Слайд 1Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы МБОУ СОШ «Горки-Х» Фатневой Веры Константиновны
Слайд 2Цели образования 21 века:
уметь жить;
уметь работать;
уметь
жить вместе;
уметь учиться.
Слайд 3"Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".
Бернард Шоу
Слайд 4 Актуальность проектной деятельности на уроках
позволяет охватить всех учащихся;
не вызывает перегрузки учащихся;
придает
образовательному процессу характер сотрудничества между учителем и учеником;
значительно повышает мотивацию учебной деятельности.
Слайд 5Схемы проведения проектных уроков
схема 1
Погружение в проект, проблематизация, формулировка цели и
задач, планирование деятельности и презентация проходят на уроках, а осуществление проекта – во внеуроч-ное время в качестве опережающего домашнего задания.
Слайд 6Схемы проведения проектных уроков
схема 2
На уроке проходит только презентация, а все
остальные этапы – во внеурочной деятельности вместо домашнего задания.
Схемы проведения проектных уроков
Схема 3
Все этапы работы над проектом проходят на уроках.
Слайд 7Создание стартовой презентации учителя
Стартовая презентация учителя (формирующее оценивание)
должна включать:
вопросы, позволяющие понять,
что знают учащиеся;
вопросы, позволяющие заинтересовать учащихся;
определение микро групп и направления деятельности каждой группы;
способы распределения на группы (если вам интересно это… если вы хотите разобраться в том…);
перечень вопросов, на которые должна ответить каждая группа;
методы исследования, вероятно, различные для разных групп;
итоговый продукт деятельности каждой группы (стенгазета, презентация, сайт, буклет…);
итоговое занятие, на котором группы представят свою работу, возможно, конференция, круглый стол и иные формы итоговых занятий.
пожелания удачи
Слайд 8Оценивание
Как оценить?
Качественно
Критериально
Кто оценивает?
Самооценка
Экспертная оценка
Слайд 9Самооценка успешности ученика в коллективной работе группы
Слайд 10В чём преимущество проектных уроков и для чего они нужны?
позволяют быстрее
и эффективнее формировать и развивать УУД учащихся;
на основе УУД формируются проектные умения и проектная деятельность в целом. Пока она не будет сформирована, невозможно говорить о качественном ученическом проектировании;
значительно повышается мотивация учебной деятельности на предметных уроках;
создаются необходимые условия для применения знаний на практике.
Слайд 11Роль учителя на проектном уроке
Организатор самостоятельной познавательной деятельности учащихся
Партнер в образовательном
процессе
Эксперт
Консультант
Генератор идей
Источник знаний
Слайд 12Алгоритм разработки проектных уроков
Сформулировать проблемную ситуацию (многословно).
Из проблемной ситуации формулируется проблема
со слов «Как…? Каким образом…?
Из проблемы формируется цель (планируемый результат).
Сформулировать задачи (шаги для достижения цели).
Организовать работу в группах. Определить регламент работы.
Слайд 13Алгоритм разработки проектных уроков
6. Презентация.
7. Рефлексия учащихся.
Как организовали работу в группе?
Что
из запланированного получилось хорошо?
Какие возникли проблемы? Как были решены?
Самооценка.
8. Оценка учителя
Слайд 14 создавать обобщения, классифицировать, делать выводы;
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать задачи;
самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные пути решения задач;
владеть основами самоконтроля, самооценки в учебной познавательной деятельности;
Метапредметные результаты, формируемые на проектном уроке
Слайд 15Метапредметные результаты, формируемые на проектном уроке
соотносить свои действия с планируемыми результатами;
работать
индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликтные ситуации;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
смысловое чтение.
Слайд 16Проблемная ситуация
Проблемная ситуация - описание ситуации, содержащей проблему и условия.
Слово учителя.
В этом учебном году на уроках литературы мы изучали «Песнь о вещем Олеге» А.С. Пушкина. Ребятам постоянно приходилось обращать внимание на непонятные слова. Но ведь нельзя же изучать произведение, если тебе что-то непонятно, тем более когда написано на твоём родном русском языке!
Я объяснила им, что эти непонятные слова - устаревшие, то есть вышедшие из активного употребления (архаизмы).
Группа ребят, любителей русского языка, решили подробнее рассмотреть, как часто употребляются эти слова в нашей речи, что они значат, какую художественную роль играют. Так сложилось наше исследование. И вот что из этого получилось.
МБОУ СОШ «ГОРКИ-Х»
ОДИНЦОВСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
2013
Словарь архаизмов современного русского языка
Проект по русскому языку
Исполнители:
учащиеся 6 класса,
Руководитель:
Фатнева В.К.
учитель русского языка
и литературы
Слайд 18 Цель проекта: повысить интерес детей к родному языку, к особенностям,
возникновению, значению и употреблению архаизмов в современном русском языке.
Задачи проекта:
1.Изучить наличие архаизмов в лексике разных категорий людей (старшего возраста, родителей и обучающихся).
2.Создать словарь архаизмов.
3. Издать его и презентовать.
Слайд 19Методы:
1.Изучение материала, справочной литературы, работа со словарями.
2.Сбор материала, составление анкеты для
интервьюирования, отбор материала.
3.Распечатывание брошюры и организация презентации.
Слайд 20Ожидаемые результаты
Данный проект был реализован на внеклассном мероприятии. В
нем приняли участие учащиеся 5,6,8 классов. В итоге работы над проектом ребята познакомились с устаревшей лексикой, расширили свои знания в этой области. Осуществление проекта позволило учащимся проявить свои навыки работы с различными источниками информации.
Слайд 21 При осуществлении проектной деятельности происходила самореализация личности в работе над
созданием и выпуском «Словаря архаизмов», регулировались межличностные коммуникативные связи между участниками проекта.
В процессе творческой работы учащиеся получили полное и глубокое удовлетворение от проделанной работы, развивалась их активность, определялись социальные позиции участников проекта.
Этапы работы над проектом:
1.Разделяем детей на группы по категориям исследования, распределяем обязанности, раздаем задания.
2.Собираем материал, определяемся конкретнее с категориями групп исследования, составляем анкету - опросник, отбираем материал, продумываем иллюстрации к словарю.
3.Анализируем и обрабатываем материал, подготавливаем страницы для брошюры, делаем рисунки, подводим результаты анкетирования. Составляем сценарий презентации, готовимся к выступлению.
4.Распечатывание «Словаря архаизмов современного русского языка» и проведение презентации для школьников 6-8 классов.
Слайд 23В результате исследования этой темы доказано,
что русский язык -имеет богатейшую
книжно-письменную традицию;
-систематизированы и переведены на совре-менный русский язык слова-архаизмы, встре-чающиеся в речи людей старшего поколения,
-выдвинута и исследована гипотеза о том, что устарелые слова и выражения вносят особый колорит в современный язык;
-показано, что принципы и мастерство разнооб-разного применения архаизмов как средства лексической изобразительности остаются эстетическим образцом для нашего времени;
Слайд 24-
Выводы
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
-нельзя достичь
речевого богатства, не изучая родной язык во всем его многообразии;
-развитие общей культуры, повышение уровня знаний, требовательность к своей речи помогут обогатить речь современного школьника;
Каждого можно нацелить на стремление к постижению богатств русского языка; развитию в себе эстетического вкуса. Значит, цель нашей работы достигнута. В перспективе - понаблюдать, как эта работа проявляется в формировании культуры речи современного молодого человека.