Слайд 1Выразительные средства
русского языка
Слайд 2Выразительность речи
Особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес
у слушателя или читателя
Слайд 3Условия выразительности
Самостоятельность мышления.
Неравнодушие к теме.
Хорошее знание языка, его выразительных возможностей.
Хорошее знание
свойств и особенностей языковых стилей.
Систематическая осознанная тренировка речевых навыков.
Слайд 4Выразительные средства
Формы языка, которые служат для эмоционального или логического
усиления речи
Слайд 6Звуковые выразительные средства
Подбор слов близкого (необычного) звучания.
Повторение одинаковых или сходных согласных.
Я
вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вдохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
Повторение одинаковых или сходных гласных.
Люблю берёзу русскую ,
То светлую, то грустную.
Зияние, неблагозвучное скопление гласных на стыке двух или трёх слов.
И под гармонию ЕЯ Я строил стих (А. Майков). Через ливонскИЕ Я проезжал поля (Ф. Тютчев).
Игровые стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.
Облик осени.
Охрой – осины.
Облака оловянные.
Облик осенний.
Слово, фраза или целое стихотворение, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево.
Я разуму уму заря,
Я иду с мечем судия.
Верь в звук слов:
Смысл тайн в них.
В. Брюсов
Слайд 7Словообразовательные выразительные средства
Выявление смысла морфемы.
Ему (А.П. Чехову) было в высшей
степени доступно умение заражать, казалось бы, самых равнодушных людей своим со-чувствием, своим со-страданием.
Изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических построений в начале стихов или строф.
Для поэта природа – чаша, полная звуков и песен, но певец без народа безгласен, бескрыл, бессловесен.
Скопление однокоренных слов.
Горе свое горькое
Я перегорюю
И в борьбе с несчастьями
Счастье завоюю.
Использование слов с суффиксами субъективной оценки.
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.
Авторские слова.
Сливеют губы с холода.
Слайд 8Морфологические средства выразительности
Слайд 9Лексические средства выразительности
Слайд 10Задание. Распределите выразительные средства по группам в соответствии с тем лексическим
явлением, которое лежит в основе выразительности.
Метафора.
Антитеза.
Градация.
Каламбур.
Омонимичные рифмы.
Метонимия.
Оксюморон.
Синекдоха.
Антифразис.
Слайд 11Полисемия
Метафора – скрытое сравнение предмета с другим предметом на основании признака,
общего для обоих.
Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.
Синекдоха – вид метонимии, состоящий в упоминании большего вместо меньшего или наоборот.
Слайд 12Омонимия
Омонимичные рифмы – рифмование омонимов с целью придания стихотворению особой занимательности.
Слайд 13Антонимия
Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний.
Оксюморон
– соединение контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия.
Каламбур – столкновение в речи антонимов и многозначных слов.
Антифразис – употребление слова в противоположном значении.
Слайд 14Синонимия
Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении
сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств.
Слайд 15Лексические средства выразительности
Троп есть такое изменение собственного значения слова или
оборота в другое, при котором получается обогащение значения.
М. Ф. Квинтилиан
Слайд 16Тропы
Уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака
с целью создания художественного описания.
Сравнение
Стилистически значимое, образное, выразительное определение предмета или действия.
Эпитет
Наделение неодушевленных или абстрактных предметов, явлений, событий признаками и свойствами человека.
Олицетворение
Утверждение, противоречащее здравому смыслу, но таящее в себе глубокое значение, которое служит предметом иронии.
Парадокс
Слайд 17Тропы
Образное выражение, состоящее в преувеличении каких-либо свойств изображаемого предмета, явления.
Гипербола
Намеренное ослабление говорящим признака или свойства, о котором идет речь.
Литота
Преуменьшение интенсивности свойств предмета речи, каких-либо действий, процессов, состояний.
Мейозис
Использование описания вместо собственного имени или названия, оборот речи, замещающий слово.
Перифраза
Слайд 18Тропы
Употребление слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой
насмешки.
Ирония
Выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах, иносказание.
Аллегория
Замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику явления, иносказательным оборотом, смягчающим оценку.
Эвфемизм
Слайд 19Другие лексические средства выразительности
Аллюзия — соотнесение описываемого в речи с устойчивым
литературным, мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи: наполеоновские замашки.
Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении: Я пережил и многое и многих (П. А. Вяземский) - Я изменял и многому и многим (В. Я. Брюсов).
Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.
Использование литературных образов с целью пояснения положения, явления, другого образа: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.
Цитирование с целью доказательства какого-либо положения, тезиса: А.С. Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.
Слайд 20Выразительные средства синтаксиса
Слайд 21Фигуры мысли
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он
в краю родном?
М. Лермонтов
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение.
Слайд 22Фигуры мысли
Да, так любить, как наша кровь,
Никто
из вас давно не любит!
А. Блок
Риторическое восклицание - эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно.
Слайд 23Фигуры мысли
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных
отцов…
М. Лермонтов
Риторическое обращение – интонационно окрашенное обращение к реальному или подразумеваемому адресату (лицу или предмету).
Слайд 24Фигуры мысли
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,
Что
уж барону время умереть.
А. Пушкин
Умолчание (апосиопеза) - сознательная незавершенность предложения, недоговоренность.
Слайд 25Фигуры мысли
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел,
Когда б мне быть
отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый,
То верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
А. Пушкин
Период – гармоническая по форме синтаксическая конструкция с особой ритмичностью и упорядоченностью частей, исключительной полнотой и завершенностью содержания.
Слайд 26Фигуры перемещения
Для берегов отчизны дальней
Ты покидала край
чужой.
А. Пушкин
Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи.
Слайд 27Фигуры перемещения
Вычеркнуться из зеркал?
Выписаться из широт?
М. Цветаева
Параллелизм - тождественное или сходное синтаксическое построение предложений или их частей.
Слайд 28Фигуры перемещения
Любить... но кого же?..
М. Лермонтов
Парцелляция
– прием расчленения фразы на части или даже отдельные слова с целью придания экспрессии путем отрывистого произнесения.
Слайд 29Фигуры перемещения
Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы
есть.
Хиазм — перекрещивание, перемена позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста.
Слайд 30Фигуры перемещения
Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир,
Гете, Пушкин, - приходят какие-то мальчишки и объявляют это все насмарку.
В. Брюсов
Анаколуф – синтаксическая несогласованность, нарушение норм постановки слов с целью передачи взволнованности речи.
Слайд 31Фигуры прибавления
Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет,
конечно. Он оказывается поэтом не потому, что он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.
А. Блок
Вопросно-ответное единство - способ диалогизации и актуализации текста.
Слайд 32Фигуры прибавления
Только ветер да звонкая пена,
Только чаек
тревожный полет,
Только кровь, что наполнила вены,
Закипающим гулом поет.
Э. Багрицкий
Анафора – повторение похожих звуков, слов, синтаксических и ритмических построений в начале смежных стихов, строф, предложений.
Слайд 33Фигуры прибавления
Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
А. Блок
Эпифора - повторение слова или звукосочетания в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности.
Слайд 34 Фигуры прибавления
... И охваченный предчувствием великих судеб,
ожидающих Русь, эту непостижимую страну, он восклицает: "Русь! Куда несешься ты, дай ответ! Не дает ответа!". И не дала она ответ поэту, и не передал он его нам.
И. Аксаков
Стык (Анадиплосис) – повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Слайд 35Фигуры прибавления
Мутно небо, ночь мутна.
А. Пушкин
Кольцо
(просаподосис) - повторение в конце предложения слова или словосочетания, которое его начинает.
Слайд 36Фигуры прибавления
Во поле березка стояла,
Во поле
кудрявая стояла.
Народная песня
Симплока – соединение анафоры и эпифоры.
Слайд 37Фигуры прибавления
Ох! Лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной,
да пыль, да комары, да мухи…
А. Пушкин
Многосоюзие - многократное повторение союза, что подчеркивает значение каждого компонента конструкции.
Слайд 38Фигуры убавления
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный,
клики, скрежет.
А. Пушкин
Бессоюзие – отсутствие служебных слов в предложении, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность.
Слайд 39Фигуры убавления
Я за свечку – свечка в печку.
Я за книжку – та бежать…
К. Чуковский
Эллипсис – пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста.
Слайд 40Фигуры убавления
Шел дождь и три студента, первый — в
пальто, второй — в университет, третий — в плохом настроении.
Зевгма - экспрессивная конструкция, состоящая из главного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых по значению.
Слайд 41Изобразительные средства выразительности
Слайд 42Задание. Определите, какие выразительные средства языка встречаются в данных предложениях.
Игру его
любил творец Макбета.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Путь шел по целине; люди падали с обрывов.
Я три тарелки съел.
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Обязанность учителя – учить. Учитель должен быть у-чи-те-лем.
Из перерубленной берёзы градом лились прощальные слёзы.
Как бабочка, я на костёр
Лечу и огненность целую.
О как мучительно тобою счастлив я.
Перифраза. Инверсия.
Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Вопросно-ответное единство.
Синтаксический параллелизм.
Метонимия.
Многосоюзие.
Скопление однокоренных слов. Графика.
Сравнение. Олицетворение. Фразеологизм. Аллитерация.
Окказионализм. Сравнение.
Оксюморон. Инверсия.
Слайд 43Лингвистический анализ текста
Выяснение фонетико-интонационных особенностей текста.
Анализ экспрессивных средств словообразования.
Лексические выразительные средства.
Грамматические
(морфологические и синтаксические) средства усиления выразительности текста.
Особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.
Слайд 44Задание. Выполните лингвистический анализ текста.
Если вы есть,- будьте первыми!
Первыми – кем
бы вы ни были.
Из песен – лучшими песнями.
Из книг – настоящими книгами.
Ты, пожалуйста, добеги.
Дотерпи, родной! Дотяни.
Достони. Дохрипи. Смоги!..
Через все чужие «ни в жизнь»…
Через все свои «не могу»…