Презентация, доклад на тему Разработка семинара на тему: Подготовка к ОГЭ.

Содержание

Структура экзаменаЧасть 1 – краткое изложение (задание 1). Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом: – задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого

Слайд 1Методика подготовки к ОГЭ по русскому языку

Методика подготовки к ОГЭ  по русскому языку

Слайд 2Структура экзамена
Часть 1 – краткое изложение (задание 1).

Часть 2 (задания

2–14) – задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:
– задания открытого типа на запись самостоятельно сформулированного краткого ответа;
– задания на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов.

Часть 3 (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Структура экзаменаЧасть 1 – краткое изложение (задание 1). Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом.

Слайд 3Распределение заданий

Распределение заданий

Слайд 4Продолжительность ОГЭ по русскому языку
На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут

Продолжительность ОГЭ по русскому языкуНа выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут

Слайд 5Дополнительные материалы и оборудование
Участникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

Дополнительные материалы и оборудованиеУчастникам экзамена разрешается пользоваться орфографическими словарями.

Слайд 6Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»
Лексика и

фразеология

Задание 6. Синонимы
Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»Лексика и фразеология Задание 6. Синонимы

Слайд 7Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»
Орфография

Задание 4.

Правописание приставок
Задание 5. Правописание Н и НН в суффиксах слов
разных частей речи; правописание суффиксов
различных частей речи; правописание личных
окончаний глаголов
Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»ОрфографияЗадание 4. Правописание приставокЗадание 5. Правописание Н и

Слайд 8Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»
Синтаксис
Задание 7.

Виды подчинительной связи
Задание 8. Способы выражения главных членов
предложения
Задание 11. Выделение грамматических основ предложения
Задание 12. Сложносочинённые и сложноподчинённые
предложения
Задание 13. Виды подчинения в сложносочинённом предложении
с несколькими придаточными
Задание 14. Сложное предложение с бессоюзной и союзной связью
Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»СинтаксисЗадание 7. Виды подчинительной связиЗадание 8. Способы выражения

Слайд 9Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»
Пунктуация

Задание 9.

Пунктуация при однородных и
обособленных членах предложения
Задание 10. Вводные слова, обращения,
Уточняющие обособленные обстоятельства и
знаки препинания при них
Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»ПунктуацияЗадание 9. Пунктуация при однородных и обособленных членах

Слайд 10Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»
Речь. Адекватное

понимание письменной
речи

Задание 2. Смысловой анализ текста
Соотношение номеров заданий с основными разделами учебного предмета «Русский язык»Речь. Адекватное понимание письменной речиЗадание 2. Смысловой анализ

Слайд 11Соотношение номеров заданий с основным разделами учебного предмета «Русский язык»
Художественно-выразительные
средства



Задание 3. Тропы
Соотношение номеров заданий с основным разделами учебного предмета «Русский язык»Художественно-выразительные средства Задание 3. Тропы

Слайд 12Способы сжатия текста

Способы  сжатия текста

Слайд 13Способы сжатия
ИСКЛЮЧЕНИЕ
ОБОБЩЕНИЕ
УПРОЩЕНИЕ

Способы сжатияИСКЛЮЧЕНИЕОБОБЩЕНИЕУПРОЩЕНИЕ

Слайд 14Исключение подробностей, деталей
При исключении необходимо сначала выделить главное

с точки зрения основной мысли текста и детали (подробности), затем убрать детали, объединить существенное и составить новый текст.
Исключение  подробностей, деталей   При исключении необходимо сначала выделить главное с точки зрения основной мысли

Слайд 15Приёмы исключения:
исключение повторов;
исключение одного или нескольких синонимов;
исключение уточняющих и поясняющих конструкций;
исключение

фрагментов предложения;
исключение одного или нескольких предложений;
исключение предложений, содержащих второстепенные факты;
исключение предложений с описаниями и рассуждениями.
Приёмы исключения:исключение повторов;исключение одного или нескольких синонимов;исключение уточняющих и поясняющих конструкций;исключение фрагментов предложения;исключение одного или нескольких предложений;исключение

Слайд 16Задание 1. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию и исключите её.
Цель всегда

конкретна, измеряема, достижима.
Например, целью может быть поступление в вуз
или покупка мотоцикла. В любом случае можно
заранее продумать и просчитать, что нужно
сделать, чтобы этого достичь.
(По материалам периодической печати)
Задание 1. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию и исключите её.Цель всегда конкретна, измеряема, достижима.Например, целью может быть

Слайд 17Задание 2. Прочитайте текст. Что можно исключить без ущерба для его

содержания?

Мы набирали огромные охапки палой листвы и
если домой прекрасные, печальные букеты, и
сами пропитывались их горьким запахом.
(По Ю.Нагибину)

Мы собирали огромные печальные букеты и пропитывались их горьким запахом.


Задание 2. Прочитайте текст. Что можно исключить без ущерба для его содержания?Мы набирали огромные охапки палой листвы

Слайд 18Задание 3. Сократите текст вдвое.
Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительным
лаем

Буська, коричневый бульдог, любимица всей
семьи Горького. Она пришла в ярость, чувствуя запах
медвежьей шкуры, её янтарные прозрачные глаза
вспыхнули колючей искрой собачьей ненависти, кожа
складками собралась на загривке, упругие ляжки
напряглись перед решительным прыжком. (В.А.Рождественский)


Задание 3. Сократите текст вдвое.Тут откуда-то из-за угла выскочила с оглушительнымлаем Буська, коричневый бульдог, любимица всейсемьи Горького.

Слайд 19
Внезапно откуда-то выскочила Буська, бульдог.
Разъярённая собака, почуяв запах медвежьей
шкуры, напряглась перед

прыжком, глаза её
вспыхнули ненавистью, кожа на загривке
собралась в складки.
Внезапно откуда-то выскочила Буська, бульдог.Разъярённая собака, почуяв запах медвежьейшкуры, напряглась перед прыжком, глаза еёвспыхнули ненавистью, кожа на

Слайд 20Задание 4. Прочитайте текст и сократите его.
Любовь к родному краю, к

родной культуре, к
родной речи начинается с малого – с любви к
своей семье, к своему дому. И ещё – с уважения
к таким же чувствам людей, которые тоже любят свою землю, своё – пусть и непонятное тебе – родное слово. (Д.С.Лихачёв)
Любовь к родному краю начинается с малого – с любви к своей семье, с уважения к людям.


Задание 4. Прочитайте текст и сократите его.Любовь к родному краю, к родной культуре, кродной речи начинается с

Слайд 21Задание 5. Исключите второстепенную информацию предложения.


С самого начала своей научной деятельности

М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и движения (силы), который составлял неотъемлемую часть его представлений о явлениях, изучающих естественные науки.

С самого начала своей научной деятельности
М.В.Ломоносов руководствовался принципом
сохранения вещества и движения (силы).


Задание 5. Исключите второстепенную информацию предложения.С самого начала своей научной деятельности М.В.Ломоносов руководствовался принципом сохранения вещества и

Слайд 22Задание 6. Что можно исключить из текста без ущерба для его

содержания?

Шаляпин стал первым в мире певцом и великим
актёром – ведь трудно сказать, что в «Борисе
Годунове» больше волновало – пение или игра
Шаляпина? Богата Россия талантами, но скольким
из них удаётся развиться и не заглохнуть в полной
безвестности? А вот Шаляпин не погиб. Поднялся с
самых народных низов, пришёл из Суконной
слободки, чтобы дать миру, по выражению Стасова,
«радость безмерную». (А.Седых)


Задание 6. Что можно исключить из текста без ущерба для его содержания?Шаляпин стал первым в мире певцом

Слайд 23 Шаляпин стал первым в мире певцом и великим

актёром. Трудно сказать, чем он больше волновал публику – пением или актёрской игрой. Богата Россия талантами, но многие гибнут, не раскрывшись. А Шаляпин выжил. Он поднялся с самых низов, чтобы дать людям, «радость безмерную».


Шаляпин стал первым в мире певцом и великим актёром. Трудно сказать, чем он больше

Слайд 24Обобщение
При обобщении материала вычленяются
единичные факты, затем подбираются
языковые средства их обобщённой передачи
и

составляется новый текст.
ОбобщениеПри обобщении материала вычленяютсяединичные факты, затем подбираютсяязыковые средства их обобщённой передачии составляется новый текст.

Слайд 25Приёмы обобщения:
замена однородных членов предложения обобщающим наименованием;
замена предложения или его части

определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением.
Приёмы обобщения:замена однородных членов предложения обобщающим наименованием;замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим

Слайд 26Задание 1. Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?
Он был «един и

многолик». «Един» потому, что
был Александром Ивановичем Куприным –
художником слова, своеобразным и
неповторимым. «Многолик» потому, что были
ещё Куприны: один – землемер, другой – грузчик,
третий – учётчик на заводе, спортсмен, носильщик
на вокзале, певец в хоре. И много, много других. Но
это рабочее воинство совмещалось в одном лице –
писателе Куприне. (По Б.Д.Челышеву)

разных профессий




Задание 1. Как можно словосочетанием охарактеризовать «многоликость» Куприна?Он был «един и многолик». «Един» потому, чтобыл Александром Ивановичем

Слайд 27Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем

Куприным – художником слова. «Многолик» потому, что были ещё Куприным разных профессий. Но это рабочее воинство совмещалось в писателе Куприне.

Он был «един и многолик». «Един» потому, что был Александром Ивановичем Куприным – художником слова. «Многолик» потому,

Слайд 28Не менее щедра и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей

листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз, осин, клёнов, лип. (По Ю.М.Нагибину)

Задание 2. Замените слова одной лексической группы общим понятием (словом).




Не менее щедрой была и чистопрудная осень. Бульвар утопал в пёстрой листве деревьев.


Не менее щедра и наша чистопрудная осень. Бульвар тонул в опавшей листве, жёлтой, красной, мраморной, листве берёз,

Слайд 29Задание 3. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?

Я родился

и большую часть жизни прожил в
Ленинграде. В своём архитектурном облике
город связан с именами Растрелли, Росси,
Кваренги, Захарова, Воронихина.
(По Д.С.Лихачёву)




Я родился и большую часть жизни прожил в Ленинграде, облик которого связан с именами известных архитекторов.


Задание 3. Как можно несколькими словами охарактеризовать архитектурный облик Ленинграда?Я родился и большую часть жизни прожил в

Слайд 30Задание 4. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием

(словосочетанием).

Можно ли совершенно одинаково
интересоваться строением вулканов и
неправильными глаголами, законами
взаимодействия частиц и загадкой библиотеки
Ивана Грозного, устройством ЭВМ и
натюрмортами? (По И.Милославскому)



Можно ли одинаково интересоваться разными отраслями наук?


Задание 4. Сократите предложение, заменив похожие по смыслу выражения общим понятием (словосочетанием).   Можно ли совершенно

Слайд 31Задание 5. Сократите текст, переведя частную информацию об отношении к людям

в общее представление об этом.

Достаточно ли, например, у нас воображения?
Ведь воображение нужно вовсе не для того, чтобы
придумать нечто несуществующее или
несбыточное. Воображение нужно для того, чтобы
охватить умом и сердцем всё богатство жизни, её
ситуаций, чтобы увидеть мысленным взором потаённые
уголки человеческой души. Без воображения нет образа
мира и образа человека. А без этих образов жизнь
становится плоской и упрощённой, в ней нас окружают
лишь модели и схемы, а не живые люди.

(По материалам сайтов Интернета)


Задание 5. Сократите текст, переведя частную информацию об отношении к людям в общее представление об этом.Достаточно ли,

Слайд 32Достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить

всё разнообразие жизни и человеческой души, и без которого жизнь станет упрощённой, а люди схематичными?
Достаточно ли у нас воображения, которое необходимо для того, чтобы охватить всё разнообразие жизни и человеческой души,

Слайд 33Задание 6. Сократите текст вдвое.
Эти трое были живые, смешливые, острые на

язык.
Разговор шёл о новых книгах. Было приятно слышать,
как эти ребята, молодые строители, показывали свой
вкус, самостоятельность суждений.
Они знали стихи Булата Окуджавы, уже прочитали
новый роман Габриэля Гарсии Маркеса.
Они были в курсе последних фильмов и премьер,
которых я ещё не видел, и книжных новинок, о
которых я ещё понятия не имел.
(По Д.Гранину)




Задание 6. Сократите текст вдвое.Эти трое были живые, смешливые, острые на язык. Разговор шёл о новых книгах.

Слайд 34Эти трое были остроумными. Разговор шёл о новых книгах. Ребята, молодые

строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений. Они знали книжные новинки и были в курсе последних фильмов и премьер.
Эти трое были остроумными. Разговор шёл о новых книгах. Ребята, молодые строители, показывали свой вкус, самостоятельность суждений.

Слайд 35Упрощение
При упрощении материала информация
должна предстать в упрощённой форме.

Приёмы упрощения:
слияние нескольких

предложений в одно;
замена предложения или его части указательным местоимением;
замена СПП простым;


УпрощениеПри упрощении материала информация должна предстать в упрощённой форме.Приёмы упрощения:слияние нескольких предложений в одно;замена предложения или его

Слайд 36 замена фрагмента предложения синонимичным выражением:

придаточного определительного синонимичным определением;
придаточного обстоятельственного

деепричастным оборотом;
согласованного определения, выраженного причастным оборотом нераспространённым согласованным определением;
придаточных предложений дополнениями;
прямой речи косвенной.

замена фрагмента предложения синонимичным выражением: придаточного определительного синонимичным определением;придаточного обстоятельственного деепричастным оборотом;согласованного определения, выраженного причастным оборотом

Слайд 37Задание 1. Сократите текст.


Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса
уходили вниз,

в весёлую даль, где лежало среди
зарослей озеро. Там у композитора было
любимое место – оно называлось Рудым Яром.
(К.Г.Паустовский)
Дом Чайковского стоял на пригорке, с которого был вид на весёлую даль. Там, у озера, было любимое место Чайковского – Рудый Яр.


Задание 1. Сократите текст. Дом Чайковского стоял на пригорке. Леса уходили вниз, в весёлую даль, где лежало

Слайд 38Задание 2. Сократите текст вдвое.
Как же выбрать время, чтобы несколько членов

семьи могли сразу собраться за столом? Как
выбрать это время? Находится же оно для того,
чтобы вместе смотреть телевизор! Разве мы не
просиживаем перед ним иногда часами, даже
когда ничего особенного не показывают?
Страница книги – это огромный экран, который
и не снился самому лучшему телевизору!
(По. С.Львову)


Задание 2. Сократите текст вдвое.Как же выбрать время, чтобы несколько членов семьи могли сразу собраться за столом?

Слайд 39Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти

время и для совместного чтения. Страница книги – это огромный экран, который и не снился самому лучшему телевизору.
Если можно выбрать время для просмотра телевизионных программ, то можно найти время и для совместного чтения. Страница

Слайд 40Задание 3. Изложите содержание текста простым предложением.
Итак, язык жестов может носить


вспомогательный характер, сопровождая
звуковой язык. Жесты делают нашу речь
выразительной, помогают нам произвести
большее впечатление на собеседника.
Язык жестов сопровождает звуковой язык,
делает его выразительным и помогает
произвести впечатление на собеседника.


Задание 3. Изложите содержание текста простым предложением.Итак, язык жестов может носить вспомогательный характер, сопровождая звуковой язык. Жесты

Слайд 41Задание 4. Постройте сложное предложение с разными видами связи.


Как относиться к

историческому и культурному
своей страны? Всякий ответит, что доставшееся
нам наследство надо оберегать. Но жизненный
опыт пробуждает в памяти иные, грустные, а
порой и горестные картины. (Д.С.Лихачёв)

Как относиться к историческому и культурному
наследию своей страны? Каждый ответит, что его
надо оберегать, но в памяти всё же возникают
иные, горестные картины.



Задание 4. Постройте сложное предложение с разными видами связи.Как относиться к историческому и культурному своей страны? Всякий

Слайд 42Задание 5. Запишите содержание текста с помощью сложноподчинённого предложения.

Цезарь и Ганнибал

карабкались по крутым
склонам. Они предупреждали седоков. Седоки
крепко держались в сёдлах.

Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым
склонам, предупреждая седоков, чтобы те
крепко держались в сёдлах.


Задание 5. Запишите содержание текста с помощью сложноподчинённого предложения.Цезарь и Ганнибал карабкались по крутым склонам. Они предупреждали

Слайд 43При оценивании обращается внимание
не на количество слов в изложении, а


на уровень владения приёмами сжатия. Важно не только наличие приёмов сжатия, но и правильность их применения. При правильном использовании приёмов компрессии (сжатия) исходного текста в изложении сохраняется суть авторской мысли и возможность её восприятия читателями.
При оценивании обращается внимание не на количество слов в изложении, а на уровень владения приёмами сжатия. Важно

Слайд 44Рекомендации к объему сжатого изложения
Помните, что, сжато излагая текст, необходимо
правильно

определить основные микротемы, передать
главное содержание как каждой микротемы, так и
текста в целом.
Количество абзацев в сжатом изложении (ТРИ) должно
соответствовать количеству микротем исходного текста.

Объем изложения 70-90 слов.

Рекомендации к объему сжатого  изложенияПомните, что, сжато излагая текст, необходимо правильно определить основные микротемы, передать главное

Слайд 45Рекомендации к объему сжатого
изложения

Что должно остаться в тексте: а) то содержание,

без которого был бы неясен или искажен авторский замысел
б) ключевые слова и микротемы, которые
являются опорой для опрелеления главной
информации
Рекомендации к объему сжатого изложенияЧто должно остаться в тексте: а) то содержание, без которого был бы неясен

Слайд 46Что подлежит компрессии: подробности, повторы, детали, конкретные примеры. Отсутствие второстепенной информации не

мешает воспринимать основную тему, идею, проблемы.

Рекомендации к объему сжатого изложения

Что подлежит компрессии:  подробности, повторы, детали, конкретные  примеры.  Отсутствие второстепенной информации не  мешает

Слайд 47.
Задание 2. Смысловой анализ текста

В данном задании от ученика требуется знание

темы:
"Текст как речевое единство. Смысловая и
композиционная целостность текста. Анализ текста".

Алгоритм выполнения задания:
а) внимательно прочитайте текст;
б) вдумайтесь в вопрос, на который нужно найти ответ;
в) определите, какой из предлагаемых ответов
соответствует вопросу.

.Задание 2. Смысловой анализ текстаВ данном задании от ученика требуется знание темы:

Слайд 48Задание 3. Изобразительно-выразительные
средства русского языка
Что должен знать ученик, выполняя задание:
чтобы

выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать
изобразительно-выразительные средства (тропы,
фигуры речи, лексические средства).

Алгоритм выполнения задания:
Если в задании требуется найти среди предложений то, в
котором используется определенное средство языковой
выразительности, для этого необходимо:
а) вспомнить, что означает указанный в задании прием;
б) внимательно прочитать каждое предложение;
в) определить, в каком из них использовано названное в задании
средство выразительности.

Задание 3. Изобразительно-выразительные средства русского языкаЧто должен знать ученик, выполняя задание:чтобы выбрать верный ответ, необходимо хорошо знать

Слайд 49Задание 4. Правописание приставок
Что должен знать ученик, выполняя задание:
а) приставки,

оканчивающиеся на С и З.
Правописание этих приставок зависит от
глухости-звонкости последующего звука
(распилить-разрезать);
б) приставка С относится к неизменяемым (срезать,
спилить);
в) приставки, не изменяющиеся на письме (на, за,
под, от, об, над);
г) приставки ПРЕ и ПРИ (близость, приближение,
присоединение, неполнота действия; =очень, =пере).

Задание 4. Правописание приставокЧто должен знать ученик, выполняя задание: а) приставки, оканчивающиеся на С и З.Правописание этих

Слайд 50Задание 5. Правописание Н и НН в суффиксах слов
различных частей

речи. Правописание суффиксов
различных частей речи. Правописание личных окончаний
глаголов

Что должен знать ученик, выполняя данное задание:

а) правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных, образованных от имен существительных (лебединый, глиняный, ветреный; туманный, клюквенный);
б) правописание Н и НН в отглагольных именах прилагательных и страдательных причастий (вязаный, покрашенный);
в) правописание Н и НН в именах существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных имен прилагательных (вареник,избранник);

Задание 5. Правописание Н и НН в суффиксах слов различных частей речи. Правописание суффиксов различных частей речи.

Слайд 51 Что должен знать ученик,

выполняя данное задание:


г) правописание глагольных суффиксов (ива/ыва; ева/ова;
д) правописание суффиксов О и А на конце наречий с
приставками ИЗ-, ДО-, С-, НА-, ЗА-, В- (издавна, досуда, справа;
направо, задолго, влево);
е) правописание суффиксов причастий ( УЩ/ЮЩ, АЩ/ЯЩ;
ОМ/ЕМ, ИМ);
ж) правописание личных окончаний глаголов (У/Ю, А/Я; Е/И).


Задание 5. Правописание Н и НН в суффиксах слов
различных частей речи. Правописание суффиксов
различных частей речи. Правописание личных окончаний
глаголов

Что должен знать ученик, выполняя данное задание:г) правописание глагольных суффиксов

Слайд 52Задание 6. Лексика и фразеология


Что должен знать ученик, выполняя данное задание:


лексика и фразеология; синонимы.

Алгоритм выполнения задания:

а) прочитайте предложение и определите лексическое
значение указанного в задании слова;
б) подберите к этому слову возможные синонимы;
в) определите, какой из подобранных синонимов
наиболее употребителен,
не носит оттенка книжности или разговорности и
обладает минимальной экспрессией.
Этот синоним и будет являться стилистически нейтральным

Задание 6. Лексика и фразеологияЧто должен знать ученик, выполняя данное задание: лексика и фразеология; синонимы.Алгоритм выполнения задания:а)

Слайд 53Задание 7. Виды подчинительной связи в
словосочетании



Что должен знать ученик, выполняя

задание:
что такое словосочетание; виды подчинительной связи между
главным и зависимым словом в словосочетании: согласование,
управление, примыкание.

Для выполнения задания используйте следующий алгоритм:

при образовании нужного словосочетания помните о том, как связаны между
собой главное и зависимое слово при согласовании, управлении и примыкании:

а) если оба слова изменяются - это согласование
б) если одно слово управляет другим в каком-либо падеже - это управление
в) если слова связаны только лексически и между ними нет грамматической связи,
которая осуществляется с помощью окончания и предлога или окончания –
это примыкание

Задание 7. Виды подчинительной связи в словосочетанииЧто должен знать ученик, выполняя задание: что такое словосочетание; виды подчинительной

Слайд 54Задание 7. Виды подчинительной связи в
словосочетании



2) проанализируйте зависимые слова в

образованном
словосочетании:
-если зависимым словом является прилагательное, причастие,
местоимение, числительное - это согласование;
-если зависимым словом является существительное или
местоимение, употреблённое в том или ином падеже, - это
управление;
-если зависимым словом является деепричастие, неопределённая
форма глагола, наречие, сравнительная степень прилагательного
- это примыкание.

Задание 7. Виды подчинительной связи в словосочетании2) проанализируйте зависимые слова в образованном словосочетании:-если зависимым словом является прилагательное,

Слайд 55Задание 8. Способы выражения главных членов предложения



Что должен знать ученик, выполняя

задание: способы
выражения подлежащего и сказуемого
а) чтобы правильно выделить подлежащее, надо
помнить о том, что подлежащее обозначает
производителя действия и отвечает на вопросы КТО и ЧТО;
-в придаточной части сложноподчинённого
предложения нередко выступают союзные слова
КОТОРЫЙ, ЧТО
-подлежащее может быть выражено любой частью
речи в значении существительного
-подлежащее может быть выражено словосочетанием


Задание 8. Способы выражения главных членов предложенияЧто должен знать ученик, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемогоа)

Слайд 56Задание 8. Способы выражения главных членов предложения



б) чтобы правильно выделить сказуемое

в предложении,
надо помнить о том, что сказуемое зависит от
подлежащего и отвечает на вопросы что делает предмет?
каков предмет? что с ним происходит?
кто такой предмет? что такое предмет?

Задание 8. Способы выражения главных членов предложенияб) чтобы правильно выделить сказуемое в предложении, надо помнить о том,

Слайд 57Задание 8. Способы выражения главных членов предложения



Сказуемые бывают простыми и составными:

а)

простое глагольное сказуемое может быть выражено глаголом
в форме изъявительного, повелительного или условного
наклонения инфинитивом фразеологизмом.
Нередко ученики забывают включить в состав сказуемого частицы
ПУСТЬ, ПУСКАЙ, ДАВАЙ, БЫ;
б) составное глагольное сказуемое
вспомогательный глагол+инфинитив (Он стал говорить.
Они начнуть готовиться к соревнованиям).
в) составное именное сказуемое
глагол-связка+именная часть (имя существительное, имя
прилагательное, числительное, местоимение, причастие, наречие).

Задание 8. Способы выражения главных членов предложенияСказуемые бывают простыми и составными:а) простое глагольное сказуемое может быть выражено

Слайд 58Задание 8. Способы выражения главных членов предложения



Алгоритм выполнения задания:

1. Выделите грамматические

основы в предложении.
2. Посмотрите, не входят ли в состав сказуемого слова
●РАД, ГОТОВ, ДОЛЖЕН, ОБЯЗАН, СПОСОБЕН, НАМЕРЕН,
СОГЛАСЕН, ВЫНУЖДЕН,
ЯВЛЯТЬСЯ, КАЗАТЬСЯ, СТАНОВИТЬСЯ,
СТАТЬ, СДЕЛАТЬСЯ, ОСТАВАТЬСЯ, ОКАЗАТЬСЯ, СЧИТАТЬСЯ,
ВЫГЛЯДЕТЬ
●НАДО, НУЖНО, НЕОБХОДИМО.
3. Если эти слова имеются в составе сказуемого, то надо искать
к ним продолжение, и тогда будут правильно определены
границы составного сказуемого.

Задание 8. Способы выражения главных членов предложенияАлгоритм выполнения задания:1. Выделите грамматические основы в предложении.2. Посмотрите, не входят

Слайд 59Задание 9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения




Что должен знать

ученик, выполняя задание:
простое предложение, осложнённое
однородными членами, знаки препинания при
них; простое предложение, осложнённое
обособленными членами: обособленными
определениями, обстоятельствами,
приложениями, дополнениями.

Задание 9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложенияЧто должен знать ученик, выполняя задание:простое предложение, осложнённое однородными

Слайд 60Задание 9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения




Простые предложения, осложнённые

однородными членами
(признаки однородности, знаки препинания при однородных членах)
2. Предложения, осложнённые обособленными членами
●обособленное определение (прилагательное, прилагательное с зависимыми
словами,причастие, причастный оборот)
●обособленное обстоятельство (деепричастие, деепричастный оборот)
●обособленное приложение(имя существительное с зависимыми слова или
одиночное существительное)
●обособленное дополнение (имя существительное или местоимение с предлогом
КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧАЯ, СВЕРХ

Задание 9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложенияПростые предложения, осложнённые однородными членами (признаки однородности, знаки препинания

Слайд 61Задание 9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложения




Алгоритм выполнения задания

(поиск предложения
осложнённого обособленными членами)

а) прочитайте указанные предложения, обращая внимание на то, какие
синтаксические конструкции в них выделены знаками препинания
б) помните о том, что
●обособленные определения отвечают на вопрос КАКОЙ?
●обособленные обстоятельства отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЯ? ЧТО СДЕЛАВ?
●обособленные приложения отвечают на вопросы КТО ИМЕННО ТАКОЙ?
ЧТО ИМЕННО ТАКОЕ?
● обособленные дополнения выражаются именами существительными с
предлогами КРОМЕ, ВМЕСТО, ПОМИМО, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ, ИСКЛЮЧАЯ,
СВЕРХ

Задание 9. Пунктуация при однородных и обособленных членах предложенияАлгоритм выполнения задания (поиск предложения осложнённого обособленными членами)а) прочитайте

Слайд 62Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельства





Что должен знать ученик,

выполняя задание:
правила постановки знаков препинания в
предложениях со словами и конструкциям ,
грамматически не связанными с членами предложения;
группы вводных слов; какие слова никогда не являются
вводными, но нередко ошибочно принимаются за
таковые; как различить вводные слова и схожие с
ними члены предложения; что такое обращение, знаки
препинания при них; что такое уточняющие члены
предложения (уточняющие обстоятельства).

Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельстваЧто должен знать ученик, выполняя задание: правила постановки знаков препинания

Слайд 63Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельства





ВВОДНЫЕ СЛОВА И ЗНАКИ

ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ

1.Вводные слова (уверенность, неуверенность, чувства, источник
сообщения, порядок оформления мыслей, способ оформления
мыслей). Их можно изъять из предложения и смысл не изменится.
2. Слова, которые всегда являются вводными и выделяются
запятыми (конечно,во-первых, итак, следовательно,
несомненно, по-видимому, пожалуйста.
3. Слова, которые не являются вводными (вряд ли, всё равно,
всё-таки, даже, как будто, наверняка, по-прежнему,решительно, словно).

Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельстваВВОДНЫЕ СЛОВА И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХ1.Вводные слова (уверенность, неуверенность,

Слайд 64Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельства





Алгоритм выполнения задания:

Если в

задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые при
вводном слове, проверьте, является ли найденное слово вводным или
схожим с ним членом предложения, то есть определите, можно или нельзя
его удалить из предложения:
●вводные слова можно изъять из предложения;
●схожие с вводными словами члены предложения нельзя изъять из
предложения, они запятыми не выделяются.
2. Помните о том, что не являются вводными словам и не выделяются
запятыми следующие слова:
как будто, словно; будто, вряд ли, всё равно, всё-таки, даже, именно,
между тем, по крайней мере, поистине, по-прежнему, решительно,
тем не менее.


Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельстваАлгоритм выполнения задания:Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие запятые

Слайд 65Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельства





ОБРАЩЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

ПРИ НИХ

Алгоритм выполнения задания:
1.Если в задании требуется выписать цифры, обозначающие
запятые при обращении, убедитесь в том, что найденное слово
произносится со звательной интонацией и называет того, к кому
обращаются с речью: обращение возможно не только к лицам,
но и к неодушевлённым предметам.
2. Помните о том, что в качестве обращения в предложении
выступает имя существительное в именительном падеже.
3. Не забывайте о том, что обращение может быть
распространённым.

Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельстваОБРАЩЕНИЯ И ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ НИХАлгоритм выполнения задания:1.Если в задании

Слайд 66Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельства





УТОЧНЯЮЩИЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:
●уточняющие члены

предложения служат для конкретизации
значений других членов предложения;
●уточнение всегда является тем же членом, что и уточняемое
слово.
Алгоритм выполнения задания:
если в задании требуется выписать цифры, обозначающие
запятые при уточняющем обстоятельстве, убедитесь в том,
что найденное слово или сочетание слов
●отвечает на вопросы ГДЕ ИМЕННО? КОГДА ИМЕННО?
ОТКУДА ИМЕННО? КАК ИМЕННО?
● конкретизирует место, время, образ действия

Задание 10. Вводные слова, обращения и уточняющие обстоятельстваУТОЧНЯЮЩИЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА:●уточняющие члены предложения служат для конкретизации значений других

Слайд 67Задание 11. Выделение грамматических основ предложения






Что должен знать ученик, выполняя задание:


способы выражения подлежащего и сказуемого
(задание 8 будет в помощь)

Задание 11. Выделение грамматических основ предложенияЧто должен знать ученик, выполняя задание: способы выражения подлежащего и сказуемого (задание

Слайд 68Задание 12. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения






Что должен знать ученик, выполняя данное

задание:
●уметь отличать ССП от СПП в зависимости от союзов,
соединяющих простые предложения в их составе;
●иметь представление о группах сочинительных
союзов и выполняемых ими функциях;
●понимать, что сочинительные союзы могут
связывать как однородные члены, так и простые
предложения в составе ССП;
●знать, что такое СПП и каково его строение.

Задание 12. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложенияЧто должен знать ученик, выполняя данное задание:●уметь отличать ССП от СПП в

Слайд 69Задание 12. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения






Алгоритм выполнения задания:
Определить, сколько грамматических основ

имеется в данном
предложении: если одна грамматическая основа, то предложение
простое, если две или более грамматических основ, то
предложение сложное.
2. Выявить границы простых предложений в составе сложного
предложения.
3. Посмотреть, как связаны между собой простые предложения
в составе сложных предложений
4. Только если сочинительный союз соединяет простые
предложения, тогда мы определяем данную конструкцию как ССП.
5. Если на границе простых предложений находится
подчинительный союз или союзное слово (КОТОРЫЙ, ЧТО, КОГДА,
ЕСЛИ, КАК, ИБО), предложение СПП.

Задание 12. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложенияАлгоритм выполнения задания:Определить, сколько грамматических основ имеется в данном предложении: если одна

Слайд 70Задание 13. Виды соподчинения придаточных предложений главному







Что должен знать ученик, выполняя

данное задание: что такое
последовательное, параллельное и последовательное
соподчинение.
Если при выполнении задания данного типа вы ищете в
тексте какой-либо вид соподчинения придаточных, помните,
что вас должны интересовать лишь СПП с двумя и более
придаточными частями. Если в СПП имеется только одно
придаточное, то оно не должно быть в поле вашего внимания.

Задание 13. Виды соподчинения придаточных предложений главномуЧто должен знать ученик, выполняя данное задание: что такое последовательное, параллельное

Слайд 71Задание 13. Виды соподчинения придаточных предложений главному







При последовательном соподчинении первое придаточное

предложение подчиняется главному, второе придаточное
зависит от первого придаточного и т.д.
2. При однородном соподчинении придаточные относятся к
одному общему для них главному предложению и являются
одинаковыми по значению (однородными).
3. При параллельном соподчинении придаточные предложения,
имеющие разное значение и отвечающие на разные вопросы,
относятся к одному главному.

Задание 13. Виды соподчинения придаточных предложений главномуПри последовательном соподчинении первое придаточное предложение подчиняется главному, второе придаточное зависит

Слайд 72Задание 14. Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.








Что должен знать

ученик, выполняя задание:
●сложные предложения с разными видами связи
между частями;
●виды сложных предложений (сложносочинённое,
сложноподчинённое, бессоюзное);
●отличие сложносочинённых предложений от
сложноподчинённых;
●отличие бессоюзных сложных предложений
от сложноподчинённых.

Задание 14. Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.Что должен знать ученик, выполняя задание:●сложные предложения с разными

Слайд 73Задание 14. Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.








Алгоритм выполнения задания
Определите,

сколько грамматических основ имеется в данном
предложении:
●если одна грамматическая основа, то предложение простое;
●если две и более грамматические основы, то предложение сложное;
2. Выявите границы простых предложений в составе сложного.
3. Посмотрите, как связаны между собой простые предложения
в составе сложного:
●если на границе предложений нет союзов, а присутствует
только пунктуационный знак (запятая, точка с запятой, тире,
двоеточие), значит, перед вами сложное бессоюзное
предложение;

Задание 14. Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.Алгоритм выполнения заданияОпределите, сколько грамматических основ имеется в данном

Слайд 74Задание 14. Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.








●если на границе

простых предложений находится
сочинительный союз (и, а, но, однако, либо, или),
следовательно, предложение сложносочинённое;

●если на границе простых предложений находится
подчинительный союз или союзное слово
(который, что, когда, потому что, если, ибо),
значит, предложение сложноподчинённое.

Задание 14. Сложное предложение с союзной и бессоюзной связью.●если на границе простых предложений находится сочинительный союз (и,

Слайд 75Задание 15. При выполнении данного задания экзаменуемый должен дать развёрнутый ответ,

создать высказывание в соответствии с типом речи "рассуждение"и аргументировать собственные мысли, используя в качестве доказательств своей точки зрения примеры из прочитанного текста (их должно быть не менее двух).









15.1
При написании сочинения-рассуждения на лингвистическую
тему экзаменуемый должен продемонстрировать умение
аргументировать свои мысли и утверждения, используя в
качестве доказательств своей точки зрения примеры из
прочитанного текста.

Задание 15. При выполнении данного задания экзаменуемый должен дать развёрнутый ответ, создать высказывание в соответствии с типом

Слайд 76Задание 15.
Структура сочинения- рассуждения такова:
●тезис - положение, которое надо доказать;
●аргументы

- примеры-доказательства из текста,
предложенного для анализа;
●выводы - общий итог, подтверждающий выдвинутый
тезис (без него рассуждение будет незаконченным).
Необходимо помнить, что в сочинении-рассуждении
●от тезиса к аргументам можно поставить вопрос
ПОЧЕМУ?
●аргументы доказывают тезис и отвечают на вопрос
ПОТОМУ ЧТО.

Задание 15. Структура сочинения- рассуждения такова:●тезис - положение, которое надо доказать;●аргументы - примеры-доказательства из текста, предложенного для

Слайд 77Задание 15.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ
ТЕМУ:
Сочинение на лингвистическую тему

должно соответствовать
типу речи "рассуждение" и строиться по схеме:

ТЕЗИС-ПРИМЕРЫ-АРГУМЕНТЫ ИЗ ТЕКСТА-ВЫВОД

2. При написании сочинения 15.1 необходимо помнить, что
тезисом должно являться указание на две функции языкового
явления, а аргументировать тезис необходимо примерами
из текста (не менее двух).
3. Примеры могут приводиться как в виде цитат из прочитанного
текста, так и в форме ссылки на номер или номера предложений
в нём.

Задание 15. АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ:Сочинение на лингвистическую тему должно соответствоватьтипу речи

Слайд 78Задание 15.
4. Начать сочинение можно, используя один из следующих вариантов-клише

вступления:

●фраза, предложенная в задании(цитата);
●согласие или несогласие пишущего;
●вопрос-ответ;
●собственное высказывание пишущего

Задание 15. 4. Начать сочинение можно, используя один из следующих вариантов-клише вступления:●фраза, предложенная в задании(цитата);●согласие или несогласие

Слайд 79Задание 15.
5. Чтобы дать развёрнутый, аргументированный ответ на задание и

создать
высказывание можно использовать следующие речевые клише в основной
части сочинения:
●вводные слова: таким образом, итак, действительно, например, во-первых,
●синтаксические конструкции:
"Чтобы проиллюстрировать функции..., обратимся к синтаксической
конструкции номер..., в конце которой ставится..."
"Рассмотрим предложение номер..., в котором..."
"Обратим внимание на предложение номер..., в котором..."
"Примером выполнения запятыми выделительной функции
может служить предложение номер...."

Задание 15. 5. Чтобы дать развёрнутый, аргументированный ответ на задание и создать высказывание можно использовать следующие речевые

Слайд 80Задание 15.
6. При написании сочинения можно использовать высказывания
известных писателей.

АЛГОРИТМ

НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С ОБЪЯСНЕНИЕМ
ПОНИМАНИЯ СМЫСЛА КЛЮЧЕВОГО ФРАГМЕНТА ИСХОДНОГО ТЕКСТА:


Сочинение 15.2 связано с самостоятельной интерпретацией
(истолкование) выпускником одного из ключевых фрагментов
исходного текста (как правило, его финала).
2. Сочинение должно соответствовать типу речи "рассуждение"
и строиться по следующей схеме:

Задание 15. 6. При написании сочинения можно использовать высказывания известных писателей.АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С ОБЪЯСНЕНИЕМ ПОНИМАНИЯ

Слайд 81Задание 15.
●вступление, в котором мы цитируем обозначенное в задании
15.2

предложение и тезисно объясняем его смысл, указывая,
кто из героев произносит эту фразу и о чём хочет сказать;
●основная часть, в которой следует обосновать высказанное в
первом абзаце сочинения суждение о смысле фрагмента и
привес и два примера-аргумента из исходного текста с
указанием на соответствующие номера предложений;
●итоговый вывод, в котором важно сказать о том, как
анализируемое предложение помогает понять идею текста;
отношение рассказчика к тому или иному персонажу; причины
поступков героев.

Задание 15. ●вступление, в котором мы цитируем обозначенное в задании 15.2 предложение и тезисно объясняем его смысл,

Слайд 82Задание 15.
АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ, СВЯЗАННОГО
С ОБЪЯСНЕНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ ТОГО ИЛИ

ИНОГО СЛОВА:

Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения на
морально-этическую тему с опорой на текст, предложенный во второй
части работы.
2. В качестве морально-этических понятий, предложенных для анализа при
написании сочинения, могут быть следующие: благородство, взаимовыручка,
выбор, добро, дружба, красота, любовь, человечность.
3. При выполнении задания 15.3 ученику нужно дать собственное
определение тому или иному морально-этическому понятию,
прокомментировать его (например, показать важность этого морально-
этического понятия в нашей повседневной жизни), а затем привести
два аргумента в защиту своей точки зрения:
один - из исходного текста, другой - из собственного жизненного опыта.

Задание 15. АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ, СВЯЗАННОГО С ОБЪЯСНЕНИЕМ ЗНАЧЕНИЯ ТОГО ИЛИ ИНОГО СЛОВА:Задание 15.3 предполагает написание сочинения-рассуждения

Слайд 83Задание 15.
4. Сочинение 15.3 должно строиться по следующей схеме:
●перечисляем основные

признаки, составляющие понятие
●комментируем данное нами определение (говорим об актуальности понятия,
какую роль оно играет в нашей жизни)
●обосновываем выдвинутый во вступлении тезис (толкование указанного в
задании слова) и приводим два доказательства справедливости своих
суждений
первый аргумент приводим из текста: кратко рассказываем о том, какие
поступки совершает герой и как они связаны с морально-этическим понятием
2. второй аргумент мы приводим, опираясь на собственные жизненные
впечатления

●итоговый вывод, в котором ещё раз подчёркиваем значение и важность в
наши дни морально-этического понятия, указанного в формулировке темы
сочинения.

Задание 15. 4. Сочинение 15.3 должно строиться по следующей схеме:●перечисляем основные признаки, составляющие понятие●комментируем данное нами определение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть