Слайд 1Теоретические аспекты организации исследовательской деятельности обучающихся на основе требований ФГОС
А.В. Полякова
– доцент кафедры теории и методики профессионального образования, к.п.н.
2016
Слайд 2 «Не мыслям надобно
учиться,
а учить мыслить»
Э. Кант
Слайд 3Приоритетные направления программы развития профессионального образования в условиях реализации ФГОС нового
поколения
Модернизация системы профессионального образования
Формирование у обучающихся компетенций инновационной деятельности
Ориентация на инновационную модель развития
Конкурентоспособность на образовательном рынке ведущих стран мира и Европы
Слайд 4Ориентации профессионального образования на современном этапе -
выход
на перспективный (передовой) уровень развития науки и техники
Новые
открытия
Быстрая
смена
технологий
Обновление
потока
информации
Слайд 5 Особенности развития науки в обществе
ассимиляция научных знаний в обществе
экспансия
науки в профессии
научная деятельность становится функциональной обязанностью рядовых специалистов
невозможность эффективного карьерного роста без использования научно-эвристических методов обработки информации
омолаживание профессий, ассоциированных с наукой
Слайд 6Исследовательская деятельность как важнейший фактор профессионального становления и развития специалиста направлена
на:
Привлечение
внимания студентов
к интеллектуальной
деятельности и познанию
Формирование
у студентов
поискового стиля
мышления
Слайд 7Исследовательская деятельность способствует развитию:
Системного мышления;
Экологической, правовой, информационной, технологической и коммуникативной культуры;
Способности
к предпринимательству и осознанному анализу своей деятельности;
Профессиональной самостоятельности и ответственности;
Познавательной творческой активности;
Способности к постоянному профессиональному росту и развитию личности
Слайд 8Современный подход к понятию
«Исследовательская деятельность»
Содержательный аспект
как инструмент
повышения качества
образования
Факторы
научной
новизны
исследований
Слайд 9
Исследовательская деятельность студента
среднего профессионального образования -это
Процесс совместной деятельности
студента и преподавателя;
- Особый вид деятельности, ориентированный на стимулирование познавательных потребностей обучающихся;
Научно обоснованный опыт, исследовательская работа по какой-либо проблеме, особые технологии педагогической деятельности, метод исследования; методика исследования;
Специально организованная познавательная творческая деятельность студентов с целью получения новых знаний, формирования новых способов деятельности и исследовательских умений.
Слайд 10Структура исследовательской деятельности
Цель: выявление талантливой молодежи,
развитие творческих способностей,
повышение уровня профессиональной
подготовки
Организация
и
инновация
мотив
познание
Слайд 11
«Стать субъектом деятельности-
значит освоить эту деятельность,
овладеть ею,
быть способным к ее осуществлению
и
творческому развитию»
/А.Н. Леонтьев/
Слайд 12Основные задачи исследовательской деятельности студентов
Развитие творческого и аналитического мышления, расширение
научного кругозора
Привитие устойчивых навыков самостоятельной исследовательской работы
Повышение качества усвоения изучаемых учебных дисциплин, междисциплинарных курсов
Выработка умений применять теоретические знания и современные методы научных исследований в практической деятельности
Формирование устойчивых навыков учебной и познавательной деятельности на протяжении «всей жизни»
Слайд 13Основные принципы организации исследовательской деятельности
Развитие потребности в творческой самореализации
Закрепление фундаментальных теоретических
знаний
Формирование научно-эвристического стиля обработки информации
Формирование основ научно-исследовательской деятельности как составляющей общих компетенций специалиста
Развитие коммуникативной и корпоративной компетенции при совместной деятельности
Слайд 14Формы организации и проведения исследовательской деятельности
Учебно-исследовательская (научно-исследовательская) работа студентов в рамках
учебного времени
Учебно-исследовательская работа студентов во внеурочное время (кружки, секции, НОС и др.)
Учебно-исследовательская работа студентов во вне учебное время (олимпиады, конкурсы, конференции, предметные недели и др.)
Самостоятельная работа обучающихся (студентов): аудиторная, внеаудиторная
Слайд 15Алгоритм организации учебно-исследовательской деятельности:
Анализ фактов, явлений, их связей и отношений;
Осознание и
формулирование проблемы;
Формирование цели исследования и исследовательских задач;
Выдвижение гипотезы;
Поиск путей проверки и сама проверка гипотезы;
Обсуждение полученных результатов и получение одобрения сокурсников и преподавателя
Представление «продуктов» исследовательской деятельности на форумах, конференциях, семинарах
Слайд 16Алгоритм научно-исследовательской деятельности:
Мотивация научно-исследовательской деятельности;
Выбор направления исследования;
Выдвижение гипотезы и постановка задач;
Фиксирование
и предварительная обработка данных;
Обсуждение результатов исследования, выдвижение и проверка гипотез;
Оформление результатов работы;
Представление научно-исследовательской работы к защите
Слайд 17Методы исследовательской деятельности
Слайд 18Формирование исследовательской компетенции студентов в ОО СПО
Формирование исследовательской компетенции обучающихся (навыки
и умения исследовательской деятельности) осуществляется в процессе образовательной ( учебной) деятельности :
Лекционных;
Лабораторно-практических;
Семинарских;
Бинарных (комплексных);
С использованием исследовательских заданий в рамках производственной практики.
Слайд 19Приобретению навыков и отработке умений исследовательской деятельности студентов способствует:
Подготовка и защита
докладов, рефератов;
Подготовка и защита курсовых работ ( учебных проектов);
Участие в олимпиадах, смотрах-конкурсах, конференциях.
Слайд 20Вариации заданий в процессе обучения студентов исследовательским навыкам:
Информационные
Проблемные
Экспериментальные
Слайд 21Информационные задания
Подбор, обработка и представление информации, полученной из литературных источников;
Обобщение информации;
Систематизация
и классификация информации;
Работа с понятиями;
Структурирование информации;
Поиск информации в разных источниках;
Работа с первоисточниками.
Слайд 22Проблемные задания:
Обнаружение и расширение противоречий;
Классификация и подбор задач;
Составление задач и решений;
Слайд 23Экспериментальные задания
Наблюдения в условиях аудитории, в быту, на природе;
Решение экспериментальных задач;
Проведение
экспериментальных занятий для получения новых знаний;
Проведение эксперимента для иллюстрации применения знаний на практике.
Слайд 24Фрагментарные учебно-исследовательские занятия
Подбор литературы по теме занятия или реферата (доклада);
Чтение отрывков
из научной литературы с критическим анализом текста и предложением своих вариантов решения проблем;
Дискуссии по проблемам;
Планирование и составление выступлений по определенной теме;
Конспектирование научной статьи с помощью схем и таблиц;
Разработка, защита и оценка гипотезы;
Проведение научного наблюдения, опроса;
Оформление результатов исследования в форме отчета, схем таблиц.
Слайд 25Алгоритм разработки программы исследовательской деятельности
модель исследовательской работы (тексты, схемы, графики)
тема исследования
объект
исследования
предмет исследования
цели и задачи исследования
гипотеза, подлежащая проверке
методы и методики исследования
этапы проведения исследования
состав участников и распределение функциональных обязанностей
ожидаемые результаты и методы их оценки
форма представления результатов исследования
Слайд 26Научность;
Актуальность;
Практическая значимость;
Определение гипотезы исследования и цели работы;
Собственный взгляд на проблему;
Наличие своей
концепции.
Основные требования к научно-исследовательской
деятельности при разработке и защите
ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА
Слайд 27Рекомендации преподавателю:
Поставить цель – определить содержание и формы исследовательской деятельности студентов
и педагогические условия, обеспечивающие ее эффективность;
Обозначить сущность педагогической исследовательской деятельности в процессе подготовки будущего специалиста;
Выявить эффективные формы исследовательской деятельности студентов;
Обосновать условия эффективной организации исследовательской деятельности студентов техникума;
Сформулировать рекомендации к совершенствованию исследовательской деятельности студентов техникума.
Слайд 28 Исследовательская деятельность
может и должна выступать
как определенная форма центрообразующего стержня
совместной деятельности
студентов и преподавателей
на основе достижения общей цели.
«Сфера знаний – это ось,
вокруг которой организуется
новая технология!»