Презентация, доклад на тему Проект-презентация А музы не молчали...

Содержание

"Я родом не из детства, из войны..." Юлия Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал ее отец. В 11 лет начала писать

Слайд 1Проект
«А музы не молчали…»

Проект«А музы не молчали…»

Слайд 2"Я родом не из детства, из войны..."
Юлия Друнина родилась 10

мая 1924 года в Москве в учительской семье. Детство прошло в центре Москвы, училась в школе, где работал ее отец. В 11 лет начала писать стихи. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором.
Когда началась Отечественная война, в шестнадцатилетнем возрасте записывается в добровольную санитарную дружину при Районном обществе Красного Креста и работает санитаркой в глазном госпитале. Участвует в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбежку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была ранена. После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов, после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке. Батальонный санинструктор, она всеми силами рвется на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в Главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда, и едет на Запад.
В Гомеле получает направление в 218-ю стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления возвращается в самоходный артполк. Звание - старшина медслужбы, воюет в Белорусском Полесье, затем в Прибалтике. Контузия, и 21 ноября 1944 получает документ "...негоден к несению военной службы".



Слайд 3«Какие удивительные лица Военкоматы видели тогда!»
Она сказала о себе: "Я родом не

из детства, из войны..." И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу - война, первое и самое яркое впечатление жизни. Как у других - любовь.
Застенчивость. Тургеневские косы. Влюбленность в книги, звезды, тишину. Но отрочество поездом с откоса Вдруг покатилось с грохотом в войну… Она как раз закончила школу, когда грянула война. Конечно, сразу бросилась с военкомат. И конечно, ее попросту прогнали: ведь ей едва исполнилось семнадцать! Юля завидовала тем девушкам, кто был старше ее на год и значит – мог попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки. Какие удивительные лица Военкоматы видели тогда! Текла красавиц юных череда <…> Все шли и шли они – Из средней школы, С филфаков, Из МЭИ и из МАИ, Цвет юности, Элита комсомола, Тургеневские девушки мои! Она и сама была совершенно тургеневской девушкой. Книжной. Романтической. Она, кажется , даже не подозревала, что в жизни существует жестокость, грубость, грязь… И всего этого ей пришлось хлебнуть с лихвою.


«Какие удивительные лица Военкоматы видели тогда!»Она сказала о себе:

Слайд 4«Идет в шинели молодость моя».
Из воспоминаний поэта Николая Старшинова, первого мужа

Юлии Друниной: «Надо еще подчеркнуть, кем на войне Юля была. Медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огнем приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжеленных раненых. Смертельная опасность и тяжкий труд вместе. В общем, намучилась и насмотрелась».
«Идет в шинели молодость моя».Из воспоминаний поэта Николая Старшинова, первого мужа Юлии Друниной: «Надо еще подчеркнуть, кем

Слайд 5Строки, опаленные войной…
Четверть роты уже скосило…
Распростертая на снегу,
Плачет девочка от бессилья,
Задыхается:

«Не могу!»

Тяжеленный попался малый,
Сил тащить его больше нет…
(Санитарочке той усталой
Восемнадцать сравнялось лет).

Если вас не найдут снаряды,
Не добьет диверсанта нож,
Ты получишь, сестра, награду –
Человека опять спасешь.
Строки, опаленные войной…Четверть роты уже скосило…Распростертая на снегу,Плачет девочка от бессилья,Задыхается: «Не могу!»Тяжеленный попался малый,Сил тащить его

Слайд 6Строки, опаленные войной…



Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты,

в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший 41-й год.

…От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
потому что имя ближе, чем Россия,
не могла сыскать.

Строки, опаленные войной… Я ушла из детства в грязную теплушку,В эшелон пехоты, в санитарный взвод.Дальние разрывы слушал

Слайд 7Строки, опаленные войной…
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на

войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне! 

С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...

Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.

Строки, опаленные войной…Нет, это не заслуга, а удачаСтать девушке солдатом на войне.Когда б сложилась жизнь моя иначе,Как

Слайд 8Строки, опаленные войной…
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы -

девчата,
Похожие на парней. 

Нет, это горят не хаты –
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата,
Похожие на парней. 


Строки, опаленные войной…Качается рожь несжатая,Шагают бойцы по ней.Шагаем и мы - девчата,Похожие на парней. Нет, это горят не

Слайд 9Строки, опаленные войной…
Я столько раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу —

во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, Тот ничего не знает о войне.
Строки, опаленные войной…Я столько раз видала рукопашный, Раз наяву. И тысячу — во сне. Кто говорит, что

Слайд 10«В тот день, когда окончилась война…»
Из воспоминаний Старшинова: «Только после второго

ранения ее списали вконец, тогда она и пришла в литинститут. Это было в конце 1944 года в Литературном институте им. Горького, куда я пришел на костылях прямо из госпиталя весной, а она – несколькими месяцами позже. Ходила, как и многие из нас, в солдатских сапогах, в поношенной гимнастерке, в шинели. Несмотря на мужскую одежду, нельзя было не заметить, как красива эта девушка. И я, конечно, сразу обратил на нее внимание. Подумал: на Любовь Орлову похожа».


Возвратившись с фронта в 45-м,
Я стеснялась стоптанных сапог
И своей шинели перемятой,
Пропыленной пылью всех дорог.

Мне теперь уже и непонятно,
Почему так мучили меня
На руках пороховые пятна
Да следы железа и огня…

«В тот день, когда окончилась война…»	Из воспоминаний Старшинова: «Только после второго ранения ее списали вконец, тогда она

Слайд 11«В тот день, когда окончилась война…»
Из воспоминаний Старшинова: «Мы были студентами

2-го курса, когда у нас родилась дочь Лена. Ютились в маленькой комнатке, жили сверхбедно, впроголодь. Все трудности военной и послевоенной жизни Юля переносила стоически – я не слышал от нее ни одного упрека, ни одной жалобы. И ходила она по-прежнему в той же шинели, гимнастерке и сапогах еще несколько лет…»

Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью.
Как норковую шубку я носила
Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплатки,
Пусть сапоги протерлись – не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда!

«В тот день, когда окончилась война…»	Из воспоминаний Старшинова: «Мы были студентами 2-го курса, когда у нас родилась

Слайд 12Послевоенное творчество
В начале 1945 в журнале "Знамя" была напечатана подборка стихов

Друниной.
В марте 1947 участвует в 1 Всесоюзном совещании молодых писателей, была принята в Союз писателей, что поддержало ее материально и дало возможность продолжать свою творческую деятельность.
В 1948 напечатаны стихи "В солдатской шинели". После сб. "В солдатской шинели" (М., 1948) выпустила книгу стихов "Стихи". 1952; В 1952 закончила Литературный институт, несколько лет учебы пропустила из-за замужества и рождения дочери. Стихов не писала.
В 1955 сборник "Разговор с сердцем", в 1958 - "Ветер с фронта", в 1960 - "Современники", в 1963 - "Тревога". Выпустила несколько десятков кн. стихов, в т.ч.: Ты рядом. М., 1964; Мой друг. М., 1965; Страна юность. 1965; Избранная лирика. М.,1968; Ты вернешься. М., 1968; В двух измерениях. 1970; Не бывает любви несчастливой. 1973; Светлокосый солдат. Избранное. Калининград, 1973 (предисловие Б.Леонова); Окопная звезда. 1975; Избранное. М., 1977; Не бывает любви несчастливой. М., 1977 (предисловие Б.Слуцкого); Мир под оливами. М., 1978; Бабье лето. М., 1980; Белые ночи. Пермь, 1980; Избранные произведения в 2 тт. М., 1981, (предисловие К.Ваншенкина); Продолжается жизнь. М., 1981; Мы обетам верны. М., 1983; Солнце - на лето. 1983; Это имя... Стихотворения. М., 1984; Метель. 1988; Полынь. М., "Современник", 1989. Стихи публиковались в газ. "Лит. новости" (№ 2, 1992), в ж-лах "Знамя" (1986, № 5), "НМ" (1985, № 5; 1986, № 12).. Переводила стихи болг., татар. и казах. поэтов. Печатала также прозу: Алиска. Рассказ. М., 1973; Я родом не из детства... М., "Современник", 1973.

Послевоенное творчествоВ начале 1945 в журнале

Слайд 13Послевоенное творчество
Из воспоминаний Старшинова: «С последних дней Отечественной до последних своих

дней Юля не могла оторваться от войны. И в стихах, даже пейзажных и любовных, то и дело возникали у нее многие подробности военных дней. Ее постоянно тянуло в те места, где довелось протопать в солдатских сапогах с санитарной сумкой по заснеженным и разбитым дорогам, испытать все тяготы, которые выпали на долю пехоты, под обстрелами перевязывать раненых, вытаскивать из боя».

Все грущу о шинели,
Вижу дымные сны –
Нет, меня не сумели
Возвратить из войны.

Дни летят, словно пули,
Как снаряды – года…
До сих пор не вернули,
Не вернут никогда.

И куда же мне деться?
Друг убит на войне,
А замолкшее сердце
Стало биться во мне.

Послевоенное творчество	Из воспоминаний Старшинова: «С последних дней Отечественной до последних своих дней Юля не могла оторваться от

Слайд 14Послевоенное творчество
Я хочу забыть вас, полковчане,
Но на это не хватает сил,
Потому

что мешковатый парень
Сердцем амбразуру заслонил.
Потому что полковое знамя
Раненая девушка несла –
Скромная толстушка из Рязани,
Из совсем обычного села.
Я хочу забыть свою пехоту.
Я забыть пехоту не могу.
Беларусь. Горящие болота.
Мертвые шинели на снегу.

Послевоенное творчествоЯ хочу забыть вас, полковчане,Но на это не хватает сил,Потому что мешковатый пареньСердцем амбразуру заслонил.Потому что

Слайд 15 «Твоя любовь — моя ограда, моя защитная броня».
Из воспоминаний Старшинова: «Большое

место в жизни Юлии Друниной занимал ее второй муж кинодраматург Алексей Яковлевич Каплер. Относился он к ней очень трогательно – был ей и мамкой, и нянькой, и отцом. Ходил по магазинам. Да и почти все другие заботы по быту брал на себя. Но самое основное – была большая любовь и был широкий круг друзей, в который он ее ввел».
«Твоя любовь — моя ограда,  моя защитная броня». 	Из воспоминаний Старшинова: «Большое место в жизни

Слайд 16«Ах океан, зовущийся Любовью…»
Ты – рядом, и все прекрасно:
И дождь, и

холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любимый,
За то, что ты есть на свете.

Мы – рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить…
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете.
«Ах океан, зовущийся Любовью…»Ты – рядом, и все прекрасно:И дождь, и холодный ветер.Спасибо тебе, мой ясный,За то,

Слайд 17 «Потому выбираю смерть…»
«…По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов

с железными локтями мире такому несовершенному существу, как я, можно только имея крепкий личный тыл… Оно и лучше – уйти физически не разрушенной, душевно не состарившейся, по своей воле. Правда, мучает мысль о грехе самоубийства, хотя я, увы, неверующая. Но если Бог есть, он поймет меня….»Написаны были эти трагические строки 20 ноября 1991 года. В хмурый зябкий осенний день поэтесса Юлия Друнина ушла из жизни – по собственной воле. Почему же? Почему обаятельный, жизнерадостный человек, участник войны, до того не сломленный испытаниями, вдруг потерял точку опоры и сознательно идет на непоправимый, невозвратный шаг? Может быть, в посмертной книге, названной «Судный час», мы найдем ответ?
«Потому выбираю смерть…» 	«…По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с

Слайд 18Судный час
Покрывается сердце инеем –
Очень холодно в судный час…
А у

вас глаза, как у инока –
Я таких не встречала глаз.

Ухожу, нету сил.
Лишь издали
(Все же крещеная!)
Помолюсь
За таких вот, как вы –
За избранных
Удержать над обрывом Русь.
Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!
Судный часПокрывается сердце инеем – Очень холодно в судный час…А у вас глаза, как у инока –

Слайд 19Романтик ушедшей эпохи
Из воспоминаний Старшинова: «Среди поэтов фронтового поколения она была

едва ли не самым неисправимым романтиком. А романтика эта не очень-то вписывалась в новую наступавшую жизнь – прагматичную и жестокую. Здесь надо сказать, что я считаю главной причиной ее гибели: именно как стала складываться в нашей стране жизнь за это последнее время. С размашистой переоценкой всех былых ценностей, с осуждением не только дурного, но и доброго, хорошего, что было за годы советской власти. Я чувствовал, как тяжело подавлена она обстановкой, сложившейся в стране. Болезненно переживала начавшийся распад СССР. Словно кровную обиду воспринимала нападки на нашу армию. Защищая ее, даже выдвинула свою кандидатуру в депутаты Верховного Совета СССР. А когда поняла, что ничего реального сделать невозможно, вышла из депутатов…» Не случайно одно из последних стихотворений она начала так: «Безумно страшно за Россию…»
Романтик ушедшей эпохи	Из воспоминаний Старшинова: «Среди поэтов фронтового поколения она была едва ли не самым неисправимым романтиком.

Слайд 20«В спокойных буднях бытия Во мне вдруг что-то надломилось, Бессмертье потеряла я...»


Как я

завидую тому, Кто сгинул на войне! Кто верил, верил до конца В «любимого отца»! Был счастлив тот солдат... Живых разбитые сердца Недолго простучат. Ее собственное сердце было разбито. Но совесть не позволяла ей жить – теперь, со всей этой правдой, которая на нее обрушилась. И последним мужественным поступком, который она могла совершить, чтобы сохранить достоинство – свое и своего поколения – было самоубийство.


Живых в душе не осталось мест — Была, как и все, слепа я. А все-таки надо на прошлом— Крест, Иначе мы все пропали. Иначе всех изведет тоска, Как дуло черное у виска. Но даже злейшему врагу Не стану желать такое: И крест поставить я не могу, И жить не могу с тоскою...

«В спокойных буднях бытия Во мне вдруг что-то надломилось, Бессмертье потеряла я...»		Как я завидую тому, Кто сгинул

Слайд 21Звезды негасимый свет
Крымские астрономы Юлия и Николай Черных назвали одну из

далеких планет Галактики именем Юлии Друниной. И это стало лучшим памятником Юлии Друниной: свет далекой звезды, свет, пронзающий время и расстояния, негасимый свет… Вечная ей память.

Звезды негасимый свет	Крымские астрономы Юлия и Николай Черных назвали одну из далеких планет Галактики именем Юлии Друниной.

Слайд 22Проект подготовила
учитель русского языка и литературы Мартьянова С. С.
2011-2012 учебный год

Проект подготовилаучитель русского языка и литературы Мартьянова С. С.2011-2012 учебный год

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть