Презентация, доклад по русскому языку на тему Выразительные средства языка (10 класс)

Содержание

Выразительность речи Особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя

Слайд 1Выразительные средства русского языка

Выразительные средства  русского языка

Слайд 2Выразительность речи
Особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес

у слушателя или читателя

Выразительность речи  Особенности структуры речи, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя

Слайд 3Условия выразительности
Самостоятельность мышления.
Неравнодушие к теме.
Хорошее знание языка, его выразительных возможностей.
Хорошее знание

свойств и особенностей языковых стилей.
Систематическая осознанная тренировка речевых навыков.

Условия выразительностиСамостоятельность мышления.Неравнодушие к теме.Хорошее знание языка, его выразительных возможностей.Хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей.Систематическая осознанная

Слайд 4Выразительные средства
Формы языка, которые служат для эмоционального или логического

усиления речи
Выразительные средства  Формы языка, которые служат для эмоционального или логического усиления речи

Слайд 6Звуковые выразительные средства
Подбор слов близкого (необычного) звучания.

Повторение одинаковых или сходных согласных.
Я

вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вдохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.

Повторение одинаковых или сходных гласных.

Люблю берёзу русскую ,
То светлую, то грустную.

Зияние, неблагозвучное скопление гласных на стыке двух или трёх слов.
И под гармонию ЕЯ Я строил стих (А. Майков). Через ливонскИЕ Я проезжал поля (Ф. Тютчев).

Игровые стихи, в которых все слова начинаются с одной и той же буквы.
Облик осени.
Охрой – осины.
Облака оловянные.
Облик осенний.

Слово, фраза или целое стихотворение, одинаково читаемые по буквам слева направо и справа налево.
Я разуму уму заря,
Я иду с мечем судия.

Верь в звук слов: Смысл тайн в них.
В. Брюсов

Звуковые выразительные средстваПодбор слов близкого (необычного) звучания.Повторение одинаковых или сходных согласных.Я вольный ветер, я вечно вею,Волную волны,

Слайд 7Словообразовательные выразительные средства
Выявление смысла морфемы.
Ему (А.П. Чехову) было в высшей

степени доступно умение заражать, казалось бы, самых равнодушных людей своим со-чувствием, своим со-страданием.

Изобразительный прием, который заключается в повторении звуков, слов, синтаксических построений в начале стихов или строф.
Для поэта природа – чаша, полная звуков и песен, но певец без народа безгласен, бескрыл, бессловесен.

Скопление однокоренных слов.
Горе свое горькое
Я перегорюю
И в борьбе с несчастьями
Счастье завоюю.

Использование слов с суффиксами субъективной оценки.
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила.

Авторские слова.
Сливеют губы с холода.

Словообразовательные выразительные средства Выявление смысла морфемы.Ему (А.П. Чехову) было в высшей степени доступно умение заражать, казалось бы,

Слайд 8Морфологические средства выразительности

Морфологические средства выразительности

Слайд 9Лексические средства выразительности

Лексические средства выразительности

Слайд 10Задание. Распределите выразительные средства по группам в соответствии с тем лексическим

явлением, которое лежит в основе выразительности.

Метафора.
Антитеза.
Градация.
Каламбур.
Омонимичные рифмы.

Метонимия.
Оксюморон.
Синекдоха.
Антифразис.

Задание. Распределите выразительные средства по группам в соответствии с тем лексическим явлением, которое лежит в основе выразительности.Метафора.Антитеза.Градация.Каламбур.Омонимичные

Слайд 11Полисемия
Метафора – скрытое сравнение предмета с другим предметом на основании признака,

общего для обоих.
Метонимия – замена слова или понятия другим словом, имеющим причинную связь с первым.
Синекдоха – вид метонимии, состоящий в упоминании большего вместо меньшего или наоборот.


ПолисемияМетафора – скрытое сравнение предмета с другим предметом на основании признака, общего для обоих.Метонимия – замена слова

Слайд 12Омонимия
Омонимичные рифмы – рифмование омонимов с целью придания стихотворению особой занимательности.

ОмонимияОмонимичные рифмы – рифмование омонимов с целью придания стихотворению особой занимательности.

Слайд 13Антонимия
Антитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний.
Оксюморон

– соединение контрастных лексических единиц с целью изображения нового, необычного понятия.
Каламбур – столкновение в речи антонимов и многозначных слов.
Антифразис – употребление слова в противоположном значении.
АнтонимияАнтитеза – стилистическая фигура контраста, резкого противопоставления понятий, положений, образов, состояний.Оксюморон – соединение контрастных лексических единиц с

Слайд 14Синонимия
Градация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении

сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств.
СинонимияГрадация - стилистическая фигура, заключающаяся в последовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других

Слайд 15Лексические средства выразительности
Троп есть такое изменение собственного значения слова или

оборота в другое, при котором получается обогащение значения.
М. Ф. Квинтилиан
Лексические средства выразительности Троп есть такое изменение собственного значения слова или оборота в другое, при котором получается

Слайд 16Тропы
Уподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака

с целью создания художественного описания.
Сравнение
Стилистически значимое, образное, выразительное определение предмета или действия.
Эпитет
Наделение неодушевленных или абстрактных предметов, явлений, событий признаками и свойствами человека.
Олицетворение
Утверждение, противоречащее здравому смыслу, но таящее в себе глубокое значение, которое служит предметом иронии.
Парадокс
ТропыУподобление одного предмета, лица, события другому на основе выявления общего признака с целью создания художественного описания.

Слайд 17Тропы
Образное выражение, состоящее в преувеличении каких-либо свойств изображаемого предмета, явления.

Гипербола
Намеренное ослабление говорящим признака или свойства, о котором идет речь.
Литота
Преуменьшение интенсивности свойств предмета речи, каких-либо действий, процессов, состояний.
Мейозис
Использование описания вместо собственного имени или названия, оборот речи, замещающий слово.
Перифраза
ТропыОбразное выражение, состоящее в преувеличении каких-либо свойств изображаемого предмета, явления.   ГиперболаНамеренное ослабление говорящим признака или

Слайд 18Тропы
Употребление слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой

насмешки.
Ирония
Выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах, иносказание.
Аллегория
Замена прямого названия, дающего отрицательную характеристику явления, иносказательным оборотом, смягчающим оценку.
Эвфемизм

ТропыУпотребление слова в смысле, обратном буквальному с целью тонкой или скрытой насмешки.  ИронияВыражение отвлеченных понятий в

Слайд 19Другие лексические средства выразительности
Аллюзия — соотнесение описываемого в речи с устойчивым

литературным, мифологическим или историческим понятием с целью охарактеризовать предмет речи: наполеоновские замашки.
Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении: Я пережил и многое и многих (П. А. Вяземский) - Я изменял и многому и многим (В. Я. Брюсов).
Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо.
Использование литературных образов с целью пояснения положения, явления, другого образа: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.
Цитирование с целью доказательства какого-либо положения, тезиса: А.С. Пушкина, «как первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

Другие лексические средства выразительностиАллюзия — соотнесение описываемого в речи с устойчивым литературным, мифологическим или историческим понятием с

Слайд 20Выразительные средства синтаксиса

Выразительные средства синтаксиса

Слайд 21Фигуры мысли
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он

в краю родном?
М. Лермонтов


Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа, но имеющий эмоциональное значение.
Фигуры мысли Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном?М. Лермонтов  Риторический

Слайд 22Фигуры мысли
Да, так любить, как наша кровь,
Никто

из вас давно не любит!
А. Блок


Риторическое восклицание - эмоционально окрашенное предложение, в котором эмоции выражены интонационно.
Фигуры мысли  Да, так любить, как наша кровь,  Никто из вас давно не любит! А.

Слайд 23Фигуры мысли
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных
отцов…
М. Лермонтов

Риторическое обращение – интонационно окрашенное обращение к реальному или подразумеваемому адресату (лицу или предмету).
Фигуры мысли А вы, надменные потомки Известной подлостью прославленных отцов…М. Лермонтов  Риторическое обращение – интонационно окрашенное

Слайд 24Фигуры мысли
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал,
Что

уж барону время умереть.
А. Пушкин


Умолчание (апосиопеза) - сознательная незавершенность предложения, недоговоренность.
Фигуры мысли Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть. А. Пушкин

Слайд 25Фигуры мысли
Когда бы жизнь домашним кругом
Я ограничить захотел,
Когда б мне быть

отцом, супругом
Приятный жребий повелел;
Когда б семейственной картиной
Пленился я хоть миг единый,
То верно б, кроме вас одной
Невесты не искал иной.
А. Пушкин

Период – гармоническая по форме синтаксическая конструкция с особой ритмичностью и упорядоченностью частей, исключительной полнотой и завершенностью содержания.
Фигуры мыслиКогда бы жизнь домашним кругомЯ ограничить захотел,Когда б мне быть отцом, супругомПриятный жребий повелел;Когда б семейственной

Слайд 26Фигуры перемещения
Для берегов отчизны дальней
Ты покидала край

чужой.
А. Пушкин


Инверсия – нарушение общепринятой грамматической последовательности речи.
Фигуры перемещения  Для берегов отчизны дальней  Ты покидала край чужой.А. Пушкин  Инверсия – нарушение

Слайд 27Фигуры перемещения
Вычеркнуться из зеркал?
Выписаться из широт?
М. Цветаева


Параллелизм - тождественное или сходное синтаксическое построение предложений или их частей.
Фигуры перемещения  Вычеркнуться из зеркал?  Выписаться из широт?М. Цветаева  Параллелизм - тождественное или сходное

Слайд 28Фигуры перемещения
Любить... но кого же?..
М. Лермонтов


Парцелляция

– прием расчленения фразы на части или даже отдельные слова с целью придания экспрессии путем отрывистого произнесения.
Фигуры перемещения  Любить... но кого же?.. М. Лермонтов  Парцелляция – прием расчленения фразы на части

Слайд 29Фигуры перемещения
Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы

есть.



Хиазм — перекрещивание, перемена позиций повторяющихся компонентов двух смежных отрезков текста.
Фигуры перемещения  Мы едим, чтобы жить, а не живем, чтобы есть.  Хиазм — перекрещивание, перемена

Слайд 30Фигуры перемещения
Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир,

Гете, Пушкин, - приходят какие-то мальчишки и объявляют это все насмарку.
В. Брюсов


Анаколуф – синтаксическая несогласованность, нарушение норм постановки слов с целью передачи взволнованности речи.
Фигуры перемещения  Все, чем человечество гордилось тысячелетия: Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Пушкин, - приходят какие-то мальчишки

Слайд 31Фигуры прибавления
Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет,

конечно. Он оказывается поэтом не потому, что он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он — сын гармонии, поэт.
А. Блок

Вопросно-ответное единство - способ диалогизации и актуализации текста.
Фигуры прибавления  Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он оказывается поэтом не потому,

Слайд 32Фигуры прибавления
Только ветер да звонкая пена,
Только чаек

тревожный полет,
Только кровь, что наполнила вены,
Закипающим гулом поет.
Э. Багрицкий

Анафора – повторение похожих звуков, слов, синтаксических и ритмических построений в начале смежных стихов, строф, предложений.
Фигуры прибавления  Только ветер да звонкая пена,  Только чаек тревожный полет,  Только кровь, что

Слайд 33Фигуры прибавления
Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня!
А. Блок
Эпифора - повторение слова или звукосочетания в конце фразы или нескольких фраз в целях усиления выразительности.
Фигуры прибавления  Милый друг, и в этом тихом доме  Лихорадка бьет меня.  Не найти

Слайд 34 Фигуры прибавления
... И охваченный предчувствием великих судеб,

ожидающих Русь, эту непостижимую страну, он восклицает: "Русь! Куда несешься ты, дай ответ! Не дает ответа!". И не дала она ответ поэту, и не передал он его нам.
И. Аксаков

Стык (Анадиплосис) – повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.
Фигуры прибавления  ... И охваченный предчувствием великих судеб, ожидающих Русь, эту непостижимую страну, он

Слайд 35Фигуры прибавления
Мутно небо, ночь мутна.
А. Пушкин



Кольцо

(просаподосис) - повторение в конце предложения слова или словосочетания, которое его начинает.
Фигуры прибавления  Мутно небо, ночь мутна. А. Пушкин  Кольцо (просаподосис) - повторение в конце предложения

Слайд 36Фигуры прибавления
Во поле березка стояла,
Во поле

кудрявая стояла.
Народная песня


Симплока – соединение анафоры и эпифоры.
Фигуры прибавления  Во поле березка стояла,  Во поле кудрявая стояла.Народная песня  Симплока – соединение

Слайд 37Фигуры прибавления
Ох! Лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной,

да пыль, да комары, да мухи…
А. Пушкин


Многосоюзие - многократное повторение союза, что подчеркивает значение каждого компонента конструкции.
Фигуры прибавленияОх! Лето красное! любил бы я тебя,Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи…А.

Слайд 38Фигуры убавления
Швед, русский колет, рубит, режет,
Бой барабанный,

клики, скрежет.
А. Пушкин


Бессоюзие – отсутствие служебных слов в предложении, вследствие чего речь приобретает большую сжатость, компактность.
Фигуры убавления  Швед, русский колет, рубит, режет,  Бой барабанный, клики, скрежет.А. Пушкин  Бессоюзие –

Слайд 39Фигуры убавления
Я за свечку – свечка в печку.

Я за книжку – та бежать…
К. Чуковский


Эллипсис – пропуск в предложении слова, которое легко подразумевается из контекста.
Фигуры убавления  Я за свечку – свечка в печку.  Я за книжку – та бежать…

Слайд 40Фигуры убавления
Шел дождь и три студента, первый — в

пальто, второй — в университет, третий — в плохом настроении.



Зевгма - экспрессивная конструкция, состоящая из главного слова и зависящих от него однородных членов предложения, равноценных грамматически, но разноплановых по значению.
Фигуры убавления  Шел дождь и три студента, первый — в пальто, второй — в университет, третий

Слайд 41Изобразительные средства выразительности

Изобразительные средства выразительности

Слайд 42Задание. Определите, какие выразительные средства языка встречаются в данных предложениях.
Игру его

любил творец Макбета.
Знаете ли вы украинскую ночь? О, вы не знаете украинской ночи!
Путь шел по целине; люди падали с обрывов.
Я три тарелки съел.
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Обязанность учителя – учить. Учитель должен быть у-чи-те-лем.
Из перерубленной берёзы градом лились прощальные слёзы.
Как бабочка, я на костёр Лечу и огненность целую.
О как мучительно тобою счастлив я.

Перифраза. Инверсия.
Риторический вопрос. Риторическое восклицание. Вопросно-ответное единство.
Синтаксический параллелизм.
Метонимия.
Многосоюзие.
Скопление однокоренных слов. Графика.
Сравнение. Олицетворение. Фразеологизм. Аллитерация.
Окказионализм. Сравнение.
Оксюморон. Инверсия.

Задание. Определите, какие выразительные средства языка встречаются в данных предложениях.Игру его любил творец Макбета.Знаете ли вы украинскую

Слайд 43Лингвистический анализ текста

Выяснение фонетико-интонационных особенностей текста.
Анализ экспрессивных средств словообразования.
Лексические выразительные средства.
Грамматические

(морфологические и синтаксические) средства усиления выразительности текста.
Особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.
Лингвистический анализ текстаВыяснение фонетико-интонационных особенностей текста.Анализ экспрессивных средств словообразования.Лексические выразительные средства.Грамматические (морфологические и синтаксические) средства усиления выразительности

Слайд 44Задание. Выполните лингвистический анализ текста.
Если вы есть,- будьте первыми! Первыми – кем

бы вы ни были. Из песен – лучшими песнями. Из книг – настоящими книгами.

Ты, пожалуйста, добеги. Дотерпи, родной! Дотяни. Достони. Дохрипи. Смоги!.. Через все чужие «ни в жизнь»… Через все свои «не могу»…
Задание. Выполните лингвистический анализ текста.Если вы есть,- будьте первыми! Первыми – кем бы вы ни были. Из

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть