Презентация, доклад по русскому языку на тему Виды БСП (9 класс)

Соотнести виды предложений и примеры

Слайд 1

Третье марта
Классная работа
Виды БСП
Цели:
систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; 
формировать умения устанавливать

смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; 
углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения; 
Третье мартаКлассная работаВиды БСПЦели:систематизировать материал по синтаксису сложного предложения; формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного

Слайд 2
Соотнести виды предложений и примеры

Соотнести виды предложений и примеры

Слайд 3Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)
Б) [ , ];[

]. (перечисление, но части сложного предложения осложнены)

Дорога вилась передо мной между густым кустарником орешника, уже заметные мраком; я продвигался вперед с трудом. (И. Тургенев)

[ ]: [причина].

Я не мог заснуть: передо мной во мраке всё вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов)

[ ]: [пояснение]. (а именно)

Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями. (А. Пушкин)

[ ]: [дополнение]. (что?)

Но решено: завтра двину рать. (А. Пушкин)

Поработаешь до поту – поешь в охоту. (Пословица)

А) [условие] – [ ]. (если)

А) [],[],[]. (перечисление, значение одновременности)

Б) [время] – [ ]. (когда)

Ехал сюда – рожь начала желтеть. (М. Пришвин)

Свистят клесты, звенит синица, смеётся кукушка. (М. Горький)Б) [ , ];[ ]. (перечисление, но части сложного предложения

Слайд 4[] – [следствие].
Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел,

застонал, затрещал. (Н. Некрасов)

[] – [ ]. (противопоставление (а, но))

Лето припасает – зима поедает. (Пословица)

[] – [ ]. (сравнение (будто, как))

Молвит слово – соловей поёт. (Пословица)


От вида БСП зависит

расстановка знаков препинания

интонация

смысловое значение

[] – [следствие]. Вдруг мужики с топорами явились – лес зашумел, застонал, затрещал. (Н. Некрасов)[] – [

Слайд 5Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Валяться было не время: начиналась

весенняя суета перед севом.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?Валяться было не время: начиналась весенняя суета перед севом.1) Первая часть

Слайд 6Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Вдруг слышу: кто-то зовёт меня

по имени, тихонько так, почти шёпотом.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится во второй части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет смысл первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?Вдруг слышу: кто-то зовёт меня по имени, тихонько так, почти шёпотом.1)

Слайд 7
Сложные

предложения отличаются от сложных предложений тем, что в них выражены смысловые отношения между частями.

бессоюзные

союзных

менее четко

Сложные           предложения отличаются от

Слайд 8Какое утверждение является неверным?

А) В БСП простые предложения связываются в устной

речи интонацией;

Б) Смысловые отношения в БСП зависят от содержания входящих в них простых предложений;

В) Знаки препинания в БСП не зависят от характера смысловых отношений между его частями.

Диагностический тест

Какое утверждение является неверным?А) В БСП простые предложения связываются в устной речи интонацией;Б) Смысловые отношения в БСП

Слайд 9Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер –

предвестник бурана»?

А) разделяет подлежащее и сказуемое;

Б) обозначает пропуск члена предложении;

В) отделяет приложение.


Какова роль тире в предложении «Высоко над горами зашумел ветер – предвестник бурана»?А) разделяет подлежащее и сказуемое;Б)

Слайд 10Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные

рукоплескания».

А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого;

Б) предложение рисует быструю смену событий;

В) второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.


Укажите, почему стоит тире в БСП «Песенка кончилась – раздались обычные рукоплескания».А) содержание одного предложения противопоставлено содержанию

Слайд 11Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они

приносили ему много физических страданий».

А) второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первой части;

Б)второе предложение поясняет первое, т.е. раскрывает его содержание;

В) второе предложение распространяет один из членов первого предложения.



Объясните, почему стоит двоеточие «Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физических страданий».А) второе

Слайд 12Допишите, образуя БСП:

А )Любите книгу… (причина);

Б) Я давно написал другу

письмо… (противопоставление);

В) Раздался удар грома… (быстрая смена событий).


Допишите, образуя БСП:А )Любите книгу… (причина); Б) Я давно написал другу письмо… (противопоставление);В) Раздался удар грома… (быстрая

Слайд 131) Какие сложные предложения называются бессоюзными?
2) Как выражаются смысловые отношения в

союзных и бессоюзных сложных предложениях?
3) Какие знаки препинания используются в бессоюзных сложных предложениях?
4) Что зависит от вида БСП?

Рефлексия

1) Какие сложные предложения называются бессоюзными?2) Как выражаются смысловые отношения в союзных и бессоюзных сложных предложениях?3) Какие

Слайд 14
Домашнее задание

Домашнее задание

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть