Слайд 1Тема доклада:
Использование интерактиного метода на уроках русского языка и литературы
Слайд 2
Задачи:
- активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала;
- способствование
раскрытию способностей учащихся, их развитию и самосовершенствованию;
- повышение познавательной мотивации;
- обучение навыкам успешного общения (умения слушать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание);
- воспитание лидерских качеств, умение работать с командой и в команде;
- принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижениям.
Слайд 3
Цели:
- приучение к инновационным методам обучения;
- развитие самостоятельности и
активности;
- воспитание
аналитического и критического мышления;
- работа на опережение;
- открытость к будущему;
- направленность на личность, ее развитие;
- объязательное присутствие элементов творчества;
- партнерский тип отношении: сотрудничество, сотворчество, взаимопомощь, взаимодействие и другие.
Слайд 4
Интерактивное обучение –
это сложный процесс взаимодействия учителя и учащихся, основанный
на диалоге. Участие в диалоге требует не только слушать, но и слышать, не только говорить, но и быть понятым.
Слайд 5,
Что такое «методика интерактивного обучения?»
от англ. «interact» - находиться
во взаимодействии, действовать друг на друга; обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп.
Слайд 6Для чего используется интерактивная методика?
Учащиеся не только получают информацию, они также
должны дать логическое объяснение, почему их путь к решению и само решение является правильным.
Учащиеся прорабатывают идеи более глубоко, так как они знают, что нелогично построенные заключения будут оспариваться.
Учащиеся во время решения проблемы используют свои и чужой опыт.
Учитель тоже может учиться, узнавая что – то новое от учеников.
Слайд 7
ПРИЕМЫ:
- СХОДСТВО / РАЗЛИЧИЯ
ПОИСК СООТВЕТСТВИЙ
РЕЙТИНГ
ОБОБЩЕНИЕ
ВЕРНО / НЕВЕРНО
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
ИГРЫ
МОЗГОВОЙ ШТУРМ
ДЕБАТЫ
-
ВЗАИМОПРОВЕРКА
Слайд 9
Мои приемы при использовании интерактивного метода:
Устная работа:
1. Игра «Интервью - знакомсто»
провожу на одном из первых занятии в 5 классе. Каждый учащийся беседует с соседом по парте, а потом рассказывает о нем всему классу (чем он любит заниматься, что коллекционирует, чем увлекается, что любит читать). Игра поможет учителю создать портрет класса, в котором предстоит работать, и провести начальную диагностику сформированности коммуникативных умении учеников.
Слайд 10Провожу взаимопроверку правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило,
приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.
Слайд 11Блиц – опрос. Этот метод провожу в 7 классе, при заключении
урока. Задаю вопросы по пройденной теме. Учащиеся отвечают на вопросы в устном виде.
Слайд 12
Письменные работы
После изучения какой – либо большой темы, раздела каждый ученик
составляет «Карточку-зачет для соседа». Заранее обговариваем, сколько должно быть заданий и какие, например: один теоретический вопрос (устно) и два практических вопроса (письменно). Сосед по парте выслушивает теоретический вопрос, ставит оценку прямо на карточке, остальные задания выполняются письменно.
Слайд 13В начале урока или в конце часто провожу взаимопроверку словарных диктантов
в 3-4 классах. Я диктую слова или цифры на казахском языке учащиеся пишут на русском языке. Необходимо заметить что ребятам очень нравится работать в парах. Они с огромным удовольствием проверяют диктанты друг у друга. Обозначив критерии оценки, они после проверки оценивают друг друга.
Слайд 14
Игра «Определи пару» предлагаю детям при изучении лексики и фразеологии.
На доске вешаю плакаты с фразеологическими оборотами, затем читаю написанные на стикерах другие фразеологизмы, учащиеся находят синонимичные. Например:
Тертый калачь – отдать богу душу –
Ни рыба ни мясо – кот наплакал –
Дать нагоняй – с пустыми руками –
Фразеологизмы, написанные на стикерах: несолоно хлебавши, приказать долго жить, приказать долго жить, с гульки нос, ни богу свечка ни черту кочерга, стреляный воробей, во все лопатки, намылить шею.
В целях активизации мышления учащихся я могу предложить фразеологизмы, не сочетающиеся с данными на плакате ( в этом случае – во все лопатки). В таком случае пары не будет.
Полученные пары фразеологизмов:
Тертый калачь – стреляный воробей.
Ни рыба ни мясо – ни богу свечка ни черту кочерга.
Дать нагоняй – намылить шею.
Отдать богу душу – приказать долго жить.
Кот наплакал – с гулькин нос.
С пустыми руками – несолоно хлебавши.
Слайд 16
«Кто больше?» Например, кто больше подберет однокоренные слова. Эту технику я
провожу в 5 классе.
Эстафета. С последней парты передается листочек, на который нужно по цепочке записать примеры на правило. Выигрывает тот, кто быстрее вручит учителю листок с меньшим количеством ошибок в записанных словах.
Аукцион вопросов по теме (каждый ряд – команда задает вопросы по теме урока другому ряду). Оцениваются как интересные, оригинальные вопросы, так и правильные ответы.
Слайд 17Подобные игры – соревнования развивают у ребят чувство личной ответственности за
результат, быстроту реакции. Кроме того, подобная игровая деятельность насыщает урок – эмоционально, поддерживает высокий уровень к предмету.
Слайд 18Умелое направление интерактивного метода - это обучение для достижения поставленных учебных
целей.