Презентация, доклад по литературе лирика и физика

Содержание

Что-то физики в почёте. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, Дело в мировом законе.— Б. А. Слуцкий, 1959 г.

Слайд 1Разработчик: Мадоян Г.И., Матвеюк В.С. преподаватели ГАПОУ РХ «Аграрный техникум»

Лирика

и физика
Разработчик: Мадоян Г.И., Матвеюк В.С. преподаватели ГАПОУ РХ «Аграрный техникум» Лирика и физика

Слайд 2Что-то физики в почёте. Что-то лирики в загоне. Дело не в

сухом расчёте, Дело в мировом законе.
— Б. А. Слуцкий, 1959 г.

Что-то физики в почёте. Что-то лирики в загоне. Дело не в сухом расчёте, Дело в мировом законе.—

Слайд 3Физика вовсе не простой предмет, И как его выучить – дам я

совет. Надо все формулы знать назубок, И не пропускать без причины урок. Правильно нужно задачи решать, Четко, как учат их оформлять. Теорию нужно всем знать, да чтоб так, Что рассказать её будет пустяк. Контрольные надо писать лишь на пять. Обязательно всем надо физику знать! Знать про альфа - распады и громкость звука. Физика, вовсе, скажу вам, не скука. А опыты…Боже, это так интересно! Их готова творить я везде, повсеместно. В общем одно я хочу лишь сказать: Физику надо учить всем и знать!
Физика вовсе не простой предмет, И как его выучить – дам я совет. Надо все формулы знать

Слайд 6В жизни, порой, не замечая этого, физика и литература тесно переплетаются.

Ещё в древности люди, даже не зная понятия «физика», своими словами, может и в песнях, стихах, описывали те или иные природные явления (молния, гроза, туман). С другой стороны, для того, чтобы донести до потомков литературное слово, использовали изобретения, основываясь на знаниях физики.
В жизни, порой, не замечая этого, физика и литература тесно переплетаются. Ещё в древности люди, даже не

Слайд 7«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и

сердце», - вот высказывание Л.Н.Толстого. Об этом же говорил и А.Эйнштейн, указывая, что в научном мышлении всегда должен присутствовать  «Элемент поэзии». Научное знание в существенной степени обогащает поэтическое восприятие природы. Знание физики природных явлений позволяет ещё сильнее ощущать их внутреннюю гармонию и красоту; в свою очередь, ощущение этой красоты есть дополнительный и мощный стимул к дальнейшему исследованию
«Наука и искусство также тесно связаны между собой, как лёгкое и сердце», - вот высказывание Л.Н.Толстого. Об

Слайд 8Ещё одним представителем классической поэзии является Александр Сергеевич Пушкин. Он использует

первоначальное значение слова «физика», что в переводе с греческого означает природа, а природа это всё, что окружает человека. Творчество Пушкина к описанию физики в природе имеет самое прямое отношение: она представлена в его произведениях широко, вдохновенно и по - научному глубоко.
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле.
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор…
Пушкин описывал природу всегда не только словесно красиво, но и предельно точно. В его стихотворениях всегда чувствуется полнота и завершённость. Он отличался от других поэтов тем, что всегда обращал внимание на незамеченное другими. Например, немногие поэты могли описать природу так, как это сделал Пушкин:
…Природа трепетна, бледна,
Как жертва, пышно убрана…
Но то, что Александр Сергеевич Пушкин замечал самые неприметные вещи не удивительно, ведь это его особый метод наблюдения. Все произведения этого замечательного поэта выделяются краткостью, но в то же время поразительной точностью описания различных явлений.
Ещё одним представителем классической поэзии является Александр Сергеевич Пушкин. Он использует первоначальное значение слова «физика», что в

Слайд 9Я загляну в его исследования по физике и литературе, так как

наука и лирика у Михаила Васильевича Ломоносова тесно переплетаются.
В своих стихотворных произведениях он очень точно, но в то же время красиво и лирично описывает различные физические явления. Например:
Что зыблет ясный ночью луч?
Что тонкий пламень в твердь разит?
Как молния без грозных туч
Стремится от Земли в зенит?
Как может быть, чтоб мерзлый пар
Среди зимы рожал пожар?
В этом отрывке стихотворения Ломоносов описал световое и электрическое физические явления. Михаил Васильевич Ломоносов очень много внимания уделял исследованию световых и электрических физических явлений, это доказывает его теория о цветообразовании. Он первым из учёных пытался установить связь между световыми, тепловыми, химическими и электрическими процессами. В основном все его стихотворные произведения, в которых описаны какие-либо природные явления, говорят нам о грозах, пожарах и других световых и электрических явлениях
Я загляну в его исследования по физике и литературе, так как наука и лирика у Михаила Васильевича

Слайд 10Усадьба по-осеннему молчала.
Весь дом был мёртв в полночной тишине,
И как ребёнок

брошенный, кричала
Ушастая пастушка на гумне.
Это стихотворение полностью насыщено звуками. Иван Алексеевич Бунин описывает всё происходящее вокруг не только в звуках, но и красках. Это придаёт его стихотворениям особую красоту и привлекательность. Описание природы в сочинениях Ивана Бунина позволяет человеку вспомнить о том, что на свете жить хорошо и прекрасно. В одном из произведений он написал так: «Как холодно…и как хорошо жить на свете!»
Усадьба по-осеннему молчала.Весь дом был мёртв в полночной тишине,И как ребёнок брошенный, кричалаУшастая пастушка на гумне.Это стихотворение

Слайд 11Н.В. Гоголь «Из закоптевшей трубы  столбом валил  дым и, поднявшись высоко, так,

что посмотреть – шапка валилась, рассыпался  горячими  угольями по всей степи…» Почему  в безветрие  дым из трубы  поднимается вертикально? Ответ: так как  теплый воздух легче холодного, то он поднимается вверх и расширяется до тех пор,  пока не охладится. Такой вид теплопередачи называется  конвекцией.

«…  разговорились о том, как нужно  солить яблоки.  Старуха  моя начала было говорить, что нужно наперед хорошенько вымыть яблоки, потом намочить в квасу, а потом уже…» На каком явлении основано соление яблок?  Что нужно сделать, чтобы яблоки  просолились быстрее? Ответ:  Это явление называется диффузией. Ионы натрия и хлора беспорядочно движутся в воде,  сквозь поры проникая  в яблоки. Чем выше температура раствора, тем больше скорость движения ионов  и, следовательно, тем, быстрее  они  попадут  в яблоки.

Н.В. Гоголь «Из закоптевшей трубы  столбом валил  дым и, поднявшись высоко, так, что посмотреть – шапка валилась,

Слайд 12«Морозило сильнее, чем с утра;  но зато так   было  тихо, что

скрип мороза под сапогами слышался за полверсты». Почему мы слышим скрип снега по ногами?   Ответ. Снежинки представляют собой кристаллы, под ногами они ломаются, вследствие  этого появляется звук.
«Морозило сильнее, чем с утра;  но зато так   было  тихо, что скрип мороза под сапогами слышался за

Слайд 13« С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую

мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала…» Максим Горький «Макар Чудра» В этом фрагменте рассказа на примере мелодии плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов автор показывает распространение звуковых волн от разных колеблющихся тел. 
« С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны

Слайд 14В  отрывке из рассказа В. Бианки «Музыкант» также рассказывается о механическом

явлении, звучании колеблющейся щепы. «Старик подкрался из-за елочки и видит: на опушке разбитое грозою дерево, из него торчат длинные щепки, а под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил ее. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзинь!»… - Как струна пропела.… Замолк звук, медведь опять за свое: оттянул щепку и отпустил». 
В  отрывке из рассказа В. Бианки «Музыкант» также рассказывается о механическом явлении, звучании колеблющейся щепы. «Старик подкрался

Слайд 15 В отрывке из произведения А.П. Чехова «Степь» рассказывается о действии силы

тяжести и выталкивающей силы на тело, погруженное в жидкость, а также об условиях плавания тела. «Егорушка разбежался и полетел с полуторасаженной вышины. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная на ощупь, подхватила его и понесла обратно наверх. Он вынырнул и опять нырнул: опять та же сила не давала ему коснуться дна и побыть в прохладе, понесла его наверх»
В отрывке из произведения А.П. Чехова «Степь» рассказывается о действии силы тяжести и выталкивающей

Слайд 16При изучении инерции тела можно использовать один из эпизодов знакомой им

сказки В. Гаршина «Лягушка - путешественница»: «Лягушка, дрыгая своими всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твердая дорога, а гораздо дальше». По причине инерции утка упала гораздо дальше того места, над которым закричала.

 физическое явление «изменение агрегатных состояний вещества» можно проиллюстрировать отрывком из можно стихотворения С. Есенина:
Вот морозы затрещали
И сковали все пруды,
И мальчишки закричали
Ей «спасибо» за труды

При изучении инерции тела можно использовать один из эпизодов знакомой им сказки В. Гаршина «Лягушка - путешественница»:

Слайд 18Описанное явление здесь - кристаллизация.
В произведении М.М. Пришвина «Весна света» найдем

описание тепловых процессов - плавления и кристаллизации:
«В Москве уже лет тридцать и больше я наблюдаю чудесное время, названное мною весной света, когда первый воробей запоет по- своему в стенной печурке, желоб высунет из себя ледяной язык, и с него закапает и поперек тротуара побежит первый маленький ручей».
«Желоб высунет из себя ледяной язык» - это кристаллизация; а «с него закапает» - это плавление.
Описанное явление здесь - кристаллизация.В произведении М.М. Пришвина «Весна света» найдем описание тепловых процессов - плавления и

Слайд 19Научные знания по теме «Сила тяжести. Вес тела» можно расширить путем

прочтения отрывка из рассказа А.Р. Беляева «Над бездной», темы «Вес тела, движущегося с ускорением» - отрывком из повести А.Н. Толстого, явления испарения и конденсации упоминаются в повести А.Р. Беляева «Продавец воздуха»


В рассказе Алексея Кожевникова В повести этого же автора «Парень с большим именем» можно найти материал для урока по теме «Теплопроводность»: « Вокруг печи был нестерпимый жар и свет, но рабочие подбегали к самому жерлу и кидали в него лопатами куски железа. Все они были в валенках, в брезентовой одежде, на головах носили широкополые валяные шляпы, а глаза прикрывали синими очками». Здесь же есть описание расплавленного металла, применимое на уроке по теме «Плавление».

Научные знания по теме «Сила тяжести. Вес тела» можно расширить путем прочтения отрывка из рассказа А.Р. Беляева

Слайд 20Действительно, мир многообразен, и нельзя его делить на отдельные составные части,

белое и черное,  физику и лирику.  Все школьные предметы взаимосвязаны, и по-настоящему образованный  культурный  человек  может быть  одновременно и физиком и лириком

...я вспоминаю проницательное суждение Флобера: «Чем дальше, тем искусство становится более научным, а наука — более художественной; расставшись у основания, они встретятся когда-нибудь на вершине». Время этой встречи, время действительного единения «физиков» и «лириков» для общего блага, должно приблизиться (Л. Волынский, Размышления в Артеке, «Лит. газ.», 10 апреля 1965 г.).

Действительно, мир многообразен, и нельзя его делить на отдельные составные части, белое и черное,  физику и лирику. 

Слайд 21Дуга, раскалываясь, плещет,
То выныряя, то пропав,
Не заворожит, не обманет
Твой разукрашенный рукав.
(Есенин

«Опять рассеклись узоры»)
В данном отрывке показано явление дисперсии, т. е. спектрального разложения.
Спектральное разложение света -- это пространственное разделение сложной световой волны (например, белого света) на ее монохроматические составляющие.
Она хотела решительно сдуть гостя в траву, но вдруг случайный переход взгляда от одной крыши к другой открыл ей на синей морской щели уличного пространства белый корабль с алыми парусами.
(Грин «Алые паруса»)
Это также оптическое явление.
Подивился Игорь на светило:
Середь бела - дня ночная тень
Ополченья русские покрыла.
(«Слово о полку Игореве» Часть первая, пункт 3)
В данном отрывке представлено оптическое явление, солнечное затмение.
Дуга, раскалываясь, плещет,То выныряя, то пропав,Не заворожит, не обманетТвой разукрашенный рукав.(Есенин «Опять рассеклись узоры»)В данном отрывке показано

Слайд 23Используемая литература:
Кушко А. Л. Физические явления в лирических произведениях
2. Википедия
3. Приложение

«Физика» к газете 1е сентября.
4. М.М. Балашов «Физика 9» Москва «Просвещение» 1993г
5. «Нетрадиционные уроки» Ассоциация учителей физики 1993г.
6. Я.И. Перельман «Знаете ли вы физику?» Домодедово «ВАП» 1994г.
Журнал «Физика в школе», 2004г.
Интернет-ресурсы


Используемая литература:Кушко А. Л. Физические явления в лирических произведениях2. Википедия3. Приложение «Физика» к газете 1е сентября.4. М.М. Балашов

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть