Презентация, доклад на тему Современные образовательные технологии обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС.

Содержание

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает:Обновление содержания образованияОбновление целевых установокОбновление результатовНовые средства обученияНовые технологии обученияНовые требования к подготовке учителя

Слайд 1Современные образовательные технологии обучения русскому языку и литературе в условиях перехода

на ФГОС

Подготовила:
учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ № 2 г. Россоши
Гвоздева Елена Сергеевна

Современные образовательные технологии обучения русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОСПодготовила: учитель русского языка и

Слайд 2Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает:
Обновление содержания образования
Обновление целевых установок
Обновление результатов
Новые средства

обучения
Новые технологии обучения
Новые требования к подготовке учителя

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает:Обновление содержания образованияОбновление целевых установокОбновление результатовНовые средства обученияНовые технологии обученияНовые требования к подготовке

Слайд 3Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать

свои действия;
• самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способными к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения,

Слайд 4

А. Дистервег
(немецкий педагог,
политик-либерал)
Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами.

Слайд 5«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его

интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции», - писал известный педагог В.А.Сухомлинский.
Как разработать урок по-новому? Как учителю сохранить собственное лицо и учесть при этом новые требования ФГОС?
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

«Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»,

Слайд 6Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового

поколения должен включать следующие шесть основных этапов:

мобилизация (предполагает включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);
целеполагание (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить → узнать → научиться»);
осознание недостаточности имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);
коммуникация (поиск новых знаний в паре, в группе);
взаимопроверка, взаимоконтроль;
рефлексия (осознание учеником и воспроизведение в речи того, что нового он узнал и чему научился на уроке).

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС нового поколения должен включать следующие шесть основных

Слайд 7Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы

в условиях введения ФГОС:

• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.

Какие же требования предъявляются к современному уроку русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:•  хорошо

Слайд 8 Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего,

усилить мотивацию ребенка к познанию русского языка и литературы, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если сейчас больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.

Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию русского

Слайд 9Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и

личностных результатов, - это проблемно - диалогический урок. При подготовке к такому уроку следует тщательно продумать свои действия на каждом этапе с учетом возможных ситуаций, требующих импровизации. Как сам урок, так и подготовка к нему может состоять из шести шагов.

1 . Определение нового.
Учитель четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие, свое отношение к предмету исследования и т.п..

Современный урок русского языка и литературы, направленный на формирование метапредметных и личностных результатов, - это проблемно -

Слайд 10 2 . Конструирование проблемной

ситуации.
Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен четко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как ее лучше обыграть, чтобы в дальнейшем ее разрешение привело к задуманному результату. Поэтому проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать двумя способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.
3 . Планирование действий.
Когда проблема урока будет сформулирована, начнется основная его часть- коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся. При подготовке к уроку учитель должен предусмотреть возможные варианты «развития действия», чтобы вовремя «реку направить в нужное русло». Поэтому работая над сценарием урока, следует спланировать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана с использование элементов технологии проблемного диалога для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

2 . Конструирование проблемной ситуации. 	Проблемная ситуация на уроке может,

Слайд 11 4. Планирование решений.
Планируя решение проблемы, необходимо:

во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Например, на уроках русского языка, увидев закономерность написания орфограммы, ученики могут сами сформулировать правило, а уже потом проверить себя по учебнику. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.. В-третьих, необходимо спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества. Наконец, следует составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале – каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

4. Планирование решений. 	Планируя решение проблемы, необходимо: во-первых, сформулировать свой вывод по проблеме

Слайд 12 5. Планирование результата.
Сценарий урока предполагает, что

учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы. Например, это может быть ответ на вопрос: «Так как же мы решили проблему?»
6. Планирование заданий для применения нового знания.
Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

5. Планирование результата.   Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения

Слайд 13Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном

на получение метапредметных и личностных результатов, то можно увидеть ряд отличий:
Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, направленном на получение метапредметных и личностных результатов,

Слайд 16В качестве примера.
1. Создание проблемной ситуации
Представленный ниже фрагмент урока русского

языка в шестом классе по теме «Повелительное наклонение глагола» иллюстрирует организацию проблемной ситуации.
Ученикам предлагается ответить на вопрос: Почему глагол НАПИСАТЬ в одном случае пишется НАПИШЕТЕ, а в другом НАПИШИТЕ?
А процессе поиска решения данной лингвистической задачи учащиеся, применяя имеющиеся знания, определят, что глагол написать I спряжения. Значит, форма НАПИШЕТЕ будущего времени написана верно. Форма же НАПИШИТЕ выражает повеление, просьбу, приказ, и этим определяется ее написание.
- Какой же будет тема нашего сегодняшнего урока? (Повелительное наклонение глагола)
- Что поможет вам не ошибиться в написании глаголов разных наклонений? (Знание морфемного состава слов.)
- Каков же состав каждой формы? (Здесь возможны самые разные, в том числе и ошибочные ответы учащихся.)
- Что поможет нам убедиться в том, кто же из вас прав? (Доказательство на конкретных примерах.)
- Давайте найдем верный путь решения этого вопроса. (Здесь учитель может дать подсказку шестиклассникам: измените форму числа повелительного наклонения глагола.)
После этого шестиклассники самостоятельно смогут объяснить, что в форме повелительного наклонения –И- является суффиксом, образующим форму наклонения, а –ТЕ - окончанием множественного числа в повелительном наклонении. В форме же изъявительного наклонения, с которой учащиеся уже знакомы, окончание множественного числа – ЕТЕ.

В качестве примера. 1. Создание проблемной ситуацииПредставленный ниже фрагмент урока русского языка в шестом классе по теме

Слайд 172. Работа с текстом
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.

Примерные вопросы:
· Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
· Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
· Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
· Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?

2. Работа с текстом «Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:· Какие ассоциации вызывают

Слайд 18 3. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда

учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно.
3. Инсерт - это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то,

Слайд 19   Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях

пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.    Сформулируем некоторые правила: "Как читать текст, сохраняя интерес к теме?"    Делать пометки. Предлагаем вам несколько вариантов пометок: 2 значка "+" и "V", 3 значка "+", "V", "?" , или 4 значка "+" , "V", "-", "?" . Ставьте значки по ходу чтения текста на полях. Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы ("Инсерт"), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.
  Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить

Слайд 20  Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы

вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием "Инсерт" и таблица "Инсерт" сделают зримыми процесс накопления информации, путь от "старого" знания к "новому". Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесенных в таблицу, или маркировки текста.

 Этот прием работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту,

Слайд 214. Составление кластера
Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му»,

на уроке литературы в 5 классе создается такой кластер:

4. Составление кластера Например, анализируя образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева «Му-му», на уроке литературы в 5

Слайд 225. Синквейн

Проанализировав образ Герасима, пятиклассники

могут составить такой синквейн:
Герасим
добрый, трудолюбивый
заботится, любит, работает
не должен страдать из-за жестокости людей
человек
 
Таким образом, сравнив деятельность учителя, в частности учителя русского языка и литературы до введения ФГОС и на современном этапе, понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены на усвоение обучающимся определенной суммы знаний и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

5. Синквейн      Проанализировав образ Герасима, пятиклассники могут составить такой синквейн: Герасимдобрый, трудолюбивыйзаботится,

Слайд 23 Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других,

пока продолжаешь работать над собственным образованием…
А. Дистервег
Ты лишь до тех пор способен содействовать образованию других, пока продолжаешь работать над собственным образованием…

Слайд 24Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть