Презентация, доклад по теме самообразования:Особенности проблемного обучения на уроках младших школьников.

Содержание

ДИАГНОСТИКА

Слайд 1Особенности проблемного обучения в начальной школе
Выполнила:
учитель начальных классов
Порошина Жанна Александровна
МБОУ

«Тимановская ООШ»
Особенности проблемного обучения в начальной школеВыполнила: учитель начальных классовПорошина Жанна АлександровнаМБОУ «Тимановская ООШ»

Слайд 2ДИАГНОСТИКА

ДИАГНОСТИКА

Слайд 3Если трудности возникли, то какие они?

Если трудности возникли, то какие они?

Слайд 4Как ты относишься к новым сложным заданиям?

Как ты относишься к новым сложным заданиям?

Слайд 5ПРОБЛЕМА
учащиеся не сразу замечают проблемную ситуацию, не могут самостоятельно

осознать существующую в ней проблему и самостоятельно найти пути выхода из неё вследствие отсутствия у них умений организовать самостоятельную исследовательскую работу.

ПРОБЛЕМА  учащиеся не сразу замечают проблемную ситуацию, не могут самостоятельно осознать существующую в ней проблему и

Слайд 6Актуальность
учащиеся не сразу замечают проблемную ситуацию, не могут самостоятельно осознать существующую

в ней проблему и самостоятельно найти пути выхода из неё вследствие отсутствия у них умений организовать самостоятельную исследовательскую работу.

процесс проблемного обучения в начальной школе наименее разработанный

Актуальностьучащиеся не сразу замечают проблемную ситуацию, не могут самостоятельно осознать существующую в ней проблему и самостоятельно найти

Слайд 7 Цель моей работы:
- Активизация творческого потенциала учащихся и повышение качества образования.

Изучить особенности проблемного обучения в начальной школе с дальнейшим применением на практике.
Цель моей работы: - Активизация творческого потенциала учащихся и повышение качества образования.– Изучить особенности проблемного обучения

Слайд 8Задачи:
- раскрыть теоретические аспекты изучения сущности проблемного обучения;
-рассмотреть особенности организации проблемного

обучения в начальной школе;

-описать собственный педагогический опыт использования приёмов создания проблемных ситуаций на уроках.

Задачи:- раскрыть теоретические аспекты изучения сущности проблемного обучения;-рассмотреть особенности организации проблемного обучения в начальной школе; -описать собственный

Слайд 9Теоретические аспекты изучения сущности проблемного обучения.

Теоретические аспекты изучения сущности проблемного обучения.

Слайд 10Основные функции проблемного обучения : ( по М.И. Махмутову)
развитие интеллекта учащихся;

усвоение учениками системы знаний и способов деятельности;

Общие:

формирование диалектико – материалистического мышления школьников;

формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Специальные:

воспитание навыков творческого усвоения знаний;

воспитание навыков творческого применения знаний;

формирование и накопление опыта творческой деятельности;

формирование мотивов учения и потребностей.

Основные функции проблемного обучения : ( по М.И. Махмутову) развитие интеллекта учащихся; усвоение учениками системы знаний и

Слайд 11Виды и уровни проблемного обучения
( по М. И. Махмутову):
Научное

творчество – творческое исследование;
( на теоретических занятиях)

Практическое творчество – поиск практического решения;( на лабораторных, практических занятиях)

Художественное творчество – художественное отображение действительности; (На урочных и внеурочных занятиях)

Обычная активность;


Полусамостоятельная активность;

Самостоятельная
( продуктивная) активность;

Творческая активность.

Виды и уровни проблемного обучения ( по М. И. Махмутову): Научное творчество – творческое исследование;( на теоретических

Слайд 12ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Проблемная ситуация как основной элемент проблемного

обучения.

Проблемная ситуация – основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения.Проблемная ситуация – основной элемент

Слайд 13Способы создания проблемных ситуаций:
побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов;

использование учебных и жизненных ситуаций;

постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

постановка учебных практических заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения.

выдвижение предположений (гипотез), формулировка выводов и их опытная проверка;

побуждение учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов ;

ознакомление учащихся с фактами, носящими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы.

Способы создания проблемных ситуаций: побуждение учащихся к теоретическому объяснению явлений, фактов; использование учебных и жизненных ситуаций; постановка

Слайд 14Методы проблемного обучения, используемые в начальной школе: ( по С.И. Брызгаловой)
проблемное изложение


Решение проблемных задач учителем «для учащихся».

эвристическая беседа
взаимосвязанная серия вопросов, ведущих к решению поставленной учителем проблемы.

исследовательский
метод умозаключения от конкретных факторов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых школьниками.

Методы проблемного обучения, используемые в начальной школе: ( по С.И. Брызгаловой) проблемное изложение Решение проблемных задач учителем

Слайд 15Элементы проблемного урока:
Актуализация прежних знаний учащихся;

Усвоение новых знаний и уровня

действий;

Формирование умений и навыков.

Показатели проблемного урока представляют внутреннюю его часть :

Возникновение проблемных ситуаций и постановка проблемы;

Выдвижение предположений и обоснования гипотезы;

Доказательство гипотезы;

Проверка правильности решения проблемы.

Элементы проблемного урока: Актуализация прежних знаний учащихся;Усвоение новых знаний и уровня действий;Формирование умений и навыков.Показатели проблемного урока

Слайд 16Технологическая схема цикла проблемного обучения.
1-ый этап – постановка педагогической проблемной ситуации;
2-ой

этап - перевод проблемной ситуации в психологическую

3-ий этап – поиск решения проблемы;

4-ый этап – появление идеи решения, переход к решению;

5-ый этап – контроль результатов обучения

Технологическая схема цикла проблемного обучения.1-ый этап – постановка педагогической проблемной ситуации;2-ой этап - перевод проблемной ситуации в

Слайд 17В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть:
проблемные задачи с

недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками;

поиск истины ( способа, приёма, правила решения;

различные точки зрения на один и тот же вопрос;

противоречия практической деятельности.

В качестве проблемной ситуации на уроке могут быть: проблемные задачи с недостающими, избыточными, противоречивыми данными, с заведомо

Слайд 18Приёмы создания проблемной ситуации
«Классические»
«Сокращённые»
« Мотивирующие»
1. Проблемная ситуация
«с удивлением»
2. Проблемная ситуация

« с затруднением»

1. Побуждающий диалог от проблемной ситуации.

2. Подводящий к проблеме диалог.

3. Подводящий от проблемы диалог.

1. Сообщение темы урока с использованием приёма « яркое пятно»

2. Демонстрация непонятных явлений.

3. Сообщение темы урока с использованием приёма « актуализация»

Приёмы создания проблемной ситуации«Классические»«Сокращённые»« Мотивирующие»1. Проблемная ситуация «с удивлением»2. Проблемная ситуация « с затруднением»1. Побуждающий диалог от

Слайд 20« Сокращённые» приёмы создания проблемной ситуации.
Побуждающий диалог – это « экскаватор»,

который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т. Е. помогает формулировать учебную задачу. Используется для:
- побуждения к созданию противоречия;
- побуждения к формулирования учебной проблемы.


2. Подводящий диалог – это логически выстроенная цепочка заданий и вопросов- «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия: система посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к созданию темы урока.

« Сокращённые» приёмы создания проблемной ситуации.Побуждающий диалог – это « экскаватор», который выкапывает проблему, вопрос, трудность, т.

Слайд 21« Мотивирующие» приёмы постановки проблемной ситуации
2. Демонстрация непонятных явлений (эксперименты, наглядность).
3.

« Актуализация» - обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся: обнаружение смысла, значимости предлагаемой темы урока для самих учащихся.

1. «Яркое пятно» - сообщение интригующего материала ( исторических фактов, легенд и т. п.) сказки, легенды.

« Мотивирующие» приёмы постановки проблемной ситуации2. Демонстрация непонятных явлений (эксперименты, наглядность).3. « Актуализация» - обнаружение смысла, значимости

Слайд 22Математика. 1 класс. Тема: Числовой отрезок
-В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик.

Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна была у него беда – он не умел считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и пронумеровать станции, которые Паровозик будет проезжать.»Ты построишь, - сказал он, - волшебный отрезок, который называется «числовым отрезком». Он станет твоим верным другом и помощником и научит решать даже самые трудные примеры».

Приём «мотивирующего» приёма « яркое пятно»

Математика. 1 класс. Тема: Числовой отрезок-В одном большом-пребольшом городе жил-был маленький Паровозик. Дома все его любили, и

Слайд 23Русский язык, 1 класс. Тема: "Согласные звуки [л], [л'], [м], [м']".   
Учитель: Послушайте

стихотворения, которые я вам приготовила. Определите, какие звуки произносятся чаще?  Лохматый лев увидел сон:  Летит с горы на лыжах он.  Луна и снег - быстрей, быстрей.  Вот это лев - краса зверей. Ученики: Чаще слышатся звуки [л], [л']. Учитель: Мяч летает полосатый.  В мяч играют медвежата.  - Можно мне? - спросила мышка.  - Что ты, ты еще малышка! Ученики: Чаще слышатся звуки [м], [м']. Учитель: Так какая тема сегодняшнего урока?  Ученики: Согласные звуки [л], [л'], [м], [м'].
(Учитель фиксирует тему на доске.) 
Русский язык, 1 класс.  Тема:

Слайд 24Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

Урок русского языка в 1-м классе по

теме
«Правила переноса слов»
Я использую столкновение мнений учеников
-Запишите под диктовку слова:…………, лисица
-Напишу это слово (слово на строке не помещается)
--Что же мне делать, ребята?   -А что значит перенести?
-Какой знак нам нужен? (переноса)
-Помогите мне перенести слово «лисица» (парно-групповая работа)
-Посмотрим, что вы предлагаете
лис-ица      лиси-ца
ли-сица      лисиц-а
-Почему так получилось? Какова тема урока?
Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Урок русского языка в 1-м классе по теме «Правила переноса слов»Я использую столкновение

Слайд 25Пример «сокращённого» приёма. Подводящий проблемный диалог
Пример:1. Урок русского языка, 1 класс.
Тема:

слова, которые обозначают действия предметов.
На доске записаны слова действия - предмета: малыш, плачет, моросил, дождик, грачи, прилетят.
Дети группируют слова. В один столбик записывают слова, отвечающие на вопросы кто? что? В другой – остальные слова. Далее детям предлагается задать вопросы к словам второго столбика и объяснить, что обозначают эти слова? Если возникнет трудность, можно предложить соотнести слова-предметы с подходящими словами, обозначающими их действие.
Пример «сокращённого» приёма. Подводящий проблемный диалог Пример:1. Урок русского языка, 1 класс.Тема: слова, которые обозначают действия предметов.На

Слайд 26Результативность работы

Результативность работы

Слайд 27Если трудности возникли, то какие они?

Если трудности возникли, то какие они?

Слайд 28Как ты относишься к новым сложным заданиям?

Как ты относишься к новым сложным заданиям?

Слайд 29ВЫВОД:
Использование проблемного обучения делает возможным преодоление всех сложностей в обучении и

повышает познавательную активность и самостоятельность в обучении.
ВЫВОД:Использование проблемного обучения делает возможным преодоление всех сложностей в обучении и повышает познавательную активность и самостоятельность в

Слайд 30Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть