Слайд 1Роль домашнего задания в формировании мыслительной деятельности учащихся на уроках русского
языка и литературы
Аблитарова Л.Э.
учитель русского языка и литературы
Слайд 2 Домашнее задание используется как эффективное средство для приобретения
новых знаний, закрепления, систематизации, а также практической отработки изученного на уроках материала.
Система продуманных домашних заданий позволит добиться высокого результата при изучении любого предмета, научит ребенка самостоятельной деятельности, разовьет навыки самоконтроля.
Слайд 4Диапазон творческих заданий.
Типовые группы:
сказки, басни, рассказы по учебным темам;
словарный диктант
на определенное правило;
кроссворды, чайнворды;
составление викторин и сообщений по словарю;
выписать из изучаемых произведений по литературе предложения, соответствующие правилу (например, по 3 предложения с качественными и относительными прилагательными);
написать заметку в школьную газету;
составление диалогов и монологов;
составление карточек с индивидуальным заданием.
Слайд 5Для успешного выполнения домашней работы требуется:
серьезное отношение к изучаемому материалу –
самостоятельность;
навыки учебной деятельности – правильность;
четкая организация подготовки рабочего места – аккуратность;
планирование работы, коррекция – самоконтроль.
Слайд 6Основная задача методической подготовки учителя в разъяснении выполнения домашнего задания –
учет знаний, способностей и желаний учащихся
Слайд 7 Правильная постановка домашних заданий по русскому языку предполагает:
органическую связь с классными занятиями;
доступность;
систематичность и последовательность;
ясность понимания учащимися задания, возможность его выполнения в определенное время;
самостоятельность учащихся.
Слайд 8При правильной организации домашних заданий учитываются следующие параметры:
объём домашней работы по
русскому языку (устной и письменной);
её содержание;
сложность предлагаемой работы;
степень самостоятельности учащихся при её выполнении;
методика инструктирования;
подготовка учащихся к выполнению домашнего задания.
Слайд 9 Важный психологический эффект состоит в самостоятельном выборе
задания, дающего возможность самореализации, чего так не хватает ученикам в условиях современной школы, особенно в подростковом возрасте.
Выбор стихотворения на уроке литературы по-своему отражает личность ученика, его настроение. При этом ученик волей-неволей читает несколько произведений, расширяя свой кругозор.
Слайд 10Формы
подачи домашнего задания:
1) …делать французс…ий, р…стение, ука..ка,
неме…кий, выр…щенный (ученики должны выписать только пропущенные буквы. Из этих букв у них получится слово «сказка»).
Значит, домашним заданием будет сочинение сказки на определенное правило. Попутно мы повторяем правила написания корней, суффиксов, приставки, звонких согласных в корне слова. Это же задание можно записать цифрами:
Слайд 11
2) 19, 12, 1, 9, 12, 1
(сказка).
Цифра – это номер буквы в алфавите.
3) выписать из художественного произведения предложения на определенное пунктуационное правило – « , », « ; », « - ».
4) «Гроза» - количество букв в слове должно соответствовать количеству предложений для их разбора.
Слайд 12 Все эти виды и формы подачи домашнего задания
позволяют заинтересовать учащихся класса в выполнении даже трудных упражнений, снижают уровень тревожности при выполнении самого задания, обучают культуре ведения диалога, помогают общению в поликультурном пространстве, повышают самооценку каждого ученика.
Слайд 13Развитие творческих способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы
Слайд 14Творчество – самый мощный импульс развития ребенка. Потенциальная гениальность живет в
каждом человеке.
Задача учителя: развивать творческие силы учащихся. Именно в творчестве происходит слияние человека с делом, особенно если оно захватывает и увлекает.
Слайд 15Занятия в творческих мастерских лучше начинать с пятого класса. Сотрудничая с
учителем начальных классов, детей легче объединить в группы. Работают они живее, часто удивляют нестандартным мышлением, необычным решением вопроса.
Приучаю детей писать сочинения-миниатюры по заданным словам.
Например, тема «Хотите - верьте, хотите – нет», заданные слова: муравьи, босоножки, сковорода, варенье, шнурки, корона, горчичники.
Слайд 16ИНСЦЕНИЗАЦИЯ СКАЗКИ В.А.СУХОМЛИНСКОГО «ДЕВОЧКА И РОМАШКА»
В шестом классе расширяется кругозор детей,
развиваются их творческие способности, необходимо дать ребенку возможность проявить себя. Ребята додумывают сами продолжение текста, учатся составлять викторины и кроссворды, создают иллюстрации к тексту, испытывают себя на поэтическом поприще.
Охотно участвуют в инсценизациях сказок, басен, рассказов.
Слайд 17
Сочинения разных типов, заметки в газеты, доклады
5-11
Викторины, кроссворды, ребусы
5-6
Создание иллюстраций к
тексту, тематических словарей
5-7
Участие в конференциях, подготовка и защита проектов
8-11
Участие в конкурсах
(районных, республиканских)
Создание басен и сказок
5-7
Составление сценариев
6-11
Поэтическая мастерская
«Мой голос», «Зеленый луч»
С 5
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Слайд 18В седьмом классе переходим к словесному рисованию. Ученики пишут сочинение.
Семиклассники уже
могут написать сочинение-настроение, а некоторые даже в стихотворной форме.
В восьмом – сочинения «Напиши мне письмо», «Интервью у писателя», «Мой друг». Это пора взросления учащихся.
Слайд 19 В 10-11 классах больше внимания уделяется работе в группах, написанию
научно-исследовательских работ и участию в проектной деятельности: это развивает их речь, логику мышления, способствует закреплению навыков культуры речи, расширению кругозора.
Слайд 20Применение информационных технологий в работе творческих мастерских позволяет:
эффективно организовать самостоятельную и
групповую работу;
повышает интерес к урокам русского языка и литературы;
развивает творческий потенциал учащихся.
Слайд 21Технология творческих мастерских – одна из личностно ориентированных форм обучения школьников,
позволяющая им проявлять свой внутренний мир и творческие способности.
Творческая мастерская – это интерактивная технология, соединяющая игровые, исследовательские, проблемные виды деятельности.
Это открытая система поиска и выбора пути познания.