Слайд 15В класс
Проектная работа
Румянцевой Валерии
«Мифологические представления шотландцев и жителей Архангельской области»
Руководитель проектной
работы – Стешенко Е.Ю., учитель русского языка и литературы
Слайд 2Цель:
Сравнить мифологические существа Поморья и Шотландии и выявить общие черты и
различия фольклорных традиций этих народов.
Слайд 3Задачи:
Аналитически изучить литературу по теме исследования;
Описать некоторых мифологических существ Архангельской области
и Шотландии;
Сравнить мифологических существ Поморья и Шотландии и выявить их сходства и различия.
Слайд 4Методы:
-Метод сплошной выборки;
-Метод количественных подсчётов;
-Метод сопоставительного анализа.
Слайд 5Материалом послужили:
«Мифологические рассказы Архангельской области»
«Легенды и предания Шотландии»
Слайд 6Мифологические представления шотландцев и жителей Архангельской области.
Мифологические представления возникают и развиваются
вместе с обществом: одни элементы мифа отмирают и забываются, другие изменяются, третьи возникают вновь.
Мифологические традиции
В основе русской – шотландской –древние языческие наследие кельтов
представления, и самое мрачное
славянская мифология религиозное течение - кальвинизм
Слайд 7Мифологические представления шотландцев и жителей Архангельской области.
Мифологические представления возникают и развиваются
вместе с обществом: одни элементы мифа отмирают и забываются, другие изменяются, третьи возникают вновь.
Мифологические традиции
В основе русской – шотландской –древние языческие наследие кельтов
представления, и самое мрачное
славянская мифология религиозное течение - кальвинизм
Слайд 8Мифологические существа Поморья.
Основой религиозных взглядов восточных славян до принятия христианства было
язычество.
Оно предполагало веру во многих богов, божеств и духов, стоявших на разных ступеньках религиозной системы.
Слайд 9
Низшую ступень занимали духи природы и духи предков.
В
основе русской, как и всей славянской, мифологии лежит очень древний культ предков-умерших родственников, принадлежащих данному роду.
Христианство поставило всех языческих божеств вне закона, и вера в них сравнительно быстро угасла.
Однако низшие божества, духи предков и духи, связанные с природным циклом, продолжали жить в народной памяти.
Эти существа обеспечивали плодовитость людей и скота, урожай на полях, плодородие почвы, количество рыбы в реках и грибов в лесах
Мифологические существа Поморья
Слайд 10
Домовой
Домовой- (дух
умершего предка)-покровитель семьи и дома, который обеспечивает благополучие, здоровье семьи и плодородие животных.
Не боится ни креста, ни молитвы. А ведь они невыносимы для всех демонов. Наиболее активен вечером, после захода солнца, и ночью.
Любит жить в подполье , под печью или на печи, на чердаке или в тёмном углу дома. Домовой часто похож на хозяина, мужчина средних лет, лохматый. Может оборачиваться кошкой или собакой, лаской или ужом.
Слайд 11 Банник
Банник – здоровый, черный мужчина, всегда босой,
с железными руками, длинными волосами и огненными глазами. Живет в бане за каменкой или под полатями.
Может принимать любой вид, какой захочет: то покажется моющим маленьким старичком, то появится в виде большой собаки, белого зайчика или даже конской головы.
Банник очень зол и опасен для людей, особенно для тех, кто нарушает правила поведения в бане: он может запарить человека до смерти, задушить его или затащить под горячую каменку, затолкнуть в бочку из-под воды и даже содрать с живого человека кожу.
Слайд 12Кикимора
Может приобретать разный вид:
от скрюченной, неряшливой старушонки до маленькой девочки, видели ее и в облике девушки с длинной косой. Она любит морочить людям голову, оборачиваясь каким-нибудь животным – котенком, поросенком, козленком, зайцем, неизвестно откуда взявшимся в избе.
Место обитания – лес, рядом с жилищем человека.
Днем ее не видно, зато ночью в крестьянской избе ей сплошное раздолье.
От кикиморы в семье одни убытки и неприятности: творит мелкие пакости, не дает спать по ночам, бросает и бьет посуду, стучит печной заслонкой, выдергивает у хозяина волосы.
Кикимору могут напустить злые люди, чтобы навредить хозяевам или отмстить за какую-либо обиду.
Слайд 13Леший
Хозяин леса, место жительства
– лесная чащоба. Хорошим людям помогает выйти из леса, а не слишком хороших – пугает, плутает, заставляет ходить кругами.
Леший похож на человека с длинными волосами, без ресниц и бровей. Чаще всего он показывается дряхлым стариком, косматым чудовищем с козлиными ногами, рогами и бородой
В Архангельской области леший, если его задобрить, пасет стадо.
Задабривали лешего и охотники: приносили подношение в виде блина или караюхи хлеба и клали на пень
Слайд 14 Русалка
Один из низших духов славянской мифологии,
обычно вредоносный. Представляются русалки в виде красивых девушек с длинными волосами, реже – в виде косматых, безобразных женщин.
Русалка может принять вид коровы, теленка, зайца и даже птицы.
Русалок можно встретить у воды, расчесывающих волосы костяным гребнем. Они часто пугают людей, могут защекотать до смерти, утянуть на дно. Часто русалки заманивают к себе: сидит в реке и манит без слов. В представлениях поморов - русалки имеют ноги.
Слайд 15 Водяной
Водяной дух, обитающий в воде, хозяин вод. Водяного представляли в
виде нагого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом, опутанного тиной, с длинной зеленой бородой.
Водяной мог обернуться крупной рыбой, ребенком, лошадью, селезнем, собакой, лебедем.
Из воды он выходит редко, его любимым местом является речной омут возле водяной мельницы.
Поморы верили, что в море живет враждебный дух, мешающий промыслу и губящий рыбаков, поэтому ему приносились жертвы от ворованной лошади до табака.
Слайд 16
Суровая природа, ее враждебный характер, бесплодная земля привнесли в
мифологические представления шотландцев чувство судьбы и рока, тайны жизни и смерти, жестокости неизбежного, которое проявляется более, чем у других народов.
Мифологические традиции Шотландии
Слайд 17Фейри
- в кельтской мифологии общее название сверхъестественных существ
-подразделяются на две
основные группы:
Благой двор (благосклонны к людям) и Неблагой двор (враждебны людям).
Также фейри можно paздeлить на несколько родов: героические, бродячие, прирученные и одинокие.
Слайд 19Дуэргары
наиболее злобные и жестокие изо всех одиноких фейри.
Они живут в
холмах, славятся своей силой, познаниями в магии и искусством обращения с металлами.
Дуэргары возникли из личинок, пожиравших плоть великана Имира; когда появился дневной свет, они спрятались под землю.
Есть история о том, что одного заплутавшего путника дуэргар пригласил к себе - отдохнуть и обогреться у огня. Когда огонь догорел, дуэргар сунул в очаг новое поленце, лежавшее справа, а когда и то сгорело, попросил гостя принести следующее, лежавшее слева. Почуяв неладное, путник отказался, в ту же секунду дуэргар исчез вместе с очагом. Путник увидел, что сидит на краю обрыва; если бы он послушался дуэргара. то сорвался бы вниз и разбился насмерть.
Слайд 20Асраи
В шотландском фольклоре водяные фейри.
Робкие, застенчивые, они обитают на дне
моря и в глубоких озерах. На поверхность асраи поднимаются раз в сто лет, чтобы полюбоваться лунным светом.
На солнце они испаряются, от них остается лишь крохотная лужица.
Главный враг асраи - человек; эти маленькие существа в женском облике настолько прекрасны, что люди не могут удержаться от искушения схватить их.
Несмотря на весьма почтенный возраст, роста асраи небольшого, от двух до четырех футов. У них длинные зеленые волосы, а между пальцами ног - перепонки. Одежды они не носят.
Слайд 21КОРРИГАНЫ
хранительницы родников, они живут рядом с родниками под землей.
Когда наступает
полнолуние, корриганы принимаются расчесывать свои длинные волосы золотыми гребнями, медленно и неторопливо, словно в такт течению воды, которая в такие ночи приобретает целительные свойства. Причесавшись, они купаются и поют.
Если смертный мужчина услышит песню корриган, он обречен - либо он женится на корриган в течение трех дней, либо умрет.
Ростом корриганы около двух футов и прекрасно сложены. Они носят развевающиеся белые одежды,
могут по желанию менять обличье, становятся то пауками, то угрями или змеями.
Ночью корриганы кажутся невыразимо прекрасными, их золотистые волосы светятся собственным светом.
Днем же волосы тускнеют, глаза наливаются кровью, а кожа высыхает, словно у древних старух.
Слайд 22БРАУНИ
существа, живущие в людских домах и во многом сходные со славянскими
домовыми.
Ростом с ребенка, они одеты в лохмотья коричневого цвета. Облик брауни своеобразен: у многих нет носа, точнее, переносицы - только две ноздри, у некоторых отсутствуют пальцев рук и ног, у других пальцы есть, но сращенные между собой, отставлен лишь большой.
Брауни появляются по ночам и выполняют ту работу по дому, которую не доделала прислуга, рассчитывая на награду - миску сливок и коврижку с медом.
Слайд 25Русалки и
Селки (русалки-тюлени)
Слайд 26Мифологические представления шотландцев и жителей Архангельской области.
Мифологические представления Поморья и Шотландии
показало, что в их преданиях, легендах и мифологических рассказах есть много общего.
Описав персонажей и духов, объединив их в группы по месту обитания можно увидеть сходство
в описании и деятельности духов, населяющих жилище человека (домовой – брауни),
лесных существ (леший, кикимора – дриады, феи, дуэргары, фейри),
мифических обитателей воды (водяной, русалка – селки, асраи, корриганы).
Слайд 27Мифологические представления шотландцев и жителей Архангельской области.
Изучая мифологические существа, населяющие оба
края, мы подчеркнули и самобытность фольклорных традиций, что помогает определить общее и различное в национально-культурных традициях Шотландии и Поморья.