Слайд 1
Виды вопросов
Понимание текста
Слайд 2Виды информации в тексте
Подтекстовая
Детали, цитаты,
пояснения, вопросы,
схемы, графики ,
стилистические
фигуры,
порядок слов,
приёмы речи
Анализируется
Концептуальная
Система взглядов
автора текста,
его мировоззрение,
замысел, теории,
гипотезы…
Выявляется
через сопоставление
двух видов информаций
– фактуальной
и подтекстовой
Концепция – система взглядов на что-либо.
Слайд 3Уровни осознания текстовой информации
3.
осмысление
2.
понимание
1
восприятие
Слайд 4Основные методы работы с информацией
Выявление (отбор информации в
соответствии с вопросом, заданием, задачей).
Осмысление (анализ информации, формулирование суждений, интерпретация Интерпретировать – истолковать, раскрыть смысл чего-нибудь, объясняя).
Преобразование (создание текста, перевод информации в другую знаковую систему).
Слайд 5Алгоритм работы с информацией.
Определить факты.
Вычленить информацию, вызывающую вопросы.
Сформулировать вопрос себе для
осмысления информации.
Поставить учебную задачу.
Выбрать способ действия.
Записать решение.
Слайд 6Вопросы – первое средство обучения
Вопросы могут служить двум целям:
проверить
усвоение
Слайд 7Виды вопросов
Репродуктивные
Продуктивные (специальные)
Продуктивные разделительные
Проблемные
Слайд 8Репродуктивные вопросы
Цель – проверить знание. Учеников просят запомнить полученную
информацию, определить термины…
Ответить на вопросы : Кто? Что? Где? Куда? Когда? Сколько?...
Репродуктивные вопросы – закрытые вопросы
На такой вопрос существует только один правильный ответ, который представлен в тексте.
Слайд 9Продуктивные вопросы
Цель - понимание текста.
Учеников просят понять смысл переданной информации и
употребить ее не так, как в тексте : сравнить объекты, проиллюстрировать историю, выявить и разъяснить основную идею.
Слайд 10Продуктивные вопросы
Цель - понимание текста.
*Можно ли считать (….) верным?
*Какие выводы можно
сделать из …?
*Какие выводы о герое можно
сделать, зная, что он …?
В вопросе содержится какое-то утверждение (тезис).
Слайд 11Продуктивные разделительные
Разделительный (или расчлененный) вопрос состоит из двух частей: повествовательной и
вопросительной.
Первая часть - повествовательное утвердительное или отрицательное предложение. Вторая часть, присоединяемая через запятую, представляет собой краткий общий вопрос.
Слайд 12Продуктивные разделительные
Цель - осознать полученную информацию.
Тезис + вопрос
Слава настоящая сохраняется на
века, не правда ли (не так ли…)?
Если Искандер прославился тем, что завоевал весь мир, то разве он не обрёл тем самым бессмертия?
Слайд 13Проблемные вопросы
Цель – анализ, синтез, оценка полученной информации.
Не имеет однозначного
решения.
Является многоплановым, решается поэтапно.
Требует привлечения знаний из разных тем, разделов, областей знаний.
Слайд 14Проблемные вопросы
Анализ: разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной ее
структура, обсудить разные точки зрения, ответить на вопросы “почему”, определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.
Синтез: соединить малые части так, чтобы создать что-то новое: другое окончание, решение проблемы, составить, что-то сделать или предсказать развитие событий.
Оценка: высказаться о ценности информации на основании личного опыта или данного им критерия, оценить ситуацию, выразить мнение, рекомендовать решение, обсудить тему, защитить определенную точку зрения.
Слайд 15Проблемные вопросы
Анализ:
разбить информацию на малые части, чтобы стала понятной ее
структура;
обсудить разные точки зрения, ответить на вопросы “почему”;
определить мотивацию, причины, сравнить события или сделать вывод из полученных фактов.
Слайд 16Проблемные вопросы
Синтез:
соединить малые части так, чтобы создать что-то новое:
-
другое окончание, решение проблемы
- составить, что-то сделать или предсказать развитие событий.
Слайд 17Проблемные вопросы
Оценка:
высказаться о ценности информации на основании личного опыта или
данного критерия;
оценить ситуацию, выразить мнение, обсудить тему;
рекомендовать решение;
защитить определенную точку зрения.
Слайд 18Проблемный вопрос
Содержит три обязательных элемента
- указание на объект изучения,
- на
направление изучения объекта,
- противоречие (скрытое или явное).
Почему слава и почитание правителя, полученные в ходе завоеваний, оборачиваются для него с обретением бессмертия презрением потомков?
Слайд 19Проблемный вопрос
Изучение информации – выделение основных моментов.
Выделение главного.
Выявление противоречий.
Определение их сути.
Формулирование
вопроса.
Слайд 20
ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ
Продуктивные и проблемные –открытые вопросы
Вопросы, на которые можно дать различные
ответы, а не только правильные или неправильные.
Такой подход к вопросам поощряет учащихся проверять и развивать свои идеи, критически анализировать пройденный материал
.
Слайд 21Научить учащихся задавать вопросы
Лучший способ понимания текста – это самостоятельная постановка
вопросов к тексту и нахождение на них ответов.
Чтобы сформулировать вопрос , часто требуется больше думать и лучше понимать идею текста, чем для того, чтобы ответить на вопросы .
Слайд 22Чтобы ученики научились учиться самостоятельно, их нужно побуждать задавать себе вопросы:
Понимаю
ли я то, что читаю?
Имеет ли это смысл?
Есть ли у меня ясное представление о том, что происходит в этой истории?
Какие части этой истории отвечают моим предположениям, а какие противоречат им?
Что я могу сделать, чтобы улучшить мое понимание ?
Слайд 23Научить учащихся задавать вопросы
Составить вопросы к тексту
- репродуктивные;
- продуктивные;
- проблемные.
Предположить, какие
вопросы задаст учитель.