонимичные односоставные. К какому типу они относятся? Могут ли глаголы, употребленные в односоставных предложениях, использоваться в двусоставных предложениях?
Образец. Сидеть. Ребенок не сидит на месте. – Ребенку не сидится на месте.
Сидеть, гулять, есть
5. С каждым из данных слов составьте по два предложения – односоставное безличное и двусоставное.
Образец. Пора. Мне пора домой. Наступила удивительная пора – золотая осень.
Пора, лень, охота, время.
6. Проанализируйте главные части сложноподчиненных предложений. Являются ли они односоставными безличными
1) Мне нравится, что вы больны не мной. 2) Софья Андреевна бушевала. Возможно, что она прочитала в дневнике Льва Николаевича запись от 22 июля: «Писал в лесу». 3) Поразительно, что мы не встретились раньше. 4) Тогда впервые мелькнуло, что пора думать о будущем. 5) Известно, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Слайд 18В4. Среди данных предложений найдите сложное предложение, в состав которого входит
односоставное безличное. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) 10 июня 1812 года многотысячная армия Наполеона пересекла границу России. (2) Захватчики были уверены в своей быстрой победе. (3) Русскими войсками командовал Михаил Богданович Барклай-де-Толли, происходивший из древнего шотландского рода. (4) Он хорошо знал о несокрушимой мощи французской армии, считал, что сражаться с врагом сейчас – это самоубийство, поэтому решил отступать. (5) Решил отступать, несмотря на то что этому противилась его честь, несмотря на то что многие боевые соратники упрекали его в трусости.
(6) Как же трудно было тогда главнокомандующему, который носил иноземную фамилию, чем давал повод для самых вздорных подозрений. (7) Ходили слухи, что он изменник, что у Наполеона служат его родственники и, дескать, это они склонили Барклая к предательству.
В4. Среди предложений 1 – 15 найдите сложное, в котором есть два односоставных безличных предложения. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) На мою долю недавно выпало счастье познакомится со старым мудрым врачом. (2) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (3) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (4) Он умеет вселить в них надежду и бодрость. (5) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никогда никому не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой, оказывается неготовым к ней. (6) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (7) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (8) Слепым страхом. (9) Одиночеством. (10) Запоздалым раскаянием.
(11) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (12) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (13) Содействием. (14) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (15) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа.
В4. Среди предложений 1 – 4 найдите сложное, в состав которого входит односоставное определенно-личное. Напишите номер этого сложного предложения.
(1) Лишенный цели протест против всяческих законов и правил, который питается темной энергией животных инстинктов? (2) А может, неистребимая потребность познания? (3) Потребность, которая является столь же естественной, как и потребность есть, пить, спать… (4) Оглянитесь на историю человечества: она вся в этом неуступчивом и неуклонном движении за черту дозволенного.